Глубинные техники Активная психотерапия (ФроммРайхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера ( В.Райх ). Анализ Я ( Х.Кохут , Э.Эриксон ). Аналитическая игротерапия ( М.Кляйн ). Аналитическая терапия семьи (Richter). Антропологическая психотерапия ( Вайцзекер ). Векторная терапия ( Ф.Г.Александер ). Гуманитарный психоанализ ( Э.Фромм ). Динамическая психотерапия (Аммон). Динамическая психотерапия (Furstenau). Индивидуальная терапия (Адлер). Интерперсональный анализ ( Г.С.Салливен ). Синтетикогерменевтическая терапия (Юнг). Неопсихоанализ (SchulzHencke). Персональный анализ ( О.Ранк ). Позитивная психотерапия (Пезешкиан). Прямой психоанализ (Штекель). Психоанализ (Фрейд). Психосинтез (Wiesenhutter). Психосоматический анализ ( Г.Гроддек ). Регулирующий анализ (Langen). Самоанализ ( К.Хорни ). Социальный психоанализ (Mitscherlich). Темоцентрированная интраперсональная терапия (Cоhn). Терапия возбуждения ( Ш.Ференци ). Терапия кататимных переживаний (Лейнер). Терапия переживания (Витакер). Фокальный анализ (Malan). Фокальная терапия (Балинт). Чикагская школа психоанализа ( Х.Кохут ). Экзистенциальнофеноменологическая терапия (Laing). Экзистенциальный анализ ( В.Франкл ). Этнопсихоанализ (Рarin). Бихериористские техники Аверсивная психотерапия (Jоnes). Автоматизированная поведенческая терапия (Elwood). Адаптивная поведенческая терапия (Mowrer). Адаптивная учебная система (Gottwald). Базовый ID (Лазарус). Бихевиоральная репетиция (Вольпе, Лазарус). Бихевиоральноигровая терапия (О'Connor). Взаимоисключающая практика (Hart). Взрывная терапия (Stampfl). Закрытый контроль (Homme). Изменение установок (Matross). Имитационное научение ( А.Бандура ). Индивидуальная терапия ( К.Леонгард ). Интеракционноповеденческая терапия (Dziwas, Growe). Лечение invivo (Therhune). Массированная программа лечения страха (Barling). Навыки единения (Osborn). Негативная практика (Dunlap). Непредписывающая поведенческая терапия (Glascow). Опыт представления (Marrs). Поведенческая психотерапия ( Х.Айзенк , Б.Ф.Скиннер ). Позитивная практика (Greepspoon). Программа поведенческого тренинга (Feldhege, Krauthan). Психотерапия контрактов (Greenstone). Психотерапия переатрибутирования (Valins). Расслабление через фиксацию внимания (Lutz). Реактивное торможение (Malleson). Реципроктное торможение (Wolpe). Сигнальноконтролируемое расслабление (Counts). Систематическая десенсибилизация (Вольпе). Системная самомодификация (Wendland). Системноспецифическая поведенческая терапия (Basler). Скрытое обусловливание (Cantela). Терапия рационального поведения (Maul). Терапия самоинструкции (D.Meichenbaum). Терапия самоконтроля (Kaufer). Терапия стопмыслей (Вольпе). Терапия фиксированных ролей (Келли). Терапия экономии жетонов (Ayllon). Тренинг привычного (Ullrich). Тренировка утверждений (Goldfried). Шейпинг (Baer). Экспрессивная терапия (Salter). Feelingтерапия (Ramsay). Flooding (Marks). Экзистенциальные техники Актуализационная терапия (Шостром). Гештальттерапия (Перлс). Игротерапия (Axline). Клиентоцентрированная психотерапия (Tausch). Креативная агрессия (Bach). Креативная терапия (Keyes). Ободряющая психотерапия (Losoncy). Первичная психотерапия (Janov). Психотерапия опытов (Gendlin). Психотерапия повторения горя (Ziegler). Работа по переживанию горя (Volkan). Разговорная психотерапия ( К.Роджерс ). Социальная терапия (Simon). Терапия восприятия (Valnet). Терапия овладения (Derbolowsky). Филиальная психотерапия (Guerney). Эйдетическая психотерапия (Sheik). Экзистенциальная терапия (May). Эмоциональный тренинг ( К.Изард ). Amicaпсихотерапия (Mitchell). Eubionik (Kunders). Когнитивные техники Антиципативная терапия (Clauss). Игнорирующая терапия (Ziehen). Изолирующая терапия ( Ж.Дежерин ). Кинезиктерапия (Knobloch). Когнитивная терапия (Бек). Когнитивный контроль гнева (Nivaco). Логотерапия (Франкл). Маевтика (Сократ). Моритатерапия (Морита). Невербальное консультирование (Jackins). Нейролингвистическое программирование (Bandler, Banister). Полигенеративная терапия (Spark). Провоцирующая терапия (Farvelly). Прояснение экистенции ( К.Ясперс ). Психолечение (Essen, James). Психосинтез ( Р.Ассаджоли ). Рациональноэмоциональная терапия (Эллис). Самовербальная психотерапия (D.Meichenbaum). Самоконтроль (Kaufer). Самопоощрение (Forster). Сенсорное пробуждение (Gunther). Системнокогнитивное переструктурирование (Goldfried). Творческий синтез (Bahle). Терапия двух процессов в отношениях (Zaslow). Терапия директивных решений (Greenwald). Терапия имени (Derman). Терапия отмены (Kagan). Финологический метод (Sury). Naikanтерапия (Joshimoto). Имажинативные техники Абляционный гипноз (Klumbis). Авторитарная психотерапия (Stransky). Активизация регуляции тонуса (Стоквист). Асклепсия (Groder). Аутосуггестия ( Э.Куэ ). Гипнотерапия ( М.Эриксон ). Графотерапия (Hippius). Дезнмедитация (Сузуки). Естественная медитация (Tilman). Закаливание морали (Стоквис). Инициативная медитация ( К.Дюркгейм ). Плацеботерапия (Fish). Протентивная терапия ( Э.Кречмер ). Процесс новой групповой идентификации (Casriel). Психология образа (Shorr). Психотерапия интенсивного просветления (Berner). Психотерапия социального влияния (Gullius). Самогипноз (LeCron). Сонтерапия (Klaesi). Социальная терапия (Fretigny). Сочлененное пробуждение (Desoille). Терапия образа (Лазарус). Трансцендентная медитация (Махариши). Хатхайога (Jesudian). Хитамния (Beruk). Электротерапия (Spoerii). Arica (Jhazo). Persuasionтерапия ( П.Ш.Дюбуа ). Соматические техники Акупунктура Аутотренинг (Schultz). Биоритмика (Fliess). Биоэнергетический анализ (Лоуен). Водоэнергетика (Bindrim). Воздухотерапия (Proskauer). Выраительная терапия (Schwung). Двигательная психотерапия (Trumpp). Лечение активным расслаблением (Faust). ЛСД психотерапия ( С.Гроф ). Медиавитаминная психотерапия (Rinnland). Оргонная психотерапия ( В.Райх ). Прогрессивная релаксация (Джекобсон). Психофармакология (Janke). Ребефинг (Orr, Ray). Рольфинг (Rolf). Тайци (ФуМаоКун). Телесноцентрированная психотерапия (Kurtz). Терапия обратной связи (Stoyra). Терапия прямого телесного касания (Brown). Упражнения виуальномоторныого поведения (Sinn). Физиотерапия (Cordes). Функциональная итерация (Feldenkrais). Эвритмия (Штейнер). Eutonie ( Ф.Г.Александер ). Коммуникативные техники Активационная групповая психотерапия (Slawson). Групповая психотерапия (Ackerman). Интеракционный ритуализация (Bach). Коммуникативная психотерапия (Watzlawick). Контактпсихотерапия (Speer). Микроконсультирование (Ivey, Authizr). Парадоксальная интервенция ( Г.Бейтсон ). Поведенческие образцы (English). Психодрама (Морено). Психотерапия главных направлений (Mandel). Ситуационная психотерапия ( В.Вайцзекер ). Средотерапия (Cumming). Терапия семьи (Bowen). Транзактный анализ ( Э.Берн ). Тренинг базовых установок (Benne). Эрхардсеминар (Bosenberg).
Критическая психология направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60хгг. ХХв. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.ХольцкампОстеркамп, Г.Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева . Одним из базовых является понятие способность к действию как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов , так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его сущностным силам. Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного...
Кронбах (Cronbach) Ли (1916, Фресно, Калифорния 1994, Атертон, Калифорния) американский психолог. В 1940г. защитил докторскую диссертацию по философии в Чикагском университете. Профессор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов. Президент Американской Психологической ассоциации (1957), основал при ней Комитет стандартизации тестов. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности. Сочинения. Essentials of Psychological Testing....
Крутецкий Вадим Андреевич (род. 1917) отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (19601979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им.В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным); Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным); Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с...
Крюгер (Krueger) Феликс (19.08.1874 25.02.1948) немецкий философ и психолог, основатель лейпцигской школы в психологии. Получил образование в Мюнхенском университете. С 1906г. профессор психологии, с 1917г. директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал комплекскачества, которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные...
Кубическая модель структуры интеллекта (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) теория структуры интеллекта . Была построена на основе факторных исследований. Интеллект был представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120возможных факторов, образованных клетками этого куба. Автор Дж.Гилфорд . Литература: GuilfordJ.P. Analysis of Intelligence. N.Y., 1971 (совм. с...
Кудрявцев Товий Васильевич (22.07.1928, пос. Дорохово Верейского района Московской области 23.09.1987, Москва) отечественный психолог. В 1952г. окончил отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет работал учителем в школе. Затем учился в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. В 1956г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в этом институте до 1974г. в качестве научного сотрудника, затем заведующего лабораторией трудового обучения. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам психологии технического мышления. С 1974г. работал в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где возглавлял отдел теории и методики обучения. С 1979г. вновь работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН...
Культурноисторическая школа (автор Л.С.Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев...
Куэ (Coue) Эмиль (26.2.1857, Труа 2.7.1926, Нанси) французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882г. по 1910г. работал аптекарем. В 1910г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г.Бернгейма и П.Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения : этим обусловлены особенности его группового пассивносуггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: День ото дня мне становится все лучше и лучше. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди...
Кьюдер (Kuder) Джордж Фредерик (р. 23.6.1903, Холли, Мичиган) американский психолог, специалист по психометрике. Получил гуманитарное образование (бакалавр гуманитарных наук, Аризона, 1925; магистр, Мичиган, 1929; доктор философии по психологии, Огайо, 1937; государственные экзамены, Иллинойс, 19361940). С 1940г. по 1942г. он занимался консультированием по методам отбора персонала в Службе социального обеспечения США, с 1942г. по 1943г. Кьюдер руководитель отдела создания и адаптации тестов в Государственной гражданской службе США, с 1943г. по 1945г. руководитель секции гражданского обучения в Министерстве вооруженных сил США, с 1948г. президент Корпорации психологии персонала, с 1948г. по 1963г. профессор психологии в университете Дарема. С 1940г. редактор журнала Educational...
Кэрр (Carr) Гарвей (1873 1954) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил математическое образование в университетах Индианы и Колорадо. Прослушал курс по экспериментальной психологии в Чикагском университете у Д.Р.Энджелла . Работал в лаборатории под руководством Дж.Уотсона . В 1905г. получил степень доктора. Занимался преподавательской деятельностью в средней школе в Техасе, в педагогическом институте Мичигана. В 1908г. сменил на посту Уотсона. С 1919по 1938г. руководитель психологического факультета Чикагского университета. В книге Психология. 1925 дал окончательный вариант определения предмета функциональной психологии. Таким предметом является психическая деятельность, а функция психической деятельности заключается в использовании различных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств,...
Кюльпе (Kulpe) Освальд (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции ( мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции , в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей,...
Лзбильность (лат. labilis — подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных...
Лабильность аффекта. Нестойкость настроения, склонность к его колебаниям, перепадам, частым сменам эмоций. Син.: лабильность...
Лабильность симптоматическая (Kleist К, 1920). Конституциональная предрасположенность к соматогенным психозам, склонность реагировать на соматогенные вредности психическими расстройствами экзогенного типа. У этих же лиц отмечается тенденция к повторению психозов при последующих соматических...
Лабораторный эксперимент методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их...
Лазурский Александр Федорович (1874 1917) русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер (эндопсихика), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру (экзопсихика). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности...
Лайнг (Laing) Рональд (1927, Глазго, Шотландия 1992) английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии. Окончил университет, работал в качестве психиатра в армии, затем в клинике в Газго. В 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в Лондонском университете. С 1957г. работал в качестве профессора в Тавистокской клинике. Трактовал психопатологию в контексте изменения способа бытия индивида. Так, по его мнению, шизофрения представляет собой особую стратегию, к которой индивида прибегает, чтобы адаптироваться к неблагоприятной жизненной ситуации. В качестве основного метода использовал герменевтику, как погружение во внутренний мир психотика. Сочинения: Self and Others. Tavistock Publication, L., 1961; The Divided Self: An Existential Study...
Лакан (Lacan) Жак (13.04.1901, Париж 9.09.1981, Париж) французский философ, основатель структурного психоанализа. Основывался на идеях З.Фрейда об особом значении речевой деятельности в диагностике и лечении психических заболеваний. При анализе бессознательного, которое считал структурированным как язык, использовал методы структурной лингвистики, антропологии, риторики, топологии. Сочинения: The function and field of speech and language in psychoanalysis. 1953; Ecrits. P.,...
Ламетри Жюльен Офре де (1709 1751) французский философматериалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции трактовались как обусловленные особенностями мозговой и телесной организации индивида. На основании данных о стадиях развития человеческого эмбриона, о регенерации у животных, о вымерших видах животных предлагал рассматривать психику в ее эволюционном развитии, подводящем к возникновению сознание у человека. Трактовал потребности живого организма к качестве движущей силы поведения , в соответствии с чем пришел к заключению, что, чем интенсивней потребности, тем более развиты умственные...
Ланге (Lange) Карл Георг (4.12.1834, Вордингборг 25.5.1900, Копенгаген) датский медик, физиолог, философ. Получил общее образование в Метрополитеншколе (1853), затем медицинское (кандидат медицины,1859), с 1860г. по 1862г. работал врачом в госпитале Фредерика, в 1863г. принял участие в экспедиции по Гренландии для анализа распространения заболеваний, затем опять работал ассистентом в госпитале Фредерика под руководством Е.Далерупа (18631866) и военным врачом в госпитале Альминделиг (18661867). С 1867г. по 1868г. Ланге продолжил свое образование: обучался гистологии у К.Дж.Эберта и Г.Фрея в Цюрихе, физиологии у М.Шиффа во Франции. Провел исследования бульбарного паралича (1868), хронического полиомиелита (1874). C 1875г. Ланге доцент патоанатомии, читал лекции о воспалительной...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]