Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Корсаковский синдром

Корсаковский синдром психопатологический синдром , впервые описанный С.С.Корсаковым в 1887г. Характеризуется расстройствами запоминания текущих событий при относительной сохранности воспоминаний о давних событиях и приобретенных навыках. При этом пробелы памяти могут заполняться такими событиями, которые происходили раньше или могли произойти. Наблюдается при Корсаковском психозе, опухолях...

Кос Сэмуэль Калман

Кос (Kohs) Сэмуэль Калман (1890 ?) американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального...

Косвенная агрессия

Косвенная агрессия агрессивное поведение, направленность которого против какогото лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом...

Космическая психология

Космическая психология раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных...

Коффка (Koffka) Курт

Коффка (Koffka) Курт (18.03.1886, Берлин 22.11.1941) немецкий психолог. В 1908г. подготовил докторскую диссертацию у К.Штумпфа . Работал ассистентом у О.Кюльпе и К.Марбе в Вюрцбурге, с 1910г. у Ф.Шумана во Франкфурте. В 19111924гг. работал в качестве приватдоцента в университете Гессена, с 1927г. профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М.Вертгеймером и В.Келером является основателем гештальпсихологии . Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги Принципы гештальпсихологии (1935). Издатель журнала Psychologische Forschung. Занимался проблемами психического развития...

Кохут (Kohut) Хайнц

Кохут (Kohut) Хайнц (3.5.1913, Вена 8.9.1981, Чикаго) американский психоаналитик. Единственный сын в богатой австроеврейской сeмье, получил блестящее и разностороннее общее образование (искусство, иностранные языки), после окончания в 1932г. Деблингерской гимназии Вены продолжил образование в Венском университете у А.Айхорна (доктор медицины, 1938). В связи с угрозой нацизма в 1939г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940г. в США (получил гражданство в 1945г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941г. по 1943г. Кохут невролог в госпитале Чикагского университета, с 1943г. по 1947г. преподаватель неврологии и...

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта (IQ) количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в...

Краниограф

Краниограф измерительный прибор, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Автор Ч.Ломброзо...

Кратковременная память

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической...

Краффт-Эбинг Рихард Фрайхерр фон

КраффтЭбинг (KrafftEbing) Рихард Фрайхерр фон (14.08.1840, Маннгейм 22.12.1902, Грац) немецкий психиатр. Начал карьеру в качестве психиатра клиники в Илленау. С 1872г. профессор психиатрии в Страсбурге, с 1873г. в Граце, с 1889г. в Вене. Специалист по общей психопатологии, сексуальным расстройствам. Уточнил систематику патологии сексуальной сферы. С помощью прививок сифилиса паралитикам доказал, что прогрессивный паралич имеет сифилитическую этиологию. Разрабатывал понятия навязчивых представлений и сумеречного сознания. В 1887г. провел опыты с внушением испытуемым разных возрастов (Экспериментальное исследование в области гипнотизма. СПб., 1889). Сочинения. Lehrbuch der Psychiatrie. Stuttgart, 1869; Psychopathia sexialis. Stuttgart,...

Крачфилд Ричард

Крачфилд (Crutchfild) Ричард (20.06.1912 Питсбург, США 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. В 1934г. получил образование в Калифорнийском политехническом институте. Работал в Калифорнийском университете (доктор философии, 1938). Во время второй мировой войны руководил секцией Министерства сельского хозяйства (194244) и исследованиями в отделе военной информации (194445). С 1946 по 1952г. профессор Суотморского колледжа в НьюЙорке, с 1953г. профессор и член совета директоров Института диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформного поведения. Сочинения. Conformity and creative thinking // (Eds.)...

Креативность

Креативность (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности . С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют...

Креативность по Торренсу

Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание) индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Литература. ШумаковаН.Б., ЩебалноваЕ.И., ЩербоН.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N1,...

Крепелин (Kraepelin) Эмиль

Крепелин (Kraepelin) Эмиль (15.02.1856, Нейстрелитц 7.10.1926, Мюнхен) немецкий психиатр, ученик В.Вундта. С1886г. профессор психиатрии в Дорпат, с1891г. в Гейдельберге, с1903г. в Мюнхене. Предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии. Начал исследования по...

Креч Дэвид

Креч (Krech) Дэвид (27.03.1909 Свенчанка, Белоруссия 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. Получил образование в НьюЙоркском университете. С 1933г. получил степень доктора в Калифорнийском университете. С 1937 по 1938г. работал в Суотморском колледже в НьюЙорке, с 1938 по 1939 в университете штата Колорадо, с 1947г. штата Калифорния. С 1949 по 1971г. профессор Калифорнийского университета. Член Международного союза исследователей мозга. Специалист по проблемам психофизиологии поведения, специальной психологии. В 1948г. принимал участие в обосновании Нового взгляда в психологии, инициированного Дж.Брунером. В дальнейшем проводил исследование влияния научения на биохимию и анатомию мозга. Сочинения. Elements оf Psychology. N.Y., 1970 (with R.Chrutchfild,...

Кречмер (Kretschmer) Эрнст

Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна 9.2.1964, Тюбинген) немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э.Крепелина, затем на стажировке в госпитале Eppendorf в Гамбурге и в Тюбингене, у Р.Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914г. докторскую диссертацию по теме Развитие бреда и маниакальнодепрессивный симптомокомплекс. Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в...

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы). На последующее развитие...

Кривая упражнения

Кривая упражнения графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит на основе обратной связи коррекция начального состава действия. При формировании сложных действий кривая упражнения имеет участок (плато), на котором число ошибок не уменьшается и во время прохождения которого один тип психической регуляции сменяется на...

Криминальная психология

Криминальная психология отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая...

Критериально-ориентированные тесты

Критериальноориентированные тесты (от греч. kriteriоn признак, на основании которого производится оценка) класс тестов достижений . Психодиагностические методики, направленные на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью. Критерием в них выступает владение вполне определенными знаниями, умениями или навыками. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического компонента в общей структуре оцениваемого...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание