Exit Project: Глоссарий: Половое созревание

Половое созревание



Cложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы.

В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко — мужской (46ХУ). На 10—12-й неделе осуществляется дифференцировка половых протоков во внутренние половые органы (матку, маточные трубы, свод влагалища у девочек; придатки яичка, семявыносящий проток у мальчиков). С 12-й по 24-ю неделю наблюдается дифференцировка наружных половых органов. Образование внутренних и наружных гениталий женского типа происходит под влиянием автономной тенденции к феминизации и не требует воздействия половых гормонов, а для образования внутренних и наружных половых органов мужского типа необходимы морфогенетический субстрат и половые гормоны, вырабатываемые самим яичком. На 14—30-й неделе внутриутробной жизни гормональная активность гонад влияет на дифференцировку центральных нервных, в т.ч. гипоталамических, структур, определяющих в половозрелом возрасте секрецию гонадотропных гормонов (ГТГ) и половое поведение. Так, у мальчиков под влиянием авдрогенов, секретируемых яичками, циклический половой центр теряет функциональную активность, и у взрослых мужчин сохраняется только тонический тип секреции гонадолиберина (люлиберина) и гонадотропинов (см. Гипоталамические нейрогормоны, Гипофизарные гормоны). У девочек же и взрослых женщин сохраняется активность и циклического, и тонического половых центров гипоталамуса. Комплексное состояние гипоталамических половых центров и регулируемый ими уровень гипофизарных и половых гормонов принято обозначать термином «гонадостат». Гонадостат функционирует на протяжении всего развития ребенка начиная с внутриутробного периода.

Постэмбриональный период П. с. начинается с момента рождения ребенка и длится приблизительно до 6—7 лет, в течение которых происходит дальнейшая перестройка гипоталамо-гипофизарно-гонадных соотношений. Формирование взаимосвязей в цепи гипоталамус — гипофиз — гонады заканчивается к 11/2—2 годам. У ребенка 2—7 лет уровень ГТГ и половых гормонов низкий, но чрезвычайно высока чувствительность гонадостата. Поэтому низкий (детский) уровень половых гормонов тормозит гонадотропную активность гипоталамо-гипофизарной системы по принципу обратной связи и задерживает наступление пубертатного периода. Кроме того, не исключено наличие центрального ингибирующего механизма, не зависящего от отрицательной обратной связи половых стероидов и гонадостата. Так, тормозящее влияние на наступление пубертатного периода оказывают антигонадотропные гормоны эпифизарного происхождения.

Препубертатная фаза (адренархе) начинается после 6—7 лет, когда происходит созревание надпочечников с быстрым повышением концентрации надпочечниковых андрогенов, которые воздействуют на гипоталамус и стимулируют созревание гипоталамо-гипофизарной системы. Фактор, вызывающий скачкообразный подъем уровня надпочечников андрогенов, не известен. Дискутируется возможная роль пролактина или другой специфической гипофизарной фракции, которая, возможно, обладает гормональной активностью, подобной лютеинизирующему гормону.

Собственно пубертатная фаза (пубертатный период) является кульминационной в процессе П. с. Пубертатный период наступает по достижении соответствующей степени зрелости организма. Эта фаза характеризуется качественными изменениями в системе гипоталамус — гипофиз — гонады. Постепенно падает чувствительность гипоталамуса к половым гормонам и для подавления секреции ГТГ требуется все возрастающее количество половых гормонов. Снижение порога чувствительности гипоталамуса приводит к растормаживанию секреции ГТГ, уровень которой постепенно нарастает. Одновременно повышается чувствительность гипофиза к стимулирующему воздействию гонадолиберинов, выделяемых гипоталамусом, что также приводит к увеличению секреции ГТГ. Ведущую роль в повышении чувствительности гипофиза к воздействию гонадолиберина играют половые стероиды, главным образом эстрогены. В этом же периоде возрастает количество рецепторов к ГТГ в гонадах, а также количество секретируемых ими половых гормонов.

Повышение уровня ГТГ происходит скачкообразно, с нарастанием их общего уровня и амплитуды колебаний. Для становления пубертатной фазы характерно ночное увеличение выброса ГТГ, главным образом лютеинизирующего гормона (ЛГ). Пульсирующий пубертатный выброс ГТГ происходит в результате эпизодической секреции гонадолиберина. Ночной пик ЛГ вызывает более высокий подъем уровня тестостерона у мальчиков. У девочек максимальная концентрация эстрадиола наблюдается в дневное время, т.к. для его образования в яичниках нужен более длительный период времени. По мере развития пубертатного периода к ночным импульсам присоединяются дневные; происходит увеличение амплитуды и частоты импульсов с формированием зрелого типа секреции ЛГ. Пубертатный период у девочек завершается окончательным созреванием циклического центра гипоталамуса и появлением положительной обратной связи с эстрогенами.

Механизм «запуска» пубертатной фазы рассматривают как результат совпадения двух физиологических процессов, происходящих в гипоталамусе: продукции люлиберина (гонадолиберина — ГРГ) аркуатным ядром и деятельности супрахиазматического ядра — регулятора циркадных ритмов. Замедление частоты осцилляций супрахиазматического ядра приводит к усилению импульсов, стимулирующих секрецию ГРГ. В результате этого в течение раннего пубертатного периода наблюдаются эпизодические выбросы ГТГ, в частности ЛГ, в ночные часы. Затем устанавливается ритмичное выделение ГТГ, которое стимулирует синтез и секрецию половых гормонов гонадами и гаметогенез. Человек достигает половой зрелости позже, чем все остальные млекопитающие, т.к. процесс пубертатных изменений протекает у него очень медленно. В связи с этим увеличивается период зависимости детей от родителей и создаются большие возможности для передачи опыта одного поколения другому.

У мальчиков в препубертатной фазе отмечается детский тип телосложения, отсутствуют пигментированные остистые волоски на лобке и в подмышечных областях. Диаметр яичек не превышает 2,5 см. Наиболее ранним признаком пубертатного периода у мальчиков является увеличение диаметра яичек, обычно в возрасте 10—12 лет. В этом периоде в яичках начинается усиленное размножение сперматогоний. С 16 лет в семенных канальцах образуются первые сперматозоиды и еще через несколько лет канальцы достигают максимального диаметра и активности. Через год от начала роста яичек появляются вторичные половые признаки: увеличиваются длина и диаметр полового члена, отмечается оволосение на лобке (пигментированные остистые волосы), происходит изменение тембра голоса. В последующем продолжают увеличиваться размеры яичек, оволосение на лобке становится более обильным, распространяется вверх по средней линии живота, появляются признаки оволосения над верхней губой, угревая сыпь на лице. Темпы роста тела в длину достигают своего максимума, увеличивается мышечная масса.

О завершении П. с. у лиц мужского пола свидетельствует появление поллюций. Половая зрелость у них наступает в 18—20 лет. К этому времени диаметр яичек более 4,5 см, оволосение на лобке, животе и туловище приближается к своему максимуму, наблюдается рост волос на подбородке и нижней части лица. Рост волос на лице начинается обычно через 3 года после появления оволосения на лобке. Рост волос на груди и туловище, увеличение окружности грудном клетки, мышечной массы у мужчин продолжаются и в постпубертатном периоде.

Пубертатный период у девочек начинается с 8—10 лет: отмечается нагрубание молочных желез, в которых увеличивается диаметр ареол, появляются пигментированные остистые волосы на лобке и больших половых губах, ускоряется рост тела в длину. У большинства девочек нагрубание молочных желез приблизительно на 6 месяцев опережает появление оволосения на лобке и только у 10% девочек последнее предваряет рост молочных желез. Затем появляется оволосение в подмышечных областях, наблюдаются дальнейшее увеличение молочных желез и их ареол, слизистые выделения из влагалища, угревая сыпь на лице. Оволосение на лобке, в подмышечных областях и угревая сыпь на лице являются результатом повышения уровня надпочечниковых андрогенов и не зависят от функции яичников. Максимум роста тела в длину наблюдается в первой половине пубертатного периода. Ускорение роста совпадает по времени с первыми проявлениями пубертатного периода

С 10—14 лет возникает менархе (первая менструация). Ее наступление не совпадает с завершением физического развития и не свидетельствует о полноценной функции яичников. Первые яичниковые циклы не сопровождаются овуляцией. Непосредственно перед менархе общий рост тела приостанавливается, но при этом возрастают темпы увеличения размеров таза и развития вторичных половых признаков. После менархе в течение 1—2 лет происходит новая прибавка как длины, так и массы тела, увеличение окружности грудной клетки, бедер, плеч, запястья. Ускорение темпов роста тела после менархе связано с анаболическим эффектом женских половых гормонов. Через 1—2 года устанавливается ритм менструаций. Циклы пока ановуляторные, количество выделяющихся эстрогенов заметно не увеличивается, прегнандиола мало. Среди ГТГ преобладает фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). К концу пубертатной фазы вновь увеличивается количество эстрогенов (примерно через 2 года после менархе). О наступлении половой зрелости у девушек свидетельствуют регулярные яичниковые и маточные циклы (см. Менструальный цикл), которые наблюдаются обычно в 18—20 лет.

Постпубертатной фазе присуща остановка роста скелета. Менструации регулярные, на фоне увеличенной продукции эстрогенов формируются овуляторные циклы. Достоверно увеличивается выделение ЛГ, нарастает уровень прегнандиола во второй половине цикла, становится двухфазной базальная температура. Экскреция ЛГ и ФСГ приобретает закономерный циклический характер с подъемом в середине цикла, т.е. окончательно формируются гипоталамо-гипофизарно-гонадные отношения, устанавливается овуляторная функция яичников с полноценной фазой желтого тела.

Половое созревание и у девушек, и у юношей завершается формированием полноценной функции половой системы, готовой к половому размножению (к деторождению).

Отклонения и нарушения полового созревания. К отклонениям от нормального П. с. относится его задержка: запаздывание появления признаков П. с. более чем на 2 года от среднего возраста возникновения последних в популяции, т. е. отсутствие увеличения яичек у мальчиков старше 131/2 лет и увеличения молочных желез ) девочек старше 12 лет. Различают следующие формы задержки полового созревания: конституционально-соматогенную, ложную адипозогенитальную дистрофию и синдром неправильного пубертата. Конституционально-соматогенная задержка П. с. обусловлена чаще всего семейными особенностями созревания рецепторов гонад, взаимодействующих с ЛГ. Эта форма сопровождается замедлением темпов роста, отставанием костного возраста от паспортного, недостаточным развитием массы тела. Ложная адипозогенитальная дистрофия характеризуется недоразвитием наружных половых органов и отсутствием вторичных половых признаков, что обусловлено ожирением, уменьшением уровня тестостерона, чрезмерной трансформацией тестостерона в эстрогены, снижением гонадотропной функции гипофиза в возрасте, соответствующем пубертатному периоду, и запоздалым наступлением последнего. Синдром неправильного пубертата проявляется нарушением последовательности появления признаков П. с. (оволосение лобка и / или подмышечных областей опережает увеличение яичек), избыточной массой тела, опережением костного возраста. Эта форма обусловлена повышенной продукцией слабых (надпочечниковых) андрогенов, инфантильным уровнем ФСГ, сниженной чувствительностью гонад к ЛГ.

С целью установления диагноза задержки П. с. и дифференциального диагноза с гипогонадизмом проводят исследование суточного ритма ЛГ в плазме крови. Наличие эпизодических «пиков» ЛГ в ночные часы не характерно для гипогонадизма. Применяют также пробу с однократным введением хорионического гонадотропина в дозе 2000 ЕД на 1 м2 поверхности тела с исследованием уровня тестостерона в крови либо 17-кетостероидов в суточной моче до и через 48 ч и 72 ч после пробы. Обнаружение увеличения уровня тестостерона в 2 раза или 17-кетостероидов не менее чем в 11/2 раза исключает гипогонадизм.

