Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена 21.11.1875, Марбург) немецкий философнеокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (18481851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (18521855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В...
Ланге Николай Николаевич (1858 1921) русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия , внимания , памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим...
Лата этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется нарушением в экстремальной ситуации поведения , которое разворачивается по типу повторения действий , фраз и жестов других ( эхолалия , эхопраксия ), автоматическим выполнением приказов, стереотипным повторением отдельных предложений. Все это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, обусловливающего возникновение галлюцинаций (YapP.M. Latah reaction, J. O. Mental Science, 1952, 98, p. 515564). Первоначально такое поведение было описано у малайцев (прежде всего у женщин), в дальнейшем аналогичные результаты были получены и в других культурах, в частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А.А.Токарским под именем мерячение. Причины появления данного синдрома недостаточно понятны, предполагается, что...
Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочноисследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия латентного обучения сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма ( Э.Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда...
Латентный анализ (от лат. latens скрытый, невидимый) математический метод, позволяющий анализировать структуру связей между ненаблюдаемыми переменными, полученными в эксперименте. В основе данного метода лежит представление о возможности множественного взаимодействия между переменными, а не линейного, как в факторном анализе. Подобный подход, более трудоемкий, чем факторный анализ, оправдан тогда, когда величина связи между переменными может зависеть от третьей...
Латентный период (от лат. latens скрытый) время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физикохимического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитикосинтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной...
Латерализация функций головного мозга процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе . Для человека характерно, что специализация полушарий мозга происходит вплоть до 1416 лет. До 12 лет еще не происходит разделения функций доминантного и субдоминантного полушарий мозга, поэтому при поражении левого полушария не происходит нарушений речевой деятельности . Специализация полушарий носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности полушарий в отношении речи, слуха, зрения, право или леворукости. При этом доминантность руки не связана прямо, например, с доминированием речевых...
Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 14.04.1903) немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Профессор в Берне (1860) и Берлине (187396). Вместе с Г.Штейнталем основал журнал Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Основываясь на атомизме И.Гербарта , развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой народного духа. Народный дух находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В.Вундт . Сочинения. Uber begriff und die Moglichkeit einer Volkerpsychologie als Wissenschaft // Deutsche Museum. 1951; Das Leben der Seele in Monographien uber Erscheinungen und Gesetze. Bd.12, B., 185657; Uber...
Лебон (Le Bon) Гюстав (7.05.1841, НожанлеРотру 15.12.1931, Париж) французский философидеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к непониманию между ними и конфликтам. Упадок цивилизации связывал с наступлением эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Считал, что духовное единство толпы предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Сочинения. Психология народов и масс. СПб., 1896; Психология социализма. СПб., 1908; Психология воспитания. СПб., 1910;...
ЛевиБрюль Люсьен (1857 1939) французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления . Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой...
Левин (Lewin) Курт (9.09.1890 12.02.1947) немецкоамериканский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационнопотребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений ), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение), Ф.Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция топологической психологии. В 1933г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень...
Левитов Николай Дмитриевич (17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии 17.02.1972, Москва) отечественный психолог. Родился в семье священника, закончил Ранненбургское духовное училище первым учеником, за казенный счет учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914г. (магистр). Одновременно занимался психологией в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф.Лазурского и В.С.Сербского. С 1918г. по 1921г. преподавал психологию и логику в Ранненбургском педагогическом институте. С 1921г. преподавал логику и психологию в Институте народного образования, с 1923по 1936гг. работал в лаборатории Центрального института труда, руководил психологической лабораторией Института им.В.А.Обуха. В 1936г. был утвержден в степени кандидата...
Леворукость врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве...
Леворукость в нейропсихологическом исследовании положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов , которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении правого полушария они могут...
Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем...
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 1716) немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж.Локка о душе как чистой доски. В соответствии с его представлениями, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит прием внешних впечатлений. Разрабатывал концепцию малых восприятий , в которой разделил понятия психики и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. Ввел в психологию понятие апперцепции , под которой понимал форму активности души, проявляющуюся даже в процессе элементарных...
Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10xгг. ХХв. и просуществовавшее до середины 30х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт , Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия гештальт , по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии , но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие комплекскачество, родственное понятию гештальткачества в гештальпсихологии. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода...
Лейтес Натан Семенович (род. 1918, Днепропетровск) отечественный психолог. В 1945г. окончил филологический факультет Московского университета, учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. Ученик и сотрудник Б.М.Теплова . В 1948г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Склонность к труду как фактор одаренности. В 1970г. защитил докторскую диссертацию на тему Умственные способности и возраст. Работал в НИИ общей и педагогической психологии. Специалист в области дифференциальной и возрастной психологии. Разработал концепцию детской одаренности и развития способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей отдавал собственной активности ребенка. Провел исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно. Сочинения. Опыт психологической...
Леонгард (Leonhard) Карл (21.04.1904 1988) немецкий невролог, психиатр и психолог. Профессор неврологии в неврологической клинике университета им. Гумбольда в Берлине. Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей...
Леонтьев Алексей Николаевич (1903 1979) советский психолог, автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце 20хгг., работая у Л.С.Выготского и используя идеи культурноисторической концепции, исследовал процессы памяти. В начале 30хгг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе , возникновения сознания в антропогенезе , психического развития в онтогенезе , структуры деятельности и сознания, мотивационносмысловой сферы личности , методологии и истории...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]