Exit Project: Глоссарий: Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия



Александр Романович Лурия

16 июля 1902 года.

Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына.

1917 год.

Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии.

1918 год.

Завершив среднее образование на краткосрочных курсах, он поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.

К психологии Лурия пришел не сразу, и, надо сказать, весьма извилистым путем. Вот его собственное крайне парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".

1921 год - Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета.

Пересмотреть эту категоричную точку зрения Лурию заставило знакомство с трудами З.Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. Причем настолько, что организовал психоаналитический кружок. Первое, что Лурия сделал в качестве его председателя, - заказал бланки на русском и немецком языках и на одном из них послал в Вену уведомление о создании новой организации - Казанского психоаналитического кружка. Через три недели пришел ответ, начинавшийся словами: "Уважаемый господин президент:". Фрейд писал, как он рад был узнать, что его идеи подхвачены в Казани, Этот уникальный автограф по сей день хранится в архиве А.Р.Лурии.

Психоаналитическими штудиями процесс психологического самообразования не закончился (как у любого настоящего психолога, у Лурии он длился всю жизнь). Немалый интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам.

Под впечатлением от идей Бехтерева Лурия решил основать журнал, надеясь, что Бехтерев согласится войти в редакционную коллегию. Согласием удалось заручиться, и журнал увидел свет. Вышло, правда, всего два номера. Ввиду отсутствия типографской бумаги журнал был напечатан на желтой оберточной бумаге, которую удалось раздобыть на местном мыловаренном заводе.

В этом журнале были опубликованы статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда). Статьи привлекли внимание К.Н.Корнилова, сменившего Г.И.Челпанова на посту директора Московского психологического института, и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование, получившее международный резонанс, - создал так называемую сопряженную моторную методику. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. От испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой резиновую грушу. Слова предъявлялись самые разные - как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный подтекст. В том случае, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, можно было фиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. Эксперимент Лурии был использован в криминалистической практике. С его помощью удалось среди нескольких подозреваемых выявить того, кто действительно был преступником. Этот опыт Лурия обобщил в книге "Природа человеческих конфликтов" ("The nature of human conflicts" N.Y.,1932), которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 году и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.

В Москве Лурия продолжил активную деятельность на ниве психоанализа. Он стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, его отчеты о деятельности общества регулярно публиковались в изданиях Международной психоаналитической ассоциации. Еще в Казани им была написана и издана малым тиражом книга "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В Москве под патронажем симпатизировавшего психоанализу директора Госиздата О.Ю.Шмидта книгу удалось переиздать весьма солидным по тем временам тиражом - 500 экземпляров.

Однако постепенно увлечение фрейдистскими идеями сошло на нет. Попытки Лурии применить психоанализ в психиатрической клинике не дали ощутимых результатов. В итоге Лурия пришел к выводу о недооценке Фрейдом социального опыта и принципиальной ограниченности его теории.

В первые же годы пребывания в Москве Лурия стал заниматься педагогической работой.

1923 год.

Лурия начал работать в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской в качестве заведующего кафедрой психологии. Там было начато новое исследование, которое позже было опубликовано в виде двух монографий: "Речь и интеллект в развитии ребенка" (1928) и "Речь и интеллект у городского, деревенского и беспризорного ребенка" (1930). Это были первые публикации, в которых проявился интерес Лурии к проблеме речи, которой он впоследствии посвятил много экспериментальных и теоретических работ.

1924 год.

Произошло важное событие. На Втором неврологическом съезде в Ленинграде Лурия встретился с Л.С.Выготским. Доклад Выготского произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.

С именем Выготского и его учеников связано начало построения новой советской психологии, непосредственно ориентированной на практику.

В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.

Главное, что объединяло Лурию и Выготского, - это признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и это их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга.

Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.

В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.

1925 год.

Июль. Лурия отправился в Германию вместе с отцом, который намеревался посетить несколько немецких клиник. Так Лурия познакомился с Куртом Левином - крупным немецким психологом, с которым у него сложились дружеские отношения. Впоследствии, в 1933 году, когда Левин возвращался в Берлин из командировки в Японию и остановился в Москве, Лурия настойчиво уговаривал его не возвращаться в фашистскую Германию, а остаться в СССР. Прозорливый Левин внял совету лишь отчасти: домой он не вернулся, но и в Москве не остался, предпочтя направиться в США.

1929 год.

Завершением этого периода жизни и деятельности Лурия была его поездка в Америку на IX Международный психологический конгресс и выступление там с докладом об объективном методе исследования аффектов.

По дороге в Америку Лурия заехал в Германию, где вновь встретился с К.Левином, а также с В.Келером и другими немецкими психологами. Там он познакомился с Б.В.Зейгарник - ученицей Левина, с которой позже его надолго объединит совместная работа на факультете психологии Московского университета.

30-е годы.

Этот период можно назвать "вторым московским" в жизни Лурии. Он был очень насыщен событиями разного рода и прежде всего большими научными достижениями.

