Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Лерш (Lersch) Филипп

Лерш (Lersch) Филипп (4.4.1898, Мюнхен 15.3.1972, Мюнхен) немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916г. по 1918г. он на военной службе, в 1918г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919г. по 1922г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф.Штриха по теме немецкого романтизма (Traum in deutschen Romantik), работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу. Под влиянием трудов З.Фрейда обратился к психологии, с 1923г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э.Бехера, М.Гейгера, А.Пфендера, слушал курс психиатрии у О.Бумке....

Лешли (Lashley) Карл Спенсер

Лешли (Lashley) Карл Спенсер (7.09.1890 7.08.1958) американский психолог. Разрабатывал проблему локализации психических функций , используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности любых участков головного мозга, но в дальнейшем отошел от него. Стал использовать лабиринт для исследования научения у...

Лживость

Лживость форма поведения , направленного на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия , совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности . Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок , страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе...

Либидо

(лат. libido желание, влечение, страсть) — первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека. Зрелое Л. определяет стремление к интимной близости (см. Копулятивный цикл). Его характеризует так называемый энергетический компонент, который обусловливается функциями подкорковых образований головного мозга (таламуса, гипоталамуса) и желез внутренней секреции (прежде всего яичек, яичников, гипофиза, надпочечников). Он обеспечивает интенсивность полового влечения (в частности, особую витальную окраску сексуальных переживаний) и активацию соответствующих нервных центров, снижая пороги их чувствительности и облегчая наступление эрекции, эякуляции и оргазма....

Либидо во фрейдизме

Либидо во фрейдизме теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения , имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения , связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации ....

Лидбитер Ч.В. Активный двойник

Те из нас, чьи имена известны в связи с теософической работой, получают обычно огромную корреспонденцию. Часто случается так, что те, кто имеет, как они это называют, потерянных друзей или разрыв отношений по причине смерти, пишут нам с целью получить какиелибо сведения о них или хотя бы общие утешения. В дополнение к этому мы получаем многочисленные отчеты о пережитом психическом опыте, а также самых разных событиях, выходящих за рамки обычного. Из таких рассказов мы скомпоновали очень примечательную серию под названием В потемках (In The Twilight). Недавно я получил от одного из членов нашего Общества (Имеется в виду Теософическое Ово, основанное...

Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении

В ранние дни существования Теософического общества среди нас бытовало мнение, что психические силы могут быть развиты только теми, кто получил при рождении физическое тело подходящего типа поэтому некоторые имеют способности от природы, являющиеся следствием стараний, предпринятых в предыдущих жизнях, а другие, не столь одаренные, не имеют никакой возможности, кроме как посвятить себя полностью любой работе на физическом плане, которую они могли бы выполнять, в надежде, что следующий раз они получат привилегию родиться с психическими способностями. Более полные сведения, полученные позднее, в некотором роде модифицировали эти представления, мы видим теперь, что при определенных стимулах в любом среднем человеке можно развить...

Линдеманн Эрих

Линдеманн (Lindemann) Эрих (род. 2.05.1900) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Германии. В 1927г. переехал в США. С 1954г. профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965г. Станфордского медицинского центра. Специалист по проблемам социальной психиатрии. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения, психотерапии и психоанализа. Сочинения. The relatiоn оf drug included mental changes tо рsychоanalytic theоry // Bull. WHО. 1959, v.21; Die Fildstudien in der vrbeugenden Рsychiatrie // Рsychоther. 1960, v.5; Die sоciale Оrganisatiоn der menschlichen Lebeswesen // Рrax. Рsychоther 1961,...

Линдсей Гарднер

Линдсей (Linsay) Гарднер (род. 27.11.1920) американский психолог. В 1945г. окончил университет штата Пенсильвания. Работал в Западном резервном университете в Огайо (194546) и Гарвардском университете (1945). С 1956 по 1957г. профессор университета в Сиракузах, с 1957г. в Миннесотском университете. Специалист по проблемам социальной психологии, теории личности, проективных методик. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...

Линейное программированное обучение

Линейное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, разработанная первоначально Б.Ф.Скиннером, в основе которого лежит управление учебным процессом без ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на самых слабых учеников. Здесь под шагом понималась возможность усвоения минимальной учебной информации в процессе решения элементарной познавательной задачи. При неправильном решении обеспечивалось безотлагательное представление правильного...

Линия взора

Линия взора линия, соединяющая зрачок с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения наиболее оптимальное наблюдение осуществляется при линии взора, располагающейся на 15 градусов вниз от линии параллельно уровню...

Липер (Leeper) Роберт Уард

Липер (Leeper) Роберт Уард (род. 25.10.1904) американский психолог. Работал в университете Арканзаса, Корнелльского колледжа. С 1949г. по 1972г. профессор Орегонского университета. Специалист по психологии обучения, мотивации и...

Липманн Отто

Липманн (Lipmann) Отто (1880 1933) немецкий психолог и психотехник. Ученик Г.Эббингауза и В.Штерна . В 1906г. основал в Берлине Институт прикладной психологии. С 1906по 1933г. совместно с В.Штерном издавал журнал Zeitschrift fur angewandte Psychologie. Специалист по проблемам общей и специальной одаренности, исследовал особенности практического интеллекта. Предлагал, в противовес количественным характеристикам интеллектуального развития ребенка, качественные. Сделал значительный вклад в развитие промышленной...

Липманн Хуго

Липманн (Liepmann) Хуго (1863 1925) немецкий психиатр. Занимался проблемами галлюцинаций, афазии, апраксии. Разработал так называемую пробу Липманна, которая заключается в попытке вызвать зрительные галлюцинации за счет надавливания на закрытый глаз пациента. Сочинения. Drei Aufsatze aus dem Apraxiegebiet. B.,...

Липпс (Lipps) Теодор

Липпс (Lipps) Теодор (28.07.1851 17.10.1914) немецкий философидеалист, психолог, эстетик, наряду с В.Вундтом и Г.Эббингаузом считается основателем немецкой психологии. Приватдоцент и профессор в Боннском университете, с 1890г. в Бреслау, в 1894г. в Мюнхене. Основатель Мюнхенского психологического института. Придерживался принципа психофизического параллелизма . Основой психологического эксперимента считал созерцание собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии, в соответствии с которой личность проецирует свои чувства на воспринимаемый ею предмет. Распространил эту теорию на эстетическое восприятие, основанное на чувстве прекрасного. Сочинения. Grundtatsachen des Seelenlebens. Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen. Hamb., 1899; Psychologie und Logik. Munch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit. Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen. Bd.12, Lpz.,...

Лисина Мая Ивановна

Лисина Мая Ивановна (1929, Харьков 5.08.1983) отечественный психолог. В 1952г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В.Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. С 1976г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала Вопросы психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста,...

Литеральная парафазия

Литеральная парафазия замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной. При различной локализации поражения литеральная парафазия приобретает характерные черты. Так при сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами (с заменяется на з, б на п). При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения (л на н, м на...

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству Искусство и религия. Разделы психологии : Теоретическая психология, история психологии, психология искусства, психолингвистика. Адрес : Москва, ул.Кузнецкий мост, 1, подвал. Телефон :...

Личностные опросники

Личностные опросники класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены...

Личностный конструкт

Личностный конструкт (от лат. constructio построение) оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж.Келли . Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху