Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям



МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Ланге (Lange) Фридрих Альберт

Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена 21.11.1875, Марбург) немецкий философнеокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (18481851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (18521855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В...

Ланге Николай Николаевич

Ланге Николай Николаевич (1858 1921) русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия , внимания , памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим...

Лата

Лата этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется нарушением в экстремальной ситуации поведения , которое разворачивается по типу повторения действий , фраз и жестов других ( эхолалия , эхопраксия ), автоматическим выполнением приказов, стереотипным повторением отдельных предложений. Все это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, обусловливающего возникновение галлюцинаций (YapP.M. Latah reaction, J. O. Mental Science, 1952, 98, p. 515564). Первоначально такое поведение было описано у малайцев (прежде всего у женщин), в дальнейшем аналогичные результаты были получены и в других культурах, в частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А.А.Токарским под именем мерячение. Причины появления данного синдрома недостаточно понятны, предполагается, что...

Латентное обучение

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочноисследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия латентного обучения сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма ( Э.Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда...

Латентный анализ

Латентный анализ (от лат. latens скрытый, невидимый) математический метод, позволяющий анализировать структуру связей между ненаблюдаемыми переменными, полученными в эксперименте. В основе данного метода лежит представление о возможности множественного взаимодействия между переменными, а не линейного, как в факторном анализе. Подобный подход, более трудоемкий, чем факторный анализ, оправдан тогда, когда величина связи между переменными может зависеть от третьей...

Латентный период

Латентный период (от лат. latens скрытый) время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физикохимического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитикосинтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной...

Латерализация функций головного мозга

Латерализация функций головного мозга процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе . Для человека характерно, что специализация полушарий мозга происходит вплоть до 1416 лет. До 12 лет еще не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий мозга, поэтому при поражении левого полушария не происходит нарушений речевой деятельности . Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности полушарий в отношении речи, слуха, зрения, право или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых...

Лацарус Мориц

Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 14.04.1903) немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Профессор в Берне (1860) и Берлине (187396). Вместе с Г.Штейнталем основал журнал Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Основываясь на атомизме И.Гербарта , развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой народного духа. Народный дух находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В.Вундт . Сочинения. Uber begriff und die Moglichkeit einer Volkerpsychologie als Wissenschaft // Deutsche Museum. 1951; Das Leben der Seele in Monographien uber Erscheinungen und Gesetze. Bd.12, B., 185657; Uber...

Лебон Гюстав

Лебон (Le Bon) Гюстав (7.05.1841, НожанлеРотру 15.12.1931, Париж) французский философидеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к непониманию между ними и конфликтам. Упадок цивилизации связывал с наступлением эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Считал, что духовное единство толпы предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Сочинения. Психология народов и масс. СПб., 1896; Психология социализма. СПб., 1908; Психология воспитания. СПб., 1910;...

Леви–Брюль Люсьен

ЛевиБрюль Люсьен (1857 1939) французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления . Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой...

Левин (Lewin) Курт

Левин (Lewin) Курт (9.09.1890 12.02.1947) немецкоамериканский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационнопотребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений ), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение), Ф.Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция топологической психологии. В 1933г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень...

Левитов Николай Дмитриевич

Левитов Николай Дмитриевич (17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии 17.02.1972, Москва) отечественный психолог. Родился в семье священника, закончил Ранненбургское духовное училище первым учеником, за казенный счет учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914г. (магистр). Одновременно занимался психологией в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф.Лазурского и В.С.Сербского. С 1918г. по 1921г. преподавал психологию и логику в Ранненбургском педагогическом институте. С 1921г. преподавал логику и психологию в Институте народного образования, с 1923по 1936гг. работал в лаборатории Центрального института труда, руководил психологической лабораторией Института им.В.А.Обуха. В 1936г. был утвержден в степени кандидата...

Леворукость

Леворукость врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве...

Леворукость в нейропсихологическом исследовании

Леворукость в нейропсихологическом исследовании положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов , которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении правого полушария они могут...

Лейбниц Г.В. Отрывки

Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем...

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 1716) немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж.Локка о душе как чистой доски. В соответствии с его представлениями, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит прием внешних впечатлений. Разрабатывал концепцию малых восприятий , в которой разделил понятия психики и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. Ввел в психологию понятие апперцепции , под которой понимал форму активности души, проявляющуюся даже в процессе элементарных...

Лейпцигская школа

Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10xгг. ХХв. и просуществовавшее до середины 30х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт , Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия гештальт , по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии , но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие комплекскачество, родственное понятию гештальткачества в гештальпсихологии. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода...

Лейтес Натан Семенович

Лейтес Натан Семенович (род. 1918, Днепропетровск) отечественный психолог. В 1945г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова . В 1948г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Склонность к труду как фактор одаренности. В 1970г. защитил докторскую диссертацию на тему Умственные способности и возраст. Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно. Сочинения. Опыт психологической...

Леонгард (Leonhard) Карл

Леонгард (Leonhard) Карл (21.04.1904 1988) немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике университета им. Гумбольда в Берлине. Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей...

Леонтьев Алексей Николаевич

Леонтьев Алексей Николаевич (1903 1979) советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20хгг., работая у Л.С.Выготского и используя идеи культурноисторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30хгг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе , возникновения сознания в антропогенезе , психического развития в онтогенезе , структуры деятельности и сознания, мотивационносмысловой сферы личности , методологии и истории...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям