Exit Project: Глоссарий: Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов

Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов



Принято считать, что внутренняя мотивация индивида играет ведущую роль в процессе его психического развития. В рамках профессионального развития, то эта мотивация представлена прежде всего стремлением к интеграции в социум на основе идентификации с социальными, в том числе профессионально специфическими, группами. Это стремление выражается в ориентациях, вопервых, на разные квалификационные уровни, связанные с различным объемом и качеством общего и профессионального образования и, вовторых, на разные профессиональные занятия, имеющие особый предмет труда и специфический операциональный состав. При этом ориентация на образовательный и квалификационный уровень действует прежде всего на основе достиженческой мотивации, а в ориентации на специфические предметные занятия наиболее существенную роль играют профессиональные интересы, характеризующиеся таким феноменологическим признаком, как переживание состояния заинтересованности, захваченности, зачарованности, поглощенности какимлибо процессом (см.[1]). Не всегда эти две ориентации согласованы друг с другом, и очень часто индивид в силу того, что выраженность и направленность его интересов во всей полноте остаются от него скрытыми, в осуществлении своей карьеры делает тот или иной выбор не потому, что профессия может доставлять удовлетворение сама по себе, а потому, что представители данной профессии позитивно оцениваются (через деньги, почет, власть и пр.). Это заставляет снова и снова обращаться к проблеме психодиагностики профессиональных интересов. Что касается теоретической и экспериментальной психологии, то здесь получены многочисленные подтверждения важности профессиональных интересов как в оптимизации уже сформированной профессиональной деятельности (Р.Золле), так и в процессе профессионального развития (Д.Сьюпер); показано, что профессиональные интересы, развиваясь в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному возрасту, проходят ряд стадий: от зарождения отдельных интересов, их оформления в предметном плане к их кристаллизации, завершающейся, по мнению Э.Тодта, к 15годам [12], [13], и формированию системы интересов. Но при переходе от общих положений к квалификации отдельных случаев возникают определенные трудности. В ситуации психодиагностики интересов индивида, который мобилизует себя на решение задач профессионального развития, не всегда ясно, что же является основной причиной выбора им того или иного занятия: интересность самого процесса, престижность, доступность этого занятия, возможность таким выбором доставить удовольствие другим (например, родителям) все это может выражаться в одном и том же намерении. Т.е. мотивационные переменные нивелируются, а фиксируется лишь то, что лежит на поверхности, рациональный выбор: Мне нравиться.... Мало помогает и обращение к существующей традиции решения вопроса о систематике профессиональных интересов: хотя при целостном подходе такая систематика должна соответствовать этапам развития профессиональных интересов, в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием для выделения тех или иных профессиональных интересов служит современное разделение труда (см., например, опросник Г.Ф.Кьюдера[11]). Лишь в какойто степени выйти за рамки чисто эмпирического основания удается в факторноаналитических исследованиях, где объединяются личностные признаки и признаки интересов, например, в работах Дж.Л.Холланда и Дж.П.Гилфорда[5]. Для анализа профессиональных интересов в профконсультационной практике используют разные методические стратегии. В проективных стратегиях как, например, в Тесте профессиональных изображений М.Ахтниха[3], где испытуемому предлагается составить рассказ по фотографиям людей, занимающихся какойлибо работой, и этот рассказ оценивается по выраженности мотивации к тем или иным аспектам данной работы есть достаточно большие возможности для анализа мотивационной составляющей профессиональных интересов. В этом отношении близко к проективным стратегиям стоит метод репертуарных решеток, когда профессии, предъявляемые по три, сравниваются по степени их схожести или различия (см.