К отклонениям П. с. можно также отнести такие состояния, как анорексия нервно-психическая, диспитуитаризм пубертатно-юношеский, персистирующая пубертатная гинекомастия.

К нарушениям П. с. относятся гермафродитизм, дисгенезии гонад (см. Яичники), гипогонадизм, гинекомастия, крипторхизм, а также гипергонадизм (гипергенитализм) — синдром, вызванный избыточной гормональной активностью половых желез и характеризующийся преждевременным половым созреванием с нарушением физического и часто психического развития. Преждевременное П. с. — патология, при которой признаки пубертатного периода появляются на 4 и более лет раньше обычного срока в популяции Различают истинное, ложное изосексуальное, ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. и его неполные формы. Истинное преждевременное П. с. обусловлено в большинстве случаев органическим поражением ц.н.с. (опухоль гипофиза, заднего гипоталамуса, серого бугра, эпифиза, воспалительное или травматическое поражение мозга). Характерны ускорение роста в детском возрасте и низкорослость после завершения П. с. вследствие раннего закрытия зон роста, раннее увеличение яичек и полового члена у мальчиков, преждевременное увеличение молочных желез и появление менструаций у девочек. У лиц обоего пола отмечается также преждевременное развитие оволосения на лобке и в подмышечных областях.

Истинное преждевременное П. с. может быть результатом генетического поражения гипоталамуса, например при синдромах Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева и Расселла — Силвера. Синдром Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева (синдром Олбрайта) характеризуется преждевременным П. с., диссеминированным фиброзным оститом, гиперпигментацией кожи: встречается главным образом у девочек. В костях обнаруживают фиброзные кисты, истончение коркового слоя, деформации, отмечается склонность к переломам. На рентгенограмме пораженной кости видны очаги разрежения или просветления костной ткани различных размеров и форм. Гиперпигментация в виде пятен коричневого цвета чаще всего обнаруживается на лице, шее, груди, спине, ягодицах, задней поверхности бедер. Преждевременное П. с. у этих больных часто сочетается с фолликулярными кистами в яичниках. Существует гипотеза, что эпизодическая продукция эстрогенов этими кистами может быть причиной раннего созревания гипоталамо-гипофизарной системы и развития преждевременного П. с., которое протекает медленнее, чем другие формы преждевременного П. с. церебрального генеза. Костный возраст ускорен, но закрытие зон роста замедлено, уровень ГТГ обычно не повышен.

При синдроме Расселла — Силвера преждевременное П. с. начинается чаще всего в 5—6 лет. Особенностью патологии является задержка костного возраста и роста несмотря на прогрессирующее П. с. Эти дети имеют малую длину и массу тела при рождении. Низкорослость сохраняется и в дальнейшем, т.к. она генетически детерминирована. Характерны треугольной формы лицо, широкий лоб, относительное недоразвитие лицевого скелета, опущенные углы рта. Наблюдаются множественные аномалии скелета: синдактилия, клинодактилия, узкое твердое небо, укорочение проксимальных отделов конечностей.

Преждевременное П. с. наблюдают при особой форме первичного гипотиреоза, при котором чрезмерное количество тиролиберина стимулирует не только тиреотропный гормон, но и обусловливает гиперпролактинемию. Выделяют также идиопатическую форму преждевременного П. с., причина которой неясна.

Ложное изосексуальное преждевременное П. с. у мальчиков развивается вследствие воздействия гонадотропинов негипофизарного происхождения при наличии гепатомы, гепатобластомы. тератомы, хорионэпителиомы, лечения экзогенным хорионическим гонадотропином, а также может быть обусловлено опухолью яичек, андростеромой и врожденной дисфункцией коры надпочечников. У девочек эта форма встречается крайне редко, развивается под влиянием эстрогенпродуцирующих опухолей яичников или надпочечников. Клинические проявления ложного изосексуального преждевременного П. с. у девочек не отличаются от таковых при истинном преждевременном половом созревании. У мальчиков отмечается несоответствие половозрелого размера полового члена и препубертатного размера яичек при андростеромах и врожденной дисфункции коры надпочечников.

Ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. у девочек бывает обусловлено врожденной дисфункцией коры надпочечников, адренопродуцирующей аденомой или раком коры надпочечников, арренобластомой или тератомой яичников, введением экзогенных андрогенов; проявляется увеличением клитора, развитием оволосения на туловище и лице по мужскому типу, огрубением голоса, чрезмерным развитием мускулатуры, ускорением роста и костного возраста, ранним закрытием зон роста. У мальчиков ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. проявляется гинекомастией и может быть как идиопатическим, так и результатом эстрогенпродуцирующих опухолей (аденомы или рака надпочечников, тератомы) либо приема эстрогенсодержащих препаратов.

К неполным формам преждевременного П. с. относятся: преждевременное телархеизолированное увеличение молочных желез без других признаков П. с., причинами которого являются повышенная чувствительность организма к эстрогенам, питание молоком менструирующей матери, функциональная гиперпролактинемия; преждевременное адренархе — изолированное развитие оволосения лобка и подмыщечных областей без других признаков П. с. вследствие преждевременной усиленной активации секреции адреналовых андрогенов (дегидроэпиандростерона и андростендиона); изолированное преждевременное менархе — довольно редкая аномалия развития, причина которой неясна.

Диагноз различных форм преждевременного П. с. основывается на оценке клинических проявлений. Обязательным является выяснение в анамнезе фактов приема гормональных препаратов, травм, аномалий или перенесенных инфекций ц.н.с. Исследуют состояние ц.н.с. (производят рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию), направляют на консультацию к офтальмологу (глазное дно и поля зрения), невропатологу и нейрохирургу. По показаниям проводят компьютерную томографию головы, ядерную магнитно-резонансную томографию. Показаны ультразвуковое исследование органов малого таза и надпочечников, радионуклидное исследование надпочечников, консультация гинеколога для исключения опухолей яичников и надпочечников, обследование состояния яичек (положение, величина, консистенция, симметричность) для исключения их опухолей.

Диагноз синдрома Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева основан на рентгенологическом выявлении фиброзных кист в костях и обнаружении пигментных пятен у девочек с клиническими проявлениями преждевременного П. с. Диагноз синдрома Расселла — Силвера устанавливают на основании характерных клинических проявлений, наличия задержки дифференцировки костного скелета, несмотря на прогрессирующее половое созревание. Диагностика неполных форм преждевременного П. с. базируется на исключении стертого течения или начала других форм этой патологии.

Лечение истинного преждевременного П. с. направлено на его прерывание для предотвращения раннего закрытия зон роста, приводящего к низкорослости и затрудненной адаптации больных детей в коллективе, что может обусловить патологическое формирование личности ребенка. С лечебной целью применяют препараты прогестагенного ряда (медроксипрогестерона ацетат, оксипрогестерона капронат и др.), которые оказывают антигонадотропное действие на уровне гипоталамуса. В результате уменьшается развитие молочных желез, прекращается прогрессирование вторичного оволосения, у мальчиков снижается гиперсексуальность, исчезают зрекции. Однако эти препараты не предотвращают низкорослость; в ряде случаев их прием приводит к маточным кровотечениям у девочек. Наиболее распространенный препарат из ряда антиандрогенов и прогестагенов — ципротерона ацетат. Его назначают как мальчикам, так и девочкам в дозах от 25—50 до 75—100 мг в сутки в зависимости от выраженности клинических проявлений и скорости закрытия зон роста. Лечение ципротерона ацетатом требует тщательного и постоянного врачебного контроля. Особенно осторожно, постепенно проводят его отмену во избежание острой надпочечниковой недостаточности. которая может возникнуть в связи с подавлением ципротерона ацетатом глюкокортикоидной функции надпочечников (это возможно только при применении высоких доз препарата — до 100 мг в сутки). Имеются сообщения о применении синтетического аналога гонадолиберина, при длительном лечении которым наблюдается парадоксальное истощение гонадотропных клеток гипофиза. При наличии опухолей, вызывающих истинное и ложное преждевременное П. с., требуется хирургическое вмешательство с целью их удаления.

Применение антигонадотропной терапии при синдроме Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайчева не целесообразно в связи с тем, что основную опасность в данном случае представляет костная патология. Однако после завершения П. с. патологический процесс обычно стабилизируется. Поскольку при синдроме Расселла — Силвера половое созревание скорее ускоренное, а не преждевременное, антигонадотропное лечение также можно не проводить. Не подлежат лечению и все формы неполного преждевременного полового созревания.

Лечение задержки П. с. показано только в тех случаях, когда она является причиной развития у подростка комплекса неполноценности. При отсутствии последнего возможна выжидательная тактика. С целью стимуляции П. с. в это время применяют поливитаминные препараты, включающие витамин Е. Необходимо также соблюдение режима занятий и отдыха, правил гигиены.

Прогноз. Всем детям с преждевременным П. с. грозит низкорослость, несмотря на опережение в физическом развитии в детстве. Прогноз при ложном преждевременном П. с. зависит от вида опухоли. Так, тератомы и хорионэпителиомы склонны к малигнизации и метастазированию. Злокачественны также большинство опухолей надпочечников и яичек. Прогноз при доброкачественных опухолях ц.н.с. и яичек, а также при неполных формах преждевременного П. с. благоприятный, при синдроме Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева определяется течением костной патологии.



Библиогр.: Блунк В. Детская эндокринология, пер. с нем., с. 177. М., 1981; Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма, с. 157. М., 1987; Нарушения полового развития, под ред. М.А. Жуковского, М., 1989; Резников А.г. и Варга С.В. Антиандрогены. М, 1988; Скородок Л.М. и Савченко О.Н. Нарушения полового развития у мальчиков, М., 1984, библиогр.; Теппермен Дж. и Теппермен X. М. Физиология обмена веществ и эндокринной системы, пер. с англ., с. 177, М., 1989.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Корсаковский синдром

Корсаковский синдром психопатологический синдром , впервые описанный С.С.Корсаковым в 1887г. Характеризуется расстройствами запоминания текущих событий при относительной сохранности воспоминаний о давних событиях и приобретенных навыках. При этом пробелы памяти могут заполняться такими событиями, которые происходили раньше или могли произойти. Наблюдается при Корсаковском психозе, опухолях...

Кос Сэмуэль Калман

Кос (Kohs) Сэмуэль Калман (1890 ?) американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального...

Косвенная агрессия

Косвенная агрессия агрессивное поведение, направленность которого против какогото лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом...

Космическая психология

Космическая психология раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных...

Коффка (Koffka) Курт

Коффка (Koffka) Курт (18.03.1886, Берлин 22.11.1941) немецкий психолог. В 1908г. подготовил докторскую диссертацию у К.Штумпфа . Работал ассистентом у О.Кюльпе и К.Марбе в Вюрцбурге, с 1910г. у Ф.Шумана во Франкфурте. В 19111924гг. работал в качестве приватдоцента в университете Гессена, с 1927г. профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М.Вертгеймером и В.Келером является основателем гештальпсихологии . Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги Принципы гештальпсихологии (1935). Издатель журнала Psychologische Forschung. Занимался проблемами психического развития...

Кохут (Kohut) Хайнц

Кохут (Kohut) Хайнц (3.5.1913, Вена 8.9.1981, Чикаго) американский психоаналитик. Единственный сын в богатой австроеврейской сeмье, получил блестящее и разностороннее общее образование (искусство, иностранные языки), после окончания в 1932г. Деблингерской гимназии Вены продолжил образование в Венском университете у А.Айхорна (доктор медицины, 1938). В связи с угрозой нацизма в 1939г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940г. в США (получил гражданство в 1945г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941г. по 1943г. Кохут невролог в госпитале Чикагского университета, с 1943г. по 1947г. преподаватель неврологии и...

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ) количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в...

Краниограф

Краниограф измерительный прибор, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Автор Ч.Ломброзо...

Кратковременная память

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической...

Краффт-Эбинг Рихард Фрайхерр фон

КраффтЭбинг (KrafftEbing) Рихард Фрайхерр фон (14.08.1840, Маннгейм 22.12.1902, Грац) немецкий психиатр. Начал карьеру в качестве психиатра клиники в Илленау. С 1872г. профессор психиатрии в Страсбурге, с 1873г. в Граце, с 1889г. в Вене. Специалист по общей психопатологии, сексуальным расстройствам. Уточнил систематику патологии сексуальной сферы. С помощью прививок сифилиса паралитикам доказал, что прогрессивный паралич имеет сифилитическую этиологию. Разрабатывал понятия навязчивых представлений и сумеречного сознания. В 1887г. провел опыты с внушением испытуемым разных возрастов (Экспериментальное исследование в области гипнотизма. СПб., 1889). Сочинения. Lehrbuch der Psychiatrie. Stuttgart, 1869; Psychopathia sexialis. Stuttgart,...

Крачфилд Ричард

Крачфилд (Crutchfild) Ричард (20.06.1912 Питсбург, США 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. В 1934г. получил образование в Калифорнийском политехническом институте. Работал в Калифорнийском университете (доктор философии, 1938). Во время второй мировой войны руководил секцией Министерства сельского хозяйства (194244) и исследованиями в отделе военной информации (194445). С 1946 по 1952г. профессор Суотморского колледжа в НьюЙорке, с 1953г. профессор и член совета директоров Института диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформного поведения. Сочинения. Conformity and creative thinking // (Eds.)...

Креативность

Креативность (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности . С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют...

Креативность по Торренсу

Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание) индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Литература. ШумаковаН.Б., ЩебалноваЕ.И., ЩербоН.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N1,...

Крепелин (Kraepelin) Эмиль

Крепелин (Kraepelin) Эмиль (15.02.1856, Нейстрелитц 7.10.1926, Мюнхен) немецкий психиатр, ученик В.Вундта. С1886г. профессор психиатрии в Дорпат, с1891г. в Гейдельберге, с1903г. в Мюнхене. Предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии. Начал исследования по...

Креч Дэвид

Креч (Krech) Дэвид (27.03.1909 Свенчанка, Белоруссия 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. Получил образование в НьюЙоркском университете. С 1933г. получил степень доктора в Калифорнийском университете. С 1937 по 1938г. работал в Суотморском колледже в НьюЙорке, с 1938 по 1939 в университете штата Колорадо, с 1947г. штата Калифорния. С 1949 по 1971г. профессор Калифорнийского университета. Член Международного союза исследователей мозга. Специалист по проблемам психофизиологии поведения, специальной психологии. В 1948г. принимал участие в обосновании Нового взгляда в психологии, инициированного Дж.Брунером. В дальнейшем проводил исследование влияния научения на биохимию и анатомию мозга. Сочинения. Elements оf Psychology. N.Y., 1970 (with R.Chrutchfild,...

Кречмер (Kretschmer) Эрнст

Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна 9.2.1964, Тюбинген) немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э.Крепелина, затем на стажировке в госпитале Eppendorf в Гамбурге и в Тюбингене, у Р.Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914г. докторскую диссертацию по теме Развитие бреда и маниакальнодепрессивный симптомокомплекс. Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в...

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы). На последующее развитие...

Кривая упражнения

Кривая упражнения графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит на основе обратной связи коррекция начального состава действия. При формировании сложных действий кривая упражнения имеет участок (плато), на котором число ошибок не уменьшается и во время прохождения которого один тип психической регуляции сменяется на...

Криминальная психология

Криминальная психология отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая...

Критериально-ориентированные тесты

Критериальноориентированные тесты (от греч. kriteriоn признак, на основании которого производится оценка) класс тестов достижений . Психодиагностические методики, направленные на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью. Критерием в них выступает владение вполне определенными знаниями, умениями или навыками. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического компонента в общей структуре оцениваемого...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Половое созревание