1930 год.

Лето. Время первой экспедиции Лурии в Среднюю Азию вместе с Ф.Н.Шемякиным. Лурия провел в Средней Азии две совместные экспедиции - в 1930 и 1931 годах. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций, сформулированная совместно с Выготским, состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей, четко отличающиеся по ряду параметров.

Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе - в значительной степени под влиянием американца Майкла Коула, его стажера, интересовавшегося "культурной психологией". Обработав часть результатов (многое так и осталось в архиве), Лурия опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех. Фактически Лурия был одним из первых, кто систематически исследовал проблему влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека - проблему, которая стала настолько популярной в настоящее время, что составила содержание целого направления в современной психологии.

Эта линия исследования логически тесно переплеталась с другим направлением - изучением близнецов. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно, со времен Ф.Гальтона, применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Он показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

1937 год - Лурия окончил I Московский медицинский институт.

Годы Великой Отечественной Войны.

Лурия возглавил реабилитационный госпиталь на Южном Урале в санатории Кисегач, близ Челябинска. Фактически здесь зародилось новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд.,1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регулировании психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий.

1945 год.

Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии.

1966 - 1971 годы.

Лурия - заведующий кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.

1971 год.

Опубликована одна из наиболее известных его книг - "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения". Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и факте внимании и милосердии ученого. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.

В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей ее американским редактором М.Коулом, - "Сотворение разума". На русском языке она вышла уже после смерти Лурии под названием "Этапы пройденного пути". Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого Лурии. Но "Этапы пройденного пути" - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Лурия завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, свое творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический асп екты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.

А.Р.Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии "История психологии в автобиографиях" Э.Г.Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно ученый с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.

Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, Лурия внес весомый вклад в решение множества психологических проблем.

14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.

Труды Лурии: Этюды по истории поведения (совм. с Л. С. Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948; Мозг человека и психические процессы, т. 1 - 2. М., 1963 - 1970; Нейродинамический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 1966; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М,, 1973; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.

Основой для статьи стала книга С.С.Степанова "Психология в лицах". - М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - с. 197 - 208.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Кузина Ирина
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Критическая психология

Критическая психология направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60хгг. ХХв. Ее представителями являются К.Хольцкамп, У.ХольцкампОстеркамп, Г.Ульманн, О.Дрейер, К.Х.Браун. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н.Леонтьева . Одним из базовых является понятие способность к действию как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов , так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его сущностным силам. Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного...

Кронбах Ли

Кронбах (Cronbach) Ли (1916, Фресно, Калифорния 1994, Атертон, Калифорния) американский психолог. В 1940г. защитил докторскую диссертацию по философии в Чикагском университете. Профессор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов. Президент Американской Психологической ассоциации (1957), основал при ней Комитет стандартизации тестов. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности. Сочинения. Essentials of Psychological Testing....

Крутецкий Вадим Андреевич

Крутецкий Вадим Андреевич (род. 1917) отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (19601979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им.В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным); Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным); Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с...

Крюгер (Krueger) Феликс

Крюгер (Krueger) Феликс (19.08.1874 25.02.1948) немецкий философ и психолог, основатель лейпцигской школы в психологии. Получил образование в Мюнхенском университете. С 1906г. профессор психологии, с 1917г. директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал комплекскачества, которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные...

Кубическая модель структуры интеллекта

Кубическая модель структуры интеллекта (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) теория структуры интеллекта . Была построена на основе факторных исследований. Интеллект был представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120возможных факторов, образованных клетками этого куба. Автор Дж.Гилфорд . Литература: GuilfordJ.P. Analysis of Intelligence. N.Y., 1971 (совм. с...

Кудрявцев Товий Васильевич

Кудрявцев Товий Васильевич (22.07.1928, пос. Дорохово Верейского района Московской области 23.09.1987, Москва) отечественный психолог. В 1952г. окончил отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет работал учителем в школе. Затем учился в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. В 1956г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в этом институте до 1974г. в качестве научного сотрудника, затем заведующего лабораторией трудового обучения. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам психологии технического мышления. С 1974г. работал в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где возглавлял отдел теории и методики обучения. С 1979г. вновь работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН...

Культурно-историческая школа

Культурноисторическая школа (автор Л.С.Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н.Леонтьев...

Куэ (Coue) Эмиль

Куэ (Coue) Эмиль (26.2.1857, Труа 2.7.1926, Нанси) французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882г. по 1910г. работал аптекарем. В 1910г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г.Бернгейма и П.Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения : этим обусловлены особенности его группового пассивносуггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: День ото дня мне становится все лучше и лучше. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди...

Кьюдер (Kuder) Джордж Фредерик

Кьюдер (Kuder) Джордж Фредерик (р. 23.6.1903, Холли, Мичиган) американский психолог, специалист по психометрике. Получил гуманитарное образование (бакалавр гуманитарных наук, Аризона, 1925; магистр, Мичиган, 1929; доктор философии по психологии, Огайо, 1937; государственные экзамены, Иллинойс, 19361940). С 1940г. по 1942г. он занимался консультированием по методам отбора персонала в Службе социального обеспечения США, с 1942г. по 1943г. Кьюдер руководитель отдела создания и адаптации тестов в Государственной гражданской службе США, с 1943г. по 1945г. руководитель секции гражданского обучения в Министерстве вооруженных сил США, с 1948г. президент Корпорации психологии персонала, с 1948г. по 1963г. профессор психологии в университете Дарема. С 1940г. редактор журнала Educational...

Кэрр Гарвей

Кэрр (Carr) Гарвей (1873 1954) американский психолог, представитель функциональной психологии . Получил математическое образование в университетах Индианы и Колорадо. Прослушал курс по экспериментальной психологии в Чикагском университете у Д.Р.Энджелла . Работал в лаборатории под руководством Дж.Уотсона . В 1905г. получил степень доктора. Занимался преподавательской деятельностью в средней школе в Техасе, в педагогическом институте Мичигана. В 1908г. сменил на посту Уотсона. С 1919по 1938г. руководитель психологического факультета Чикагского университета. В книге Психология. 1925 дал окончательный вариант определения предмета функциональной психологии. Таким предметом является психическая деятельность, а функция психической деятельности заключается в использовании различных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств,...

Кюльпе (Kulpe) Освальд

Кюльпе (Kulpe) Освальд (3.08.1862 30.12.1915) немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции ( мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции , в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей,...

Лабильность

Лзбильность (лат. labilis — подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных...

Лабильность аффекта

Лабильность аффекта. Нестойкость настроения, склонность к его колебаниям, перепадам, частым сменам эмоций. Син.: лабильность...

Лабильность симптоматическая

Лабильность симптоматическая (Kleist К, 1920). Конституциональная предрасположенность к соматогенным психозам, склонность реагировать на соматогенные вредности психическими расстройствами экзогенного типа. У этих же лиц отмечается тенденция к повторению психозов при последующих соматических...

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их...

Лазурский Александр Федорович

Лазурский Александр Федорович (1874 1917) русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер (эндопсихика), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру (экзопсихика). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности...

Лайнг Рональд

Лайнг (Laing) Рональд (1927, Глазго, Шотландия 1992) английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии. Окончил университет, работал в качестве психиатра в армии, затем в клинике в Газго. В 1955г. защитил докторскую диссертацию по философии в Лондонском университете. С 1957г. работал в качестве профессора в Тавистокской клинике. Трактовал психопатологию в контексте изменения способа бытия индивида. Так, по его мнению, шизофрения представляет собой особую стратегию, к которой индивида прибегает, чтобы адаптироваться к неблагоприятной жизненной ситуации. В качестве основного метода использовал герменевтику, как погружение во внутренний мир психотика. Сочинения: Self and Others. Tavistock Publication, L., 1961; The Divided Self: An Existential Study...

Лакан Жак

Лакан (Lacan) Жак (13.04.1901, Париж 9.09.1981, Париж) французский философ, основатель структурного психоанализа. Основывался на идеях З.Фрейда об особом значении речевой деятельности в диагностике и лечении психических заболеваний. При анализе бессознательного, которое считал структурированным как язык, использовал методы структурной лингвистики, антропологии, риторики, топологии. Сочинения: The function and field of speech and language in psychoanalysis. 1953; Ecrits. P.,...

Ламетри Жюльен Офре де

Ламетри Жюльен Офре де (1709 1751) французский философматериалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции трактовались как обусловленные особенностями мозговой и телесной организации индивида. На основании данных о стадиях развития человеческого эмбриона, о регенерации у животных, о вымерших видах животных предлагал рассматривать психику в ее эволюционном развитии, подводящем к возникновению сознание у человека. Трактовал потребности живого организма к качестве движущей силы поведения , в соответствии с чем пришел к заключению, что, чем интенсивней потребности, тем более развиты умственные...

Ланге (Lange) Карл Георг

Ланге (Lange) Карл Георг (4.12.1834, Вордингборг 25.5.1900, Копенгаген) датский медик, физиолог, философ. Получил общее образование в Метрополитеншколе (1853), затем медицинское (кандидат медицины,1859), с 1860г. по 1862г. работал врачом в госпитале Фредерика, в 1863г. принял участие в экспедиции по Гренландии для анализа распространения заболеваний, затем опять работал ассистентом в госпитале Фредерика под руководством Е.Далерупа (18631866) и военным врачом в госпитале Альминделиг (18661867). С 1867г. по 1868г. Ланге продолжил свое образование: обучался гистологии у К.Дж.Эберта и Г.Фрея в Цюрихе, физиологии у М.Шиффа во Франции. Провел исследования бульбарного паралича (1868), хронического полиомиелита (1874). C 1875г. Ланге доцент патоанатомии, читал лекции о воспалительной...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Александр Романович Лурия