[10]). Но наибольшую популярность в силу высокой стандартизации имеют опросники. Одни опросники, более сложные по проведению и обработке, основаны на стратегии принудительного выбора (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле). Другие, шкальные, основаны на стратегии свободного выбора (free choice), когда надо определить степень интересности того или иного занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока). Частным видом опросников forced choice являются рейтинговые шкалы (Терминальные ценности в методике М.Рокича). И среди этих стратегий вопрос, как на основании рациональных выборов индивида определить, являются ли они проявлением достиженческой мотивации, для которой, в принципе, безразлично действительно ли выбранная профессиональная сфера является соответствующей интересам (сопровождается ли то или иное занятие чувством поглощенности и т.д.), или они действительно согласуется с интересами, особенно остро стоит перед опросниками. На этом основании в нашем исследовании решалась задача отыскания таких структурных характеристик профессиональных интересов, по которым можно было бы корректировать профили профессиональных интересов, полученные с помощью соответствующих опросников. В качестве базовой методики был выбран Тест профессиональных интересов (ТПИ)[9], первоначально разработанный М.Ирле в 1975г.[8]. В нем для классификации профессиональных интересов использовались результаты социальнопсихологического обследования более 400тыс. жителей г.Штутгарта, что позволило определить наиболее часто выбираемые сферы трудовой деятельности в современном городе[6]. По своей структуре ТПИ ориентирован на выявление профессиональных интересов в следующих профессиональных областях: 1.Технические занятия; 2.Сфера питания; 3.Канцелярские занятия; 4.Ремесленные занятия; 5.Сельское и лесное хозяйство; 6.Литература и гуманитарные науки; 7.Технические и естественные науки; 8.Торговля; 9.Социальная защита и воспитание. В оригинале опросник имеет 4параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор, а две другие свободный, т.е. шкалирование тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81занятие). Эта методика была нами переведена (с некоторыми модификациями формулировок), после чего включена в экспериментальное исследование, в котором принимали участие С.В.Ушнев, Н.Н.Трушина и Е.Б.Воеводина. При этом были использованы полная (81пункт) и короткая (27пунктов) версии ТПИ. Исследование проводилось на двух выборках. Первая выборка включала абитуриентов Московского технического лицея (МТЛ), которые заполняли полный опросник ТПИ в форме А (мальчики 77чел., девочки 5чел.) и форме В (мальчики 100чел., девочки 7чел.). На основе этого была скомпонована короткая версия ТПИ, предназначенная прежде всего для массовых обследований из списка пунктов двух форм опросника были отобраны те, которые получили наиболее оптимальные показатели распределения ответов. Проверка связей полной и короткой форм ТПИ показала достаточно выраженную их близость: коэффициенты корреляций (по Пирсону) полной и короткой форм ТПИ составили: для шкалы 1 0,64, шкалы 2 0,48, шкалы 3 0,64, шкалы 4 0,67, шкалы 5 0,67, шкалы 6 0,64, шкалы 7 0,70, шкалы 8 0,75, шкалы 9 0,68. Вторая выборка включала в себя учащихся московских школ N668 и N908 (мальчики 92чел., девочки 112чел.), которые заполняли короткую форму ТПИ. Наряду с опросником ТПИ они заполняли личностный опросник Форма по изучению личности (PRF), разработанного на основе списка потребностных состояний Г.А.