Exit Project: Глоссарий: Профессиональные установки

Профессиональные установки



Профессиональные установки (от лат. profiteor объявляю своим делом) система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность). Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю.). Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (JaideW.). Индивидуальные реакции в которых проявляются профессиональные установки на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Яконцепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуальноспецифических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом Шкала зрелости профессиональных установок . Литература. SuperD.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957; JaideW. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966; CritesJ.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /HeerE.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p.296320; КудрявцевТ.В., ШегуроваВ.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, N2. Исследования .

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Лерш (Lersch) Филипп

Лерш (Lersch) Филипп (4.4.1898, Мюнхен 15.3.1972, Мюнхен) немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916г. по 1918г. он на военной службе, в 1918г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919г. по 1922г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф.Штриха по теме немецкого романтизма (Traum in deutschen Romantik), работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу. Под влиянием трудов З.Фрейда обратился к психологии, с 1923г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э.Бехера, М.Гейгера, А.Пфендера, слушал курс психиатрии у О.Бумке....

Лешли (Lashley) Карл Спенсер

Лешли (Lashley) Карл Спенсер (7.09.1890 7.08.1958) американский психолог. Разрабатывал проблему локализации психических функций , используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности любых участков головного мозга, но в дальнейшем отошел от него. Стал использовать лабиринт для исследования научения у...

Лживость

Лживость форма поведения , направленного на введение других в заблуждение ради достижения личных целей. Способность к подобному поведению может быть обнаружена у некоторых видов животных, например, у шимпанзе, которые в естественных условиях демонстрируют обманные действия. У человека подобные действия , совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности . Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок , страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе...

Либидо

(лат. libido желание, влечение, страсть) — первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека. Зрелое Л. определяет стремление к интимной близости (см. Копулятивный цикл). Его характеризует так называемый энергетический компонент, который обусловливается функциями подкорковых образований головного мозга (таламуса, гипоталамуса) и желез внутренней секреции (прежде всего яичек, яичников, гипофиза, надпочечников). Он обеспечивает интенсивность полового влечения (в частности, особую витальную окраску сексуальных переживаний) и активацию соответствующих нервных центров, снижая пороги их чувствительности и облегчая наступление эрекции, эякуляции и оргазма....

Либидо во фрейдизме

Либидо во фрейдизме теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения , имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения , связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации ....

Лидбитер Ч.В. Активный двойник

Те из нас, чьи имена известны в связи с теософической работой, получают обычно огромную корреспонденцию. Часто случается так, что те, кто имеет, как они это называют, потерянных друзей или разрыв отношений по причине смерти, пишут нам с целью получить какиелибо сведения о них или хотя бы общие утешения. В дополнение к этому мы получаем многочисленные отчеты о пережитом психическом опыте, а также самых разных событиях, выходящих за рамки обычного. Из таких рассказов мы скомпоновали очень примечательную серию под названием В потемках (In The Twilight). Недавно я получил от одного из членов нашего Общества (Имеется в виду Теософическое Ово, основанное...

Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении

В ранние дни существования Теософического общества среди нас бытовало мнение, что психические силы могут быть развиты только теми, кто получил при рождении физическое тело подходящего типа поэтому некоторые имеют способности от природы, являющиеся следствием стараний, предпринятых в предыдущих жизнях, а другие, не столь одаренные, не имеют никакой возможности, кроме как посвятить себя полностью любой работе на физическом плане, которую они могли бы выполнять, в надежде, что следующий раз они получат привилегию родиться с психическими способностями. Более полные сведения, полученные позднее, в некотором роде модифицировали эти представления, мы видим теперь, что при определенных стимулах в любом среднем человеке можно развить...

Линдеманн Эрих

Линдеманн (Lindemann) Эрих (род. 2.05.1900) немецкоамериканский психолог. Образование получил в Германии. В 1927г. переехал в США. С 1954г. профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965г. Станфордского медицинского центра. Специалист по проблемам социальной психиатрии. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения, психотерапии и психоанализа. Сочинения. The relatiоn оf drug included mental changes tо рsychоanalytic theоry // Bull. WHО. 1959, v.21; Die Fildstudien in der vrbeugenden Рsychiatrie // Рsychоther. 1960, v.5; Die sоciale Оrganisatiоn der menschlichen Lebeswesen // Рrax. Рsychоther 1961,...

Линдсей Гарднер

Линдсей (Linsay) Гарднер (род. 27.11.1920) американский психолог. В 1945г. окончил университет штата Пенсильвания. Работал в Западном резервном университете в Огайо (194546) и Гарвардском университете (1945). С 1956 по 1957г. профессор университета в Сиракузах, с 1957г. в Миннесотском университете. Специалист по проблемам социальной психологии, теории личности, проективных методик. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...

Линейное программированное обучение

Линейное программированное обучение система методов и средств программированного обучения, разработанная первоначально Б.Ф.Скиннером, в основе которого лежит управление учебным процессом без ошибок. В его условиях индивидуализация используемых учебных материалов осуществлялась при ориентировании на самых слабых учеников. Здесь под шагом понималась возможность усвоения минимальной учебной информации в процессе решения элементарной познавательной задачи. При неправильном решении обеспечивалось безотлагательное представление правильного...

Линия взора

Линия взора линия, соединяющая зрачок с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения наиболее оптимальное наблюдение осуществляется при линии взора, располагающейся на 15 градусов вниз от линии параллельно уровню...

Липер (Leeper) Роберт Уард

Липер (Leeper) Роберт Уард (род. 25.10.1904) американский психолог. Работал в университете Арканзаса, Корнелльского колледжа. С 1949г. по 1972г. профессор Орегонского университета. Специалист по психологии обучения, мотивации и...

Липманн Отто

Липманн (Lipmann) Отто (1880 1933) немецкий психолог и психотехник. Ученик Г.Эббингауза и В.Штерна . В 1906г. основал в Берлине Институт прикладной психологии. С 1906по 1933г. совместно с В.Штерном издавал журнал Zeitschrift fur angewandte Psychologie. Специалист по проблемам общей и специальной одаренности, исследовал особенности практического интеллекта. Предлагал, в противовес количественным характеристикам интеллектуального развития ребенка, качественные. Сделал значительный вклад в развитие промышленной...

Липманн Хуго

Липманн (Liepmann) Хуго (1863 1925) немецкий психиатр. Занимался проблемами галлюцинаций, афазии, апраксии. Разработал так называемую пробу Липманна, которая заключается в попытке вызвать зрительные галлюцинации за счет надавливания на закрытый глаз пациента. Сочинения. Drei Aufsatze aus dem Apraxiegebiet. B.,...

Липпс (Lipps) Теодор

Липпс (Lipps) Теодор (28.07.1851 17.10.1914) немецкий философидеалист, психолог, эстетик, наряду с В.Вундтом и Г.Эббингаузом считается основателем немецкой психологии. Приватдоцент и профессор в Боннском университете, с 1890г. в Бреслау, в 1894г. в Мюнхене. Основатель Мюнхенского психологического института. Придерживался принципа психофизического параллелизма . Основой психологического эксперимента считал созерцание собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии, в соответствии с которой личность проецирует свои чувства на воспринимаемый ею предмет. Распространил эту теорию на эстетическое восприятие, основанное на чувстве прекрасного. Сочинения. Grundtatsachen des Seelenlebens. Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen. Hamb., 1899; Psychologie und Logik. Munch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit. Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen. Bd.12, Lpz.,...

Лисина Мая Ивановна

Лисина Мая Ивановна (1929, Харьков 5.08.1983) отечественный психолог. В 1952г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В.Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. С 1976г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала Вопросы психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста,...

Литеральная парафазия

Литеральная парафазия замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной. При различной локализации поражения литеральная парафазия приобретает характерные черты. Так при сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами (с заменяется на з, б на п). При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения (л на н, м на...

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“

Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству Искусство и религия. Разделы психологии : Теоретическая психология, история психологии, психология искусства, психолингвистика. Адрес : Москва, ул.Кузнецкий мост, 1, подвал. Телефон :...

Личностные опросники

Личностные опросники класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены...

Личностный конструкт

Личностный конструкт (от лат. constructio построение) оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства, автор Дж.Келли . Построен прежде всего на основе усмотрения схожести и различия между этими...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные установки