Exit Project: Глоссарий: Психологический словарь

Психологический словарь



В нашем психологическом словаре вы можете найти большое количество психологических понятий и психологических терминов, статьи по психологии, фотографии и биографии известных психологов. Все психологические статьи отсортированы в алфавитном порядке, психологические термины и биографии психологов размещены в общем списке.

A

Achievement-Anxiety-Test
Achievement-Anxiety-Test
Addictive Behaviors
Adolescent Discouragement Indicator
Advanced Occupational Interest Inventory
Advances in Behaviour Research & Therapy
Aggression-Motiv-Gitter (AMG)
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aktivirung-Desaktivirungs-Fragebogen
...

C

Carus

D

Delirium acutum

E

Emotion Profile Index
Emotional Control Questionnaire
Encounter-tapes
Esalen Eclectic

K

Kindersprachtest
Klages L. Handschrift und Charakter
Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben

M

Manifest Needs Questionnaire
Marburger Verhaltenslist (MVL)
Maslach Burnout Inventory (MBI)
Medical Psychotherapy. An International Journal
Methodika. An International Journal of Methods in the Behavioral and Social Sciences
Millon Adolescent Personality Inventory
Millon Chlinical Multiaxial Inventory (MCMI)
MMPI
Motivation and Emotion
Myers-Briggs Type Indicator
...

T

T–O–T–E
Tabes dorsalis
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
The Barrett-Lennard Relationship Inventory
The German Journal of Psychology. A Quarterly Reviews, Reports and Comprehensive Abstracts
The Relaxation Inventory
The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)
The School Motivation Analysis Test
The Sexualy Scale
...

А

А-тип личности
Абади симптом
Абазия
Абалиенация
Абашева-Константиновского синдром
Абели симптом
Аберрация
Аберрация
Абеталипопротеинемия
Абиотрофия
...

Б

Бабенковой синдром правого полушария
Бабинского симптом
Бабинского — Вакеза болезнь
Бабинского—Фромана синдром
Базальные эмоции
Базовые нарушения при шизофрении
Базоспазм
Базофилизм гипофизарный
Базофобия
Байярже симптом
...

В

Вагабондаж
Вагинизм
Вагнер Владимир Александрович
Вагнер-Яурегга метод
Вагнер-Яурегга симптом
Ваготония
Вайвэйшн
Вайс Альберт
Вайтбрехта псевдогаллюцинации
Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон
...

Г

Габитус
Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия
Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь
Галантер (Galanter) Юджин
Галеантропия
Гален Клавдий
Галеропия
Галлервордена—Шпаца болезнь
Галль Франц
Галлюцинаторно–паранойяльный синдром
...

Д

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху
Давыдов В.В. Деятельность
Давыдов В.В. Психология
Давыдов Василий Васильевич
Дакномания
Дакриурия
Дактилология
Дактилоспазм
Данлап Кнехт
Дансомания
...

Е

Е волна
Евгеника
Евнухоидизм
Единица анализа психического
Единица действия (ЕД)
Еллинека симптом
Естественный эксперимент

Ж

Жажда
Жане (Janet) Пьер
Жане концепция психологического автоматизма
Жане тест анестезии
Жаргонафазия
Жвачка умственная
Желание
Желино болезнь
Женевская школа генетической психологии
Жест
...

З

Заболеваемость
Заболеваемость общая
Заболевания демиелинизирующие
Забывание
Завершенный гештальт
Завилянского симптом алкоголизма
Завилянской методики контрастной психотерапии
Зависимость от поля — независимость от поля
Зависимость от психотерапевта
Задатки
...

И

Иванова метод активирующей психотерапии
Иванова методика коллективной психотерапии
Иванова структурно-ассоциативный эксперимент
Иванова-Смоленского симптом
Ивановой методика обучающего эксперимента
Иглоукалывание
Игра
Игра у животных
Игровая терапия
Игровая терапия аутических детей
...

Й

Йенш Эрик
Йеркс (Yerkes) Роберт
Йост (Jost) Адольф

К

Кoнтраст яркостный
Ка–цет синдром
Кабанис Пьер Жан
Каган - Лемкин рисуночный тест
Каган Джером
Кагана симптомы детского аутизма
Кажущееся движение
Кандаулезизм
Кандинский Виктор Хрисанфович
Канцерофобия
...

Л

Лабильность
Лабильность аффекта
Лабильность симптоматическая
Лабораторный эксперимент
Лазурский Александр Федорович
Лайнг Рональд
Лакан Жак
Ламетри Жюльен Офре де
Ланге (Lange) Карл Георг
Ланге (Lange) Фридрих Альберт
...

М

Магницидиум
Мазохизм
Мазуркевича теория
Майер (Maier) Генрих
Майер Адольф
Майер Генрих
Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм
Мак–Дугалл (McDougall) Уильям
Макродвижения глаз
Макропсия
...

Н

Наблюдательная палата
Наблюдение
Навык
Навязчивость
Навязчивые действия
Навязчивые состояния
Наглядно–действенное мышление
Наглядно–образное мышление
Надежность данных анкетного опроса
Надежность измерения
...

О

Обертоны психические
Облигатный
Обломова синдромы
Обморок
Обобщение
Обоняние
Обонятельный анализатор
Оборонительный рефлекс
Образ
Образ воображения
...

П

Павлов Иван Петрович
Павлова симптом
Павлова теория
Пажизм
Память
Панель информации
Пантомимика
Панум П.
Парабиоз
Парадиагностика
...

Р

Рабдофобия
Работоспособность психическая
Равена тeст
Равич–Щербо Инна Владимировна
Радикальная теория образов
Радо Шандор
Разветвленное программированное обучение
Развитие восприятия
Развитие движений ребенка
Развитие игры в дошкольном возрасте
...

С

С-тип личности
Саарма симптом
Садизм
Садомазохизм
Саймон (Simon) Герберт Александр
Саккадические движения
Салливен Гарри Стэк
Само-восприятие
Само-оценивание
Само-подкрепление
...

Т

Т–группа
Табакокурение
Табопаралич
Табофобия
Табу
Таката—Ара реакция
Таксисы
Тактильная агнозия
Тактильные ощущения
Талант
...

У

Уанье синдром
Убеждения
Убийство
Убийство внезапное
Убийство депрессивное
Уверенность в себе
Угасание условного рефлекса
Узкий локализационизм
Узнавание
Узнадзе Дмитрий Николаевич
...

Ф

Фабри Курт Эрнестович
Фагофобия
Фаза
Фазмофобия
Фазофрении
Факоматозы
Фактор близости
Фактор общей судьбы
Фактор подобия
Фактор хорошего продолжения
...

Х

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис
Хайльброннер (Heilbronner) Карл
Хайнриха методика
Хайрофобия
Халл Кларк Леонард
Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия
Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия
Ханта синдром
Характер
Характерологический панцирь
...

Ц

Цар
Цветовое зрение
Цветовой интерьер
Целевой анализ
Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза
Целостная психология
Целостность восприятия
Цельса болезнь
Ценестезия
Цензура внутрипсихическая
...

Ч

Чаадаев П.Я. Отрывки
Чаадаев Петр Яковлевич
Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.
Чарльз Кули
Чейна болезнь
Человек–оператор
Челпанов Георгий Иванович
Чередующееся поведение
Черлетти (Cerletti) Удо
Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии
...

Ш

Шавани синдром
Шаг Геффдинга
Шарко большая истерия
Шарко Жан Мартин
Шарко малая истерия
Шарко триада
Шарко — Кожевникова болезнь
Шарпантье феномен
Шегрена болезнь
Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт
...

Э

Эббеке синдром
Эббингауз Герман
Эвальд (Ewald) Готфрид
Эвальда биотонус
Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация
Эвирация
Эго
Эго–психология
Эгоизм
Эгопатия
...

Ю

Ювенильный
Юм Давид
Юмора расстройства
Юнг (Jung) Карл Густав
Юнга аналитическая психология
Юнга архетипы
Юнга ассоциативный эксперимент
Юнга интро- и экстраверсия
Юношеский возраст
Юридическая психология
...

Я

Я (Ich, Ego)
Я–концепция
Я-иделальное
Явления тревожного ряда
Ядро кристаллизации чувств
Язык
Язык иррелевантный
Язык искусственный
Язык метафорический
Якоба - Крейцфельдта болезнь
...

#

 

Ланге (Lange) Фридрих Альберт

Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена 21.11.1875, Марбург) немецкий философнеокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (18481851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (18521855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В...

Ланге Николай Николаевич

Ланге Николай Николаевич (1858 1921) русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия , внимания , памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим...

Лата

Лата этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется нарушением в экстремальной ситуации поведения , которое разворачивается по типу повторения действий , фраз и жестов других ( эхолалия , эхопраксия ), автоматическим выполнением приказов, стереотипным повторением отдельных предложений. Все это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, обусловливающего возникновение галлюцинаций (YapP.M. Latah reaction, J. O. Mental Science, 1952, 98, p. 515564). Первоначально такое поведение было описано у малайцев (прежде всего у женщин), в дальнейшем аналогичные результаты были получены и в других культурах, в частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А.А.Токарским под именем мерячение. Причины появления данного синдрома недостаточно понятны, предполагается, что...

Латентное обучение

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочноисследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия латентного обучения сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма ( Э.Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда...

Латентный анализ

Латентный анализ (от лат. latens скрытый, невидимый) математический метод, позволяющий анализировать структуру связей между ненаблюдаемыми переменными, полученными в эксперименте. В основе данного метода лежит представление о возможности множественного взаимодействия между переменными, а не линейного, как в факторном анализе. Подобный подход, более трудоемкий, чем факторный анализ, оправдан тогда, когда величина связи между переменными может зависеть от третьей...

Латентный период

Латентный период (от лат. latens скрытый) время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физикохимического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитикосинтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной...

Латерализация функций головного мозга

Латерализация функций головного мозга процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе . Для человека характерно, что специализация полушарий мозга происходит вплоть до 1416 лет. До 12 лет еще не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий мозга, поэтому при поражении левого полушария не происходит нарушений речевой деятельности . Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности полушарий в отношении речи, слуха, зрения, право или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых...

Лацарус Мориц

Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 14.04.1903) немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Профессор в Берне (1860) и Берлине (187396). Вместе с Г.Штейнталем основал журнал Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Основываясь на атомизме И.Гербарта , развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой народного духа. Народный дух находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В.Вундт . Сочинения. Uber begriff und die Moglichkeit einer Volkerpsychologie als Wissenschaft // Deutsche Museum. 1951; Das Leben der Seele in Monographien uber Erscheinungen und Gesetze. Bd.12, B., 185657; Uber...

Лебон Гюстав

Лебон (Le Bon) Гюстав (7.05.1841, НожанлеРотру 15.12.1931, Париж) французский философидеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к непониманию между ними и конфликтам. Упадок цивилизации связывал с наступлением эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Считал, что духовное единство толпы предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Сочинения. Психология народов и масс. СПб., 1896; Психология социализма. СПб., 1908; Психология воспитания. СПб., 1910;...

Леви–Брюль Люсьен

ЛевиБрюль Люсьен (1857 1939) французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления . Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой...

Левин (Lewin) Курт

Левин (Lewin) Курт (9.09.1890 12.02.1947) немецкоамериканский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационнопотребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений ), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение), Ф.Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция топологической психологии. В 1933г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень...

Левитов Николай Дмитриевич

Левитов Николай Дмитриевич (17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии 17.02.1972, Москва) отечественный психолог. Родился в семье священника, закончил Ранненбургское духовное училище первым учеником, за казенный счет учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914г. (магистр). Одновременно занимался психологией в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф.Лазурского и В.С.Сербского. С 1918г. по 1921г. преподавал психологию и логику в Ранненбургском педагогическом институте. С 1921г. преподавал логику и психологию в Институте народного образования, с 1923по 1936гг. работал в лаборатории Центрального института труда, руководил психологической лабораторией Института им.В.А.Обуха. В 1936г. был утвержден в степени кандидата...

Леворукость

Леворукость врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве...

Леворукость в нейропсихологическом исследовании

Леворукость в нейропсихологическом исследовании положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов , которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении правого полушария они могут...

Лейбниц Г.В. Отрывки

Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем...

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 1716) немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж.Локка о душе как чистой доски. В соответствии с его представлениями, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит прием внешних впечатлений. Разрабатывал концепцию малых восприятий , в которой разделил понятия психики и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. Ввел в психологию понятие апперцепции , под которой понимал форму активности души, проявляющуюся даже в процессе элементарных...

Лейпцигская школа

Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10xгг. ХХв. и просуществовавшее до середины 30х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт , Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия гештальт , по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии , но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие комплекскачество, родственное понятию гештальткачества в гештальпсихологии. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода...

Лейтес Натан Семенович

Лейтес Натан Семенович (род. 1918, Днепропетровск) отечественный психолог. В 1945г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова . В 1948г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Склонность к труду как фактор одаренности. В 1970г. защитил докторскую диссертацию на тему Умственные способности и возраст. Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно. Сочинения. Опыт психологической...

Леонгард (Leonhard) Карл

Леонгард (Leonhard) Карл (21.04.1904 1988) немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике университета им. Гумбольда в Берлине. Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей...

Леонтьев Алексей Николаевич

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 1979) советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20хгг., работая у Л.С.Выготского и используя идеи культурноисторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30хгг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе , возникновения сознания в антропогенезе , психического развития в онтогенезе , структуры деятельности и сознания, мотивационносмысловой сферы личности , методологии и истории...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психологический словарь