Мюррея. Основная задача, поставленная перед экспериментом, заключалась в том, чтобы проанализировать структурные особенности профессиональных интересов, репрезентируемых ответами на пункты ТПИ. Для этого рассматривались факторная структура ответов на ТПИ и их связи с устойчивыми особенностями личности. Предполагалось, что при проведении факторного анализа наряду с предметной ориентированностью ответы на подобный опросник могут иметь и другие системные свойства, например, выражать степень экстравертированности интровертированности. Для выявления таких свойств, которые могли бы быть общими для ориентированных на разные предметные области интересов, на материале и полной, и короткой форм ТПИ был проведен факторный анализ методом главных компонент с последующим варимаксвращением. При этом последовательно были рассмотрены факторные решения с количеством выделяемых факторов от 1до 9. В результате этого обнаружилась интересная закономерность. При любом количестве выделяемых факторов первый из них, с одной стороны, имел значительно больший вес, чем все другие (например, при анализе формы А он объяснял 14% общей дисперсии, а другие только от 3до 7%), с другой, включал в себя с положительным знаком практически все профессиональные занятия, задействованные в опроснике. Разобраться с его содержанием помогло следующее обстоятельство: оказалось, что ответы на все пункты ТПИ положительно коррелируют друг с другом, что говорит о наличии у испытуемых общей тенденции либо признавать интересность всех профессиональных занятий, либо отрицать. На этом основании появилось предположение, что интересы имеют тенденцию к генерализации, а данный фактор мог был бы быть охарактеризован как фактор общей заинтересованности. Действительно, при расчете суммарного балла по всем пунктам опросника для каждого испытуемого (этой процедурой вводилась шкала с полюсами от позиции все нравится до позиции ничего не нравится) и определении его корреляции с данным фактором были получены очень высокие коэффициенты корреляции, говорящие об их идентичности. Коэффициент корреляции достигал для формы А значение 0.99, для формы В 1.00, для короткой формы 0.98. Другие структурные признаки профессиональных интересов, кроме степени генерализации интереса, на данном материале получены не были: по мере увеличения числа выделяемых факторов появлялись такие факторы, которые однозначно соответствовали предметным ориентациям, которые и закладывались в опросник разработчиками. Единственно, та предметная ориентация, которая оказывалась ассоциирована с фактором общей заинтересованности, при увеличении числа выделяемых факторов все более очищалась от случайных включений содержательно не соответствующие ей пункты последовательно перетягивались в факторы, выделяемые следующими. В результате этого структура полного опросника при 9факторном решении была идентична авторскому варианту, структура которого определялась содержательно. Для короткой формы ТПИ были получены аналогичные результаты. В связи с выделением такого фактора, как фактор общей заинтересованности, встал вопрос об оценке его влиянии на профессиональные интересы и о возможностях коррекции результатов психодиагностики при его учете. Для этого могло бы помочь создание таких условий, при которых влияние на частные профессиональные ориентации этого, фактически вторичного, фактора было бы поставлено под контроль, например, оно было бы максимально уменьшено, вынесено за скобки. С известной долей приближения такие условия можно смоделировать. Дело в том, что различие двух стратегий использования опросников в диагностике профессиональных интересов применение опросников с принудительным выбором и со свободным как раз и заключается в том, что в первой стратегии происходит вынесение за скобки фактора общей заинтересованности: здесь результат парных сравнений профессиональных занятий для того испытуемого, который всем интересуется, и того, кто ничем не интересуется, может быть один и тот же. И если при свободном выборе определенное профессиональное занятие получает балл, выражающий степень его интересности для индивида, то при принудительном выборе можно судить лишь о том, что это занятие более интересно, чем другое, или менее. В нашем исследовании две стратегии выявления профессиональных интересов с учетом фактора общей заинтересованности и при его игнорировании сравнивались в самом первом приближении, т.к. для более точного анализа потребовались бы значительно более сложные процедуры, для которых контингент учащихся средних школ вряд ли подошел бы. На одном и том же массиве данных который состоял из баллов, приписанных каждым испытуемым каждому профессиональному занятию (по короткой форме ТПИ) в соответствии с их интересностью были осуществлены две процедуры расчета этих данных. В первом случае проводилась обычная стандартизация данных: по каждой из девяти профессиональных областей, включающей по 3частных занятия, каждый испытуемый получал суммарный балл, который при сравнении со стандартными, групповыми(!), показателями переводился в zоценку. Во втором случае, который как раз и моделировал ситуацию тестирования с принудительным выбором, индивидуальные ответы (баллы по каждому пункту) сначала переводились в zоценки на основании индивидуальных ответов и лишь затем сравнивались с групповыми. Т.е. если один испытуемый давал следующий ряд ответов: 5 5 5 4 5 5, а другой испытуемый 4 4 4 3 4 4, то по каждому индивидуальному (!) ряду происходило вычисление стандартных показателей (X и б) и соотнесение с ними каждого ответа, после чего ряды приобретали одинаковый вид: 0.4 0.4 0.4 2.0 0.4 0.4. Такая процедура была призвана устранить действие фактора общей заинтересованности на выраженность частных профессиональных интересов. Следующим шагом было рассмотрение содержательных связей между шкалами ТПИ и личностными особенностями, выявленными с помощью опросника Форма по изучению личности (PRF). Как было показано во многих исследованиях (см., например,[2],[4]), соответствующая связь, хотя и не очень выраженная, существует. В нашу задачу входило не еще раз доказать это положение, а допуская его истинность, проверить, в каком случае при свободном или принудительном выборе спрогнозированные связи профессиональных интересов и личностных особенностей проявятся более. Априорно, на основе как общетеоретических положений, так и технологических особенностей конструирования тестов (многие личностные шкалы, как, например, шкала А опросника 16PF Р.Кеттелла, включают в себя пункты, связанные с интересами) можно было ожидать, что будут выявлены следующие связи шкал ТПИ и PRF (с учетом знака): 1.Техника = (Af, Аффилиация, преимущественная ориентация на общение, а не на предметы), (Ha, Потребность в безопасности, неготовность иметь дело с опасными предметами, в частности с механизмами), (Sr, Потребность в социальном признании, выбор престижных занятий); 2.Питание = (+Af),(+Pl, Ориентация на игру, стремление приятно проводить время), (+Su, Зависимость, готовность к конвенциональным занятиям); 3.Канцелярия = (+Ac, Потребность в достижениях, готовность к отсроченному удовлетворению), (Af), (+Or, Организованность, склонность к соблюдению порядка), (+Sr, Потребность в социальном признании) (+Su), (+Un, Потребность в новых знаниях); 4.Ремесло (деятельность в сфере дизайна) = (+Ex, Выразительность, ориентация на самопредъявление), (+Or); 5.Сельское хозяйство = (Af); 6.Гуманитарные науки = (+Ac), (+Nu, Готовность к помощи, ориентация на гуманистические отношения), (+Un); 7.Естественные науки = (+Ac), (Ha), (+Un); 8.Торговля = (+Af), (+Do, Доминантность, стремление диктовать свою волю другим), (+Ex), (+Pl); 9.Воспитание = (+Af), (+Nu). Проведение корреляционного анализа на основе двух массивов ответов по пунктам ТПИ исходного и полученного при предварительном переводе индивидуальных рядов ответов в zоценки показало, что при применении процедуры перевода индивидуальных показателей в zоценки происходит существенное огрубление исходных показателей, что сказывается на меньшем количестве корреляций, соответствующих прогнозируемым. Так, для исходного массива выявляются 27значимых корреляций, которые соответствуют прогнозируемым, а для преобразованного таких корреляций только 17. Другими словами, при вынесении за скобки и неучете фактора общей заинтересованности точность диагностики индивидуальных показателей может снижаться. Эти данные, конечно, не служат окончательным приговором стратегии принудительного выбора, но всетаки они указывают не в его пользу. Выводы: 1.При проведении факторного анализа профессиональных интересов, выявляемых при помощи Теста профессиональных интересов, выделяется фактически вторичный фактор общей заинтересованности, который прямо связан с количеством суждений Мне понравилось бы.... 2.При попытке игнорировать этот фактор при моделировании психодиагностической стратегии принудительного выбора (парного сравнения профессиональных занятий) индивидуальные показатели становятся менее точными, на что указывает снижение корреляций профессиональных интересов с личностными показателями. 3.При проведении профконсультации подростка следует более внимательно относиться к эмоциональному отклику, который он дает на те или иные профессиональные занятия (определять их абсолютную интересность), а не довольствоваться тем, что какойто занятие ему нравится еще меньше, чем другое. Литература: 1.ИзардК. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 2.Опыт работы кабинета профконсультации Тартуского государственного универстета. Тарту, 1989. 3.AchtnichM. Der BerufsbilderTest. Handbuch. Bern, 1979. 4.AllehoffW. Berufswahl und berufliche Interessen. Gottingen, 1984. 5.GuilfordJ.P. et al. A factor analysis study of human interests //Psychological Monografs. 1954. N68. 6.IrleM. Gemeindesoziologische Untersuchungen zur Ballung Stuttgart. Bad Godesberg, 1960. 7.IrleM. Eine Analyse von Beziehungen zwischen verwandten Einstellungen und Kentnissen uber den Gegenstand der Einstellungen // Zeitschr. f. exp. u. angew. Psychol., 1960, 7, p.547573. 8.IrleM. BerufsInteressenTest. Bern, 1975. 9.IrleM., AllehoffW. Berufsinteressentest II (BIT II). Gottingen, 1984. 10.KleinbeckU. Motivation und Berufswahl. Gottingen, 1975. 11.KuderG.F. Kuder General Interest Survey: Manual. Chicago, 1964. 12.TodtE. Das Interesse. Bern: Huber, 1978. 13.TodtE. Interesse / W.Sarges, R.Fricke (Hrsg.). Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffen. Gottingen, 1986. (КондаковИ.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование, N2, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Эббеке синдром, Эббингауз Герман, Эвальд (Ewald) Готфрид, Эвальда биотонус, Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация, Эвирация, Эго, Эго–психология, Эгоизм, Эгопатия, Эгоцентрическая речь, Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг, Эйдетизм, Эйдетический образ, Эйфория, Экземплификация, Экзистенциальная психология, Экзистенциальный психоанализ, Экзорцизм, Экологическая парадигма развития, Экологическая психология, Эксгибиционизм, Эксперимент, Эксперимент Стреттона, Экспериментальная амнезия, Экспериментальная психофармакология, Экспериментальная самостимуляция, Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов, Экспертиза состояния здоровья, Эксплозивность, Экспрессивная речь, Экстаз, Экстерорецепторы, Экстраверсия по Айзенку, Экстраверсия по Юнгу, Электромиография, Электроокулография, Электроретинография, Электрофизиологические методы, Электроэнцефалография, Эльконин Даниил Борисович, Эмоции, Эмоциональная глупость, Эмоциональная конституция, Эмоциональный ступор, Эмоциональный тон ощущений, Эмпатия, Эмпирическое обобщение, Эмпирическое понятие, Энвиронментальная психология, Энджелл Джеймс Роланд, Энзиматическая гипотеза формирования вкусовых ощущений, Энтелехия, Эпикур, Эргазиология, Эргография, Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон, Эренштейн (Ehrenstein) Вальтер, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд, Эриксон Эрик, Эротографомания, Эстезиометр, Этап второго полугодия, Этап первого полугодия, Этапный оперативный образ, Этноспецифическая психотерапия, Этноспецифический синдром, Этноцентризм, Этограмма, Эффект Зейгарник, Эффект консерватизма, Эффект края, Эффект Махариши, Эффект Монте–Карло, Эффект наглядности, Эффект правого уха, Эффект превосходства слова, Эффект Пуркинье, Эффект Раншбурга, Эффект репрезентативности, Эффект Рингельмана, Эффект Стайлса — Кроуфорда, Эффект Струпа, Эффект эгоцентризма, Эффект якоря, Эхоическая память, Эхолалия, Эхопраксия, , ...

 

Концептуально–пропозициональная гипотеза

Концептуальнопропозициональная гипотеза предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти человека (J.Anderson, G.Bower, 1973), о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или...

Концепция внутренней речи Л.С. Выготского

Концепция внутренней речи Л.С.Выготского (1934) теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во...

Концепция внутренней речи П.П. Блонского

Концепция внутренней речи П.П.Блонского теоретическая модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно...

Концепция выразительных движений Ч. Дарвина

Концепция выразительных движений Ч.Дарвина предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Но данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые...

Концепция межличностной совместимости Шутца

Концепция межличностной совместимости В.Шутца в рамках этой концепции постулируется обусловленность межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей. Каждый человек строит свои взаимоотношения с другими на основе трех потребностей: включенности (стремлении возбудить внимание и интерес окружающих), контроле (желании оказывать на других влияние) и любви (потребности в теплых эмоциональных отнрошениях). На основе сочетания выраженности у участников взаимодействия этих потребностей и возможностей проявления их в общении выделяются типы совместимости: взаимообменная, когда демонстрируемое и желаемое поведение у одного участника взаимодействия те же, что и у другого; инициаторная, когда один из участников взаимодействия выступает как инициатор, а другой как объект этой инициативы (стремление к доминированию контролируемость);...

Концепция морального развития Колберга

Концепция морального развития Л.Колберга (от лат. mоrale нравственный) генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 0.Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне чтото). 1.Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого....

Концепция подетального анализа

Концепция подетального анализа представления, развивавшиеся в когнитивной психологии, о том, что распознавание стимула осуществляется за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании которых строится целостное восприятие...

Концепция порождения речи А.А. Леонтьева

Процесс порождения речевого высказывания им рассматривался как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. Последовательность этапов: программирование грамматикосинтаксической стороны высказывания; грамматическая реализация и выбор слов; моторное программирование компонентов высказывания (синтагм); выбор звуков; выход. Литература. ЛеонтьевА.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.,...

Концепция профессионального развития Сьюпера

Концепция профессионального развития Д.Сьюпера генетическая теория. Сьюпер основывался на представлениях Ш.Бюлер о жизненном пути. Им даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами: стадия пробуждения, характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы фантазии (доминирование детских потребностей, в возрасте 410 лет), интересов (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 1112 лет), способностей (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 1314 лет); стадия исследования, на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы эксперимента (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 1517 лет), перехода (реализация Яконцепции, 1821 год) и пробы (овладение составом профессиональной деятельности, 2224 года); стадия консолидации, целью...

Концепция социально-генетической психологии

Концепция социальногенетической психологии (автор В.В.Рубцов.) теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурноисторической школе Л.С.Выготского , А.Н.Леонтьева . Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия). На материале формирования мышления показано, что: 1.Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;...

Концепция этнофункциональной методологии

Концепция этнофункциональной методологии генетическая теория, автор А.В.Сухарев. В основе данной концепции лежит представление о системе этнофункциональных предпочтений человека, т.е. его отношений к этническим признакам в контексте выбираемого им образа этнической самоидентичности. Эти предпочтения организованы в трех областях: климатогеографической, расовобиологической, социокультурной. При этом климатогеографической области придается наиболее существенное значение. На материале полевых и клинических исследований показано, что такого рода отношения, которые присущи отдельному человеку, могут существенно отличаться от образа этнической самоидентичности, который свойственен этнической общности, к которой реально принадлежит данный индивид. При рассогласовании этих отношений и этнической среды жизни индивида зафиксировано усиление признаков его психической дезадаптации. Для решения задач оптимизации...

Координация движений

Координация движений (от лат, со с, вместе и ordinatio расположение в порядке) управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений , в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных...

Копинг-поведение

Копингповедение (от англ. coping совладение) форма поведения , автор А.Маслоу . Готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Яконцепцией , локусом контроля , эмпатией , условиями среды. По представлениям Маслоу, противопоставлено экспрессивному поведению. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используется Индикатор стратегий преодоления стресса, разработанный Д.Амирханом. Виды: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание. Литература. LazarusR.S., KannerA.D., FоlkmanS. Emоtiоns: a cоgnitive рhenоmenоlоgical analysis // Emоtiоn. Theоry, Research and...

Копулятивный цикл

(от лат. copulatio соединение) — сложный комплекс специфических физиологических реакций, лежащих в основе интимной близости мужчины и женщины. Наряду с генитальными (собственно половое сношение) включает сложные психологические и поведенческие проявления, Условно выделяют несколько стадий К. ц. У мужчин на фоне сформировавшегося после периода полового созревания исходного состояния так называемой предварительной нейрогуморальной готовности, не имеющего специфической сексуальной окраски и воспринимаемого субъективно как физиологический комфорт, при благоприятных обстоятельствах развертывается психическая стадия, характеризующаяся возникновением половой доминанты (рис. 1). На этой стадии поведенческие реакции направлены на реализацию стремления к интимной близости с сексуальным партнером. С возрастанием степени нервного возбуждения возникает...

Кора головного мозга

Кора головного мозга верхний слой полушарий головного мозга, состоящий прежде всего из нервных клеток с вертикальной ориентацией (пирамидныe клетки), а также из пучков афферентных, центростремительных и эфферентных, центробежных нервныe волокон. В нейроанатомическом плане характеризуется наличием горизонтальных слоев, отличающихся шириной, плотностью, формами и размерами входящих в них нервных клеток. Кроме того, кору головного мозга разделяют на ряд областей, например в наиболее распространенной классификации цитоархитектонических формаций К.Бродмана в коре головного мозга человека выделено 11 областей и 52 поля. На основе данных филогенеза , выделяют новую кору, или неокортекс, старую, или архикортекс, и древнюю, или палеокортекс. По функциональному критерию выделяют три типа...

Корнилов Константин Николаевич

Корнилов Константин Николаевич (1879 1957) отечественный психолог, автор реактологического учения. В 20хгг. выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода. Анализ научной деятельности...

Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности.

Этот человек, которого Г.И.Челпанов охарактеризовал как философски беззаботного, несколько позже был признан первым советским психологом за то, что смог в 20х годах возглавить методологическую перестройку на основе диалектического материализма отечественной психологии. Он принял на себя задачу разгрома идеалистической, буржуазной психологии Г.И.Челпанова и рефлексологии В.М.Бехтерева, справился с ней достаточно успешно... и сам попал под разгромную критику. Константин Николаевич Корнилов родился 24февраля (8марта) 1879г. в Тюмени в семье бухгалтера казначейства. После окончания городского училища поступил в Омскую учительскую семинарию. По его воспоминаниям, она в то время, когда поговаривали о передаче всех народных школ в духовное ведомство, представляла собой довольно светлое явление:...

Коро

Коро этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется появлением невротического страха (доходящего до паники), возникающего у мужчин изза ощущения, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость, и связанного с убеждением, что это должно повлечь за собой смерть. Первоначально данный синдром был описан у малайцев, проживавших в Китае и Индокитае, но в дальнейшем был соотнесен с аналогичными деперсонализационными состояниями европейцев, страдавших неврозами или психозами (YapP.V. Suk yeon or koro: a culturebound depersonalisation syndrome, in: The Bulletin of the Hong Kong Chinese Medial Association, 1964, 16, 1, p....

Короткий анализ

Короткий анализ форма психоанализа. Характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики (Malan D.H. Psychoanalytische Kurztherapie, Bern, 1965). Основными процедурами его проведения являются анализ свободных ассоциаций и перенос . Но в отличии от традиционного (длинного) анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более пятисот сеансов, короткий анализ продолжается лишь 2040 еженедельных сеансов. Наибольшую эффективность применение короткого анализа имеет при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах, при характерологических же и психотических нарушениях он не используется. В качестве поддержки, наряду с коротким анализом, могут применяться и другие психотерапевтические методы...

Корсаков Сергей Сергеевич

Корсаков Сергей Сергеевич (1854 1900) русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название Корсаковского синдрома...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов