Exit Project: Глоссарий: Зрение

Зрение



Зрение (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур - зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры (латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в свою очередь, - возникновение нервных импульсов, которые передаются в следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа. В сетчатке человека насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 150 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной части сетчатки, называемой пятном (желтым пятном). По мере удаления от него количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает, на периферии сетчатки имеются только палочки. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное зрение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но в то же время очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью. Пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, — место наиболее четкого, так называемого центрального зрения. Другие отделы сетчатки обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Центральное З. дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы; периферическое зрение служит для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации (см. Светоощущение). Глаз человека различает большое количество цветовых оттенков благодаря наличию в сетчатке глаза трех видов колбочек, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов - красным, зеленым или синим. Ощущение цвета зависит от сочетания возбуждения этих рецепторов (см. Цветовое зрение). Разрешающая способность зрения, т.е. способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Мерой остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения. За единицу (1,0) принимают такую остроту зрения, при которой наименьший угол различения равен 1 мин. Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз. Одновременное восприятие объектов двумя глазами называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Бинокулярное зрение осуществляется благодаря одновременному направлению зрительной линии (воображаемый линии, соединяющей точку фиксации рассматриваемого объекта с центральной ямкой сетчатки) обоих глаз на рассматриваемый объект; при этом происходит слияние двух изображений объекта в единый образ. Этот процесс носит название фузии. Идеальное функционирование мышц глаз, обеспечивающих отклонение глазных яблок, необходимое для бинокулярного зрения (ортофория), наблюдается крайне редко. Обычно у здоровых людей в результате нарушения равновесия мышц глаза (например, при переутомлении) глазные яблоки отклоняются от правильного положения, однако благодаря фузионной способности зрительного анализатора бинокулярное зрение сохраняется (так называемое скрытое косоглазие, или гетерофория). Все точки пространства, которые находятся на том же удалении от глаз, что и фиксируемый объект (эта область косит название гороптер), ложатся на корреспондирующие точки, находящиеся на одном расстоянии и с одной стороны от центральной ямки сетчаток обоих глаз. Объекты, расположенные ближе или дальше рассматриваемого объекта, попадают на корреспондирующие точки сетчаток. Это явление лежит в основе стереоскопического зрения, при котором одни предметы воспринимаются как более близкие, другие как далекие. Для нормального бинокулярного З. необходимо, чтоб движения глазных яблок были хороню согласованы и зрительные линии всегда были направлены в одну точку. Это обеспечивается двумя видами движений глазных яблок - ассоциированными, при которых оба глазных яблока поворачиваются на одинаковый угол, и дивергентными, когда глазные яблоки совершают встречные движения в горизонтальной плоскости. Последние необходимы для того, чтобы наблюдать за предметами, находящимися на разном удалении. При переводе взора с дальнего предмета на ближний глазные яблоки поворачиваются навстречу друг другу, и их зрительные линии одновременно направляются на рассматриваемый предмет (конвергенция), при переводе взора с ближнего предмета на дальний глазные яблоки расходятся в стороны (дивергенция). При бинокулярном зрении можно выделить так называемый ведущий, или превалирующий, глаз. Феномен ведущего глаза - проявление функциональной асимметрии, присущей в той или иной мере всем парным анализаторам, Зрительная линия ведущего глаза первой направляется на объект фиксации, в нем раньше включается механизм аккомодации, при разделении полей зрения он обеспечивает более отчетливое видение предмета. Основными методами исследования зрительной функции являются определение остроты зрения и поля зрения. Первый метод позволяет судить главным образом о центральном зрении, второй - о периферических отделах полей зрения, границах, наличии абсолютных или относительных дефектов полей зрения - скотом. Бинокулярное зрение исследуют с помощью синоптофора (см. Косоглазие) и стереоскопа. Состояние глазного дна и сетчатки оценивают с помощью офтальмоскопии (см. Глазное дно), состояние оптических сред - с помощью биомикроскопии глаза. Нарушения зрения в виде расстройств цвето- или светоощущения, понижения остроты зрения, изменений полей зрения, а также нарушения движения глазных яблок могут быть обусловлены изменениями в глазу или в других отделах зрительного анализатора. Нарушение цветового зрения в виде его полного отсутствия (цветовая слепота) или восприятия цвета (цветоаномалия) вызывается снижением чувствительности одного из типов рецепторов. Врожденными обычно бывают нарушения восприятия красного или зеленого цвета, приобретенные расстройства цветового зрения чаще всего касаются синего цвета. Встречаются нарушения цветового зрения, при которых человек видит окружающие предметы окрашенными в какой-либо один цвет, например желтый или красный (см. Ксантопсия, Эритропсия). Одной из наиболее частых причин нарушения зрения являются аномалии рефракции - близорукость, дальнозоркость, астигматизм (см. Рефракция глаза). Различиями рефракции правого и левого глаза может быть обусловлено неравенство величин изображений одного и того же предмета на сетчатке - анизейкопия, проявляющаяся затруднением при чтении, нарушением пространственного восприятия. Различные изменения в оптической системе глаза могут приводить также к искажениям изображений на сетчатке (аберрации). Резкое понижение зрения, вплоть до слепоты, наблюдается при помутнении оптических сред глаза - роговицы (см. Бельмо) и хрусталика (см. Катаракта). Нарушения функции зрения могут быть связаны с повреждениями и воспалительными процессами в глазу и его оболочках, например с иридоциклитом, кератитом. К стойкому понижению зрения и неизлечимой слепоте могут приводить разнообразные заболевания сетчатки воспалительного и дистрофического характера, ее поражения при гипертонической болезни, атеросклерозе, глаукоме и др. Нарушение бинокулярного зрения (зрительные линии двух глаз не направлены на один предмет) характерно для косоглазия. Различные расстройства зрения могут наблюдаться при органических поражениях различных отделов нервной системы (кровоизлияниях, новообразованиях, травме, инфекциях, интоксикяциях и др.), а также при ее функциональных нарушениях. Характер зрительных изменений зависит от локализации патологического процесса. При поражении зрительного нерва наступает слепота соответствующего глаза при сохранении содружественной реакции зрачков на свет. Повреждение отдельных волокон зрительного нерва вызывает выпадение отдельных участков поля зрения и возникновение скотом. При поражении зрительного перекреста наступает двусторонняя слепота. При повреждении внутренних волокон зрительного перекреста, например при опухоли гипофиза, расширении III желудочка, отмечается выпадение височных (наружных) половин полей зрения (битемпоральная гемианопсия). При поражении наружных волокон зрительного перекреста с двух сторон (двусторонние аневризмы сонных артерий по бокам турецкого седла) выпадают носовые (внутренние) половины полей зрения (биназальная гемианопсия). Гемианопсия возможна и при поражении зрительного тракта, латерального коленчатого тела, задней ножки внутренней капсулы, зрительной лучистости или области шпорной борозды. В этом случае выпадают обе левые или обе правые половины полей зрения. При повреждении зрительных путей, расположенных до зрительной лучистости, больные осознают свой дефект в поле зрения (положительная скотома). При поражении области зрительной лучистости и других структур до коры большого мозга больные своего дефекта в поле зрения не замечают (отрицательная скотома). Поражение небольших участков зрительной лучистости, а также опухоли или абсцессы височной и затылочной долей коры большого мозга вызывают выпадение четвертых частей поля зрения (квадрантов), возникает квадрантная гемианопсия. При поражении зрительной области коры большого мозга сохраняются центральные участки полей зрения. Помимо выпадения полей зрения могут наблюдаться и другие его расстройства. Так, при нарушении мозгового кровообращения, опухолях, воспалительных процессах, мигрени в результате раздражения корковых центров зрительного анализатора может возникать фотопсия - ощущение светящихся точек, искр, огненных поверхностей. Поражение более обширных участков коры большого мозга вызывает искаженное восприятие зрительных образов (метаморфопсия), возможны также зрительные галлюцинации. При поражении наружной поверхности затылочной доли левого полушария (сосудистые заболевания головного мозга, опухоли, проникающие ранения) может возникнуть зрительная агнозия (неузнавание предметов при сохраненном зрительном восприятии их). При ряде заболеваний, например прогрессивном параличе, миастении, могут развиваться зрительные расстройства в связи с поражением двигательного аппарата глаза, обусловленным изменениями стволовых ядер глазодвигательного, отводящего и блокового нервов. При этом наблюдается нарушение бинокулярного зрения за счет расстройства конвергенции, что может сопровождаться и нарушением процесса аккомодации, связанного с одновременным напряжением аккомодационной мышцы и сокращением зрачков (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию). Гигиена зрения. Физиологическими исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте - 200-3000 лк. Естественное освещение обеспечивает высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гигиеническом отношении в большинстве случаев наиболее целесообразно полуотраженное освещение (см. Освещение). Большое значение в обеспечении зрительного комфорта имеют цветовые контрасты. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желтый, зеленый, голубой) - так называемые оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей способствует повышению безопасности труда на производстве (например, на конвейере, транспорте). Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию таких патологических состояний глаза, как амблиопия, астенопия, близорукость. Длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях вызывает нарушение аккомодации глаза. Особое значение имеет гигиена зрения у детей. Большую роль играют качество печати школьных учебников, хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения. Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция зрения. См. также Глаз. Библиогр.: Аветисов Э.С. и Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция, М., 1981, библиогр.; Глезер В.Д. Зрение и мышление, Л., 1985, библиогр.; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, М., 1988; Кодлинз Р.Д. Диагностика нервных болезней, пер. с англ., М., 1986; Кроль М.Б. и Федорова Е.А. Основные невропатологические синдромы, М., 1966; Механизмы работы клеточных элементов сетчатки, под ред. М.М. Каримова, М., 1984; Рок И. Введение в зрительное восприятие, пер. с англ., кн. 1-2, М., 1980; Эмануэль Н.М. и Островский М.А. Химическая физика проблемы «газ и солнце», М., 1983.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Критическая психология

Критическая психология направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60хгг. ХХв. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.ХольцкампОстеркамп, Г.Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева . Одним из базовых является понятие способность к действию как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов , так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его сущностным силам. Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного...

Кронбах Ли

Кронбах (Cronbach) Ли (1916, Фресно, Калифорния 1994, Атертон, Калифорния) американский психолог. В 1940г. защитил докторскую диссертацию по философии в Чикагском университете. Профессор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов. Президент Американской Психологической ассоциации (1957), основал при ней Комитет стандартизации тестов. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности. Сочинения. Essentials of Psychological Testing....

Крутецкий Вадим Андреевич

Крутецкий Вадим Андреевич (род. 1917) отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (19601979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им.В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным); Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным); Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с...

Крюгер (Krueger) Феликс

Крюгер (Krueger) Феликс (19.08.1874 25.02.1948) немецкий философ и психолог, основатель лейпцигской школы в психологии. Получил образование в Мюнхенском университете. С 1906г. профессор психологии, с 1917г. директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал комплекскачества, которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные...

Кубическая модель структуры интеллекта

Кубическая модель структуры интеллекта (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) теория структуры интеллекта . Была построена на основе факторных исследований. Интеллект был представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120возможных факторов, образованных клетками этого куба. Автор Дж.Гилфорд . Литература: GuilfordJ.P. Analysis of Intelligence. N.Y., 1971 (совм. с...

Кудрявцев Товий Васильевич

Кудрявцев Товий Васильевич (22.07.1928, пос. Дорохово Верейского района Московской области 23.09.1987, Москва) отечественный психолог. В 1952г. окончил отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет работал учителем в школе. Затем учился в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. В 1956г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в этом институте до 1974г. в качестве научного сотрудника, затем заведующего лабораторией трудового обучения. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам психологии технического мышления. С 1974г. работал в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где возглавлял отдел теории и методики обучения. С 1979г. вновь работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН...

Культурно-историческая школа

Культурноисторическая школа (автор Л.С.Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев...

Куэ (Coue) Эмиль

Куэ (Coue) Эмиль (26.2.1857, Труа 2.7.1926, Нанси) французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882г. по 1910г. работал аптекарем. В 1910г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г.Бернгейма и П.Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения : этим обусловлены особенности его группового пассивносуггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: День ото дня мне становится все лучше и лучше. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди...

Кьюдер (Kuder) Джордж Фредерик

Кьюдер (Kuder) Джордж Фредерик (р. 23.6.1903, Холли, Мичиган) американский психолог, специалист по психометрике. Получил гуманитарное образование (бакалавр гуманитарных наук, Аризона, 1925; магистр, Мичиган, 1929; доктор философии по психологии, Огайо, 1937; государственные экзамены, Иллинойс, 19361940). С 1940г. по 1942г. он занимался консультированием по методам отбора персонала в Службе социального обеспечения США, с 1942г. по 1943г. Кьюдер руководитель отдела создания и адаптации тестов в Государственной гражданской службе США, с 1943г. по 1945г. руководитель секции гражданского обучения в Министерстве вооруженных сил США, с 1948г. президент Корпорации психологии персонала, с 1948г. по 1963г. профессор психологии в университете Дарема. С 1940г. редактор журнала Educational...

Кэрр Гарвей

Кэрр (Carr) Гарвей (1873 1954) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил математическое образование в университетах Индианы и Колорадо. Прослушал курс по экспериментальной психологии в Чикагском университете у Д.Р.Энджелла . Работал в лаборатории под руководством Дж.Уотсона . В 1905г. получил степень доктора. Занимался преподавательской деятельностью в средней школе в Техасе, в педагогическом институте Мичигана. В 1908г. сменил на посту Уотсона. С 1919по 1938г. руководитель психологического факультета Чикагского университета. В книге Психология. 1925 дал окончательный вариант определения предмета функциональной психологии. Таким предметом является психическая деятельность, а функция психической деятельности заключается в использовании различных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств,...

Кюльпе (Kulpe) Освальд

Кюльпе (Kulpe) Освальд (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции ( мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции , в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей,...

Лабильность

Лзбильность (лат. labilis — подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных...

Лабильность аффекта

Лабильность аффекта. Нестойкость настроения, склонность к его колебаниям, перепадам, частым сменам эмоций. Син.: лабильность...

Лабильность симптоматическая

Лабильность симптоматическая (Kleist К, 1920). Конституциональная предрасположенность к соматогенным психозам, склонность реагировать на соматогенные вредности психическими расстройствами экзогенного типа. У этих же лиц отмечается тенденция к повторению психозов при последующих соматических...

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их...

Лазурский Александр Федорович

Лазурский Александр Федорович (1874 1917) русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер (эндопсихика), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру (экзопсихика). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности...

Лайнг Рональд

Лайнг (Laing) Рональд (1927, Глазго, Шотландия 1992) английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии. Окончил университет, работал в качестве психиатра в армии, затем в клинике в Газго. В 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в Лондонском университете. С 1957г. работал в качестве профессора в Тавистокской клинике. Трактовал психопатологию в контексте изменения способа бытия индивида. Так, по его мнению, шизофрения представляет собой особую стратегию, к которой индивида прибегает, чтобы адаптироваться к неблагоприятной жизненной ситуации. В качестве основного метода использовал герменевтику, как погружение во внутренний мир психотика. Сочинения: Self and Others. Tavistock Publication, L., 1961; The Divided Self: An Existential Study...

Лакан Жак

Лакан (Lacan) Жак (13.04.1901, Париж 9.09.1981, Париж) французский философ, основатель структурного психоанализа. Основывался на идеях З.Фрейда об особом значении речевой деятельности в диагностике и лечении психических заболеваний. При анализе бессознательного, которое считал структурированным как язык, использовал методы структурной лингвистики, антропологии, риторики, топологии. Сочинения: The function and field of speech and language in psychoanalysis. 1953; Ecrits. P.,...

Ламетри Жюльен Офре де

Ламетри Жюльен Офре де (1709 1751) французский философматериалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции трактовались как обусловленные особенностями мозговой и телесной организации индивида. На основании данных о стадиях развития человеческого эмбриона, о регенерации у животных, о вымерших видах животных предлагал рассматривать психику в ее эволюционном развитии, подводящем к возникновению сознание у человека. Трактовал потребности живого организма к качестве движущей силы поведения , в соответствии с чем пришел к заключению, что, чем интенсивней потребности, тем более развиты умственные...

Ланге (Lange) Карл Георг

Ланге (Lange) Карл Георг (4.12.1834, Вордингборг 25.5.1900, Копенгаген) датский медик, физиолог, философ. Получил общее образование в Метрополитеншколе (1853), затем медицинское (кандидат медицины,1859), с 1860г. по 1862г. работал врачом в госпитале Фредерика, в 1863г. принял участие в экспедиции по Гренландии для анализа распространения заболеваний, затем опять работал ассистентом в госпитале Фредерика под руководством Е.Далерупа (18631866) и военным врачом в госпитале Альминделиг (18661867). С 1867г. по 1868г. Ланге продолжил свое образование: обучался гистологии у К.Дж.Эберта и Г.Фрея в Цюрихе, физиологии у М.Шиффа во Франции. Провел исследования бульбарного паралича (1868), хронического полиомиелита (1874). C 1875г. Ланге доцент патоанатомии, читал лекции о воспалительной...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зрение