Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Лерш (Lersch) Филипп

Лерш (Lersch) Филипп (4.4.1898, Мюнхен 15.3.1972, Мюнхен) немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916г. по 1918г. он на военной службе, в 1918г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919г. по 1922г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф.Штриха по теме немецкого романтизма (Traum in deutschen Romantik), работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу. Под влиянием трудов З.Фрейда обратился к психологии, с 1923г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э.Бехера, М.Гейгера, А.Пфендера, слушал курс психиатрии у О.Бумке....

Лешли (Lashley) Карл Спенсер

Лешли (Lashley) Карл Спенсер (7.09.1890 7.08.1958) американский психолог. Разрабатывал проблему локализации психических функций , используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности любых участков головного мозга, но в дальнейшем отошел от него. Стал использовать лабиринт для исследования научения у...

Лживость

Лживость форма поведения , направленного на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия , совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности . Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок , страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе...

Либидо

(лат. libido желание, влечение, страсть) — первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека. Зрелое Л. определяет стремление к интимной близости (см. Копулятивный цикл). Его характеризует так называемый энергетический компонент, который обусловливается функциями подкорковых образований головного мозга (таламуса, гипоталамуса) и желез внутренней секреции (прежде всего яичек, яичников, гипофиза, надпочечников). Он обеспечивает интенсивность полового влечения (в частности, особую витальную окраску сексуальных переживаний) и активацию соответствующих нервных центров, снижая пороги их чувствительности и облегчая наступление эрекции, эякуляции и оргазма....

Либидо во фрейдизме

Либидо во фрейдизме теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения , имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения , связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации ....

Лидбитер Ч.В. Активный двойник

Те из нас, чьи имена известны в связи с теософической работой, получают обычно огромную корреспонденцию. Часто случается так, что те, кто имеет, как они это называют, потерянных друзей или разрыв отношений по причине смерти, пишут нам с целью получить какиелибо сведения о них или хотя бы общие утешения. В дополнение к этому мы получаем многочисленные отчеты о пережитом психическом опыте, а также самых разных событиях, выходящих за рамки обычного. Из таких рассказов мы скомпоновали очень примечательную серию под названием В потемках (In The Twilight). Недавно я получил от одного из членов нашего Общества (Имеется в виду Теософическое Ово, основанное...

Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении

В ранние дни существования Теософического общества среди нас бытовало мнение, что психические силы могут быть развиты только теми, кто получил при рождении физическое тело подходящего типа поэтому некоторые имеют способности от природы, являющиеся следствием стараний, предпринятых в предыдущих жизнях, а другие, не столь одаренные, не имеют никакой возможности, кроме как посвятить себя полностью любой работе на физическом плане, которую они могли бы выполнять, в надежде, что следующий раз они получат привилегию родиться с психическими способностями. Более полные сведения, полученные позднее, в некотором роде модифицировали эти представления, мы видим теперь, что при определенных стимулах в любом среднем человеке можно развить...

Линдеманн Эрих

Линдеманн (Lindemann) Эрих (род. 2.05.1900) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Германии. В 1927г. переехал в США. С 1954г. профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965г. Станфордского медицинского центра. Специалист по проблемам социальной психиатрии. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения, психотерапии и психоанализа. Сочинения. The relatiоn оf drug included mental changes tо рsychоanalytic theоry // Bull. WHО. 1959, v.21; Die Fildstudien in der vrbeugenden Рsychiatrie // Рsychоther. 1960, v.5; Die sоciale Оrganisatiоn der menschlichen Lebeswesen // Рrax. Рsychоther 1961,...

Линдсей Гарднер

Линдсей (Linsay) Гарднер (род. 27.11.1920) американский психолог. В 1945г. окончил университет штата Пенсильвания. Работал в Западном резервном университете в Огайо (194546) и Гарвардском университете (1945). С 1956 по 1957г. профессор университета в Сиракузах, с 1957г. в Миннесотском университете. Специалист по проблемам социальной психологии, теории личности, проективных методик. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...

Линейное программированное обучение

Линейное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, разработанная первоначально Б.Ф.Скиннером, в основе которого лежит управление учебным процессом без ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на самых слабых учеников. Здесь под шагом понималась возможность усвоения минимальной учебной информации в процессе решения элементарной познавательной задачи. При неправильном решении обеспечивалось безотлагательное представление правильного...

Линия взора

Линия взора линия, соединяющая зрачок с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения наиболее оптимальное наблюдение осуществляется при линии взора, располагающейся на 15 градусов вниз от линии параллельно уровню...

Липер (Leeper) Роберт Уард

Липер (Leeper) Роберт Уард (род. 25.10.1904) американский психолог. Работал в университете Арканзаса, Корнелльского колледжа. С 1949г. по 1972г. профессор Орегонского университета. Специалист по психологии обучения, мотивации и...

Липманн Отто

Липманн (Lipmann) Отто (1880 1933) немецкий психолог и психотехник. Ученик Г.Эббингауза и В.Штерна . В 1906г. основал в Берлине Институт прикладной психологии. С 1906по 1933г. совместно с В.Штерном издавал журнал Zeitschrift fur angewandte Psychologie. Специалист по проблемам общей и специальной одаренности, исследовал особенности практического интеллекта. Предлагал, в противовес количественным характеристикам интеллектуального развития ребенка, качественные. Сделал значительный вклад в развитие промышленной...

Липманн Хуго

Липманн (Liepmann) Хуго (1863 1925) немецкий психиатр. Занимался проблемами галлюцинаций, афазии, апраксии. Разработал так называемую пробу Липманна, которая заключается в попытке вызвать зрительные галлюцинации за счет надавливания на закрытый глаз пациента. Сочинения. Drei Aufsatze aus dem Apraxiegebiet. B.,...

Липпс (Lipps) Теодор

Липпс (Lipps) Теодор (28.07.1851 17.10.1914) немецкий философидеалист, психолог, эстетик, наряду с В.Вундтом и Г.Эббингаузом считается основателем немецкой психологии. Приватдоцент и профессор в Боннском университете, с 1890г. в Бреслау, в 1894г. в Мюнхене. Основатель Мюнхенского психологического института. Придерживался принципа психофизического параллелизма . Основой психологического эксперимента считал созерцание собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии, в соответствии с которой личность проецирует свои чувства на воспринимаемый ею предмет. Распространил эту теорию на эстетическое восприятие, основанное на чувстве прекрасного. Сочинения. Grundtatsachen des Seelenlebens. Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen. Hamb., 1899; Psychologie und Logik. Munch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit. Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen. Bd.12, Lpz.,...

Лисина Мая Ивановна

Лисина Мая Ивановна (1929, Харьков 5.08.1983) отечественный психолог. В 1952г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В.Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. С 1976г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала Вопросы психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста,...

Литеральная парафазия

Литеральная парафазия замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной. При различной локализации поражения литеральная парафазия приобретает характерные черты. Так при сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами (с заменяется на з, б на п). При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения (л на н, м на...

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству Искусство и религия. Разделы психологии : Теоретическая психология, история психологии, психология искусства, психолингвистика. Адрес : Москва, ул.Кузнецкий мост, 1, подвал. Телефон :...

Личностные опросники

Личностные опросники класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены...

Личностный конструкт

Личностный конструкт (от лат. constructio построение) оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж.Келли . Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки