Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .
Личностный смысл субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами , потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого...
Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих...
Логопедия (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и...
Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение...
Ложная тревога понятие, используемое в психофизиологии для обозначения положительного ответа испытуемого о наличии восприятия сигнала при его...
Лозоискательство отыскивание с помощью специального индикатора, в качестве которого может выступать лоза, изогнутая металлическая проволока, подземных вод, руд, пустот и...
Локализация высших психических функций теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа , Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма . Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций , разработанной Л.С.Выготским и А.Р.Лурия . Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью . Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья,...
Сочинения в 3х т. / Ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин, М.: Мысль, 1985. Т.1. Опыт о человеческом разумении. 184.Первичные качества. Среди ...качеств в телах есть, вопервых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в котором бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова оно все еще сохраняет эти самые качества... Названные качества тела я называю первоначальными или первичными... Вторичные качества. Вовторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие...
Локк Джон (1632 1704) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является чистой доской, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение , в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством...
Локомоция перемещение в...
Локус контроля (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N1,...
Ломброзо (Lombroso) Чезаре (18.11.1836, Верона 19.10.1909, Турин) итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии. В молодости испытал материальные лишения, был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 18591860г.г. С 1855г. стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862г. Ломброзо профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876г. профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, краниограф, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Преступник, по его...
Ломов Борис Федорович (28.01.1927, Горький 11.07.1989) отечественный психолог. В 1951г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963г. докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967г. заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971г. возглавил Институт психологии АН СССР. Членкорреспондент АПН СССР (1967), членкорреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала Психологический журнал и...
Лонгитюдиональное исследование изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье ( В.Штерн ,...
Лопатин Лев Михайлович (01.06.1855, Москва 21.03.1920) русский философ, психолог, профессор Московского университета. С 1894г. редактор журнала Вопросы философии и психологии, с 1899г. председатель Московского психологического общества. Развивал идеалистическую теорию монистического спиритуализма. Весь мир, по его представлениям, есть совокупность деятельных существ, происходящих от абсолютного начала и наделенных духовностью, которая для внешнего наблюдателя проявляется как материальное. В психологии отстаивал позиции параллелизма и основным методом считал самонаблюдение. Анализ научной деятельности. Сочинения. Психология. М., 1902; Философские характеристики и речи. М., 1911; Положительные задачи философии. М.,...
В конце ХIХ века через Московский университет и, в частности, через лекции М.М.Троицкого прошли многие самобытные философы. И хотя Лев Михайлович Лопатин (18551920) явно не числился среди любимых учеников Троицкого, именно он, чуть ли не единственный, перенял от него действительно глубокий интерес к психологии. Причем несмотря на всю свою критичность, он, как бы незаметно для самого себя, заимствовал у того многие психологические постулаты: о субъективности познания, о пространственности материальных объектов и темпоральности духовных, о логической природе мышления, о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая не дала...
Лоренц Конрад (19031988) австрийский биолог, один из основателей этологии. Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности . Автор книг Кольцо царя Соломона (1970), Человек находит друга...
Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817, Бауцен 1.07.1881, Берлин) немецкий философ и психолог, врач, естествоиспытатель. Образование по медицине и философии получил в Лейпциге. С 1842г. профессор философии в Лейпциге, с 1844по 1881г. в Геттингене. Развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей монад безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга. Сочинения. Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele. Lpz., 1852; Mikrokosmos. Bd.13, 185664; в рус. пер.: Микрокосм. Ч.13, 186667; Основания практической философии. СПб., 1882; Основания психологии. СПб.,...
Лурия Александр Poмaнович (1902 1977) российский психолог, разработавший многие проблемы в различных областях психологии, основоположник отечественной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал совместно с Л.С.Выготским по созданию культурноисторической концепции развития высших психических функций . Создал оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций, которая направлена на анализ аффективных комплексов. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд интересных обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. На основе его общепсихологических представлений им были разработаны теоретические основы нейропсихологии, выраженные в его теории системной динамической локализации высших психических функций , и разработан...
Лурия Роман Альбертович (1874 1944) отечественный терапевт. С 1920г. возглавил кафедру терапии Казанского института усовершенствования врачей. С 1930г. заведующий кафедрой терапии в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве. Занимался проблемами диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, деонтологии, ятрогений. Разработал концепцию внутренней картины болезни . Сочинения. Врач и психогенез некоторых заболеваний внутренних органов. 1928; Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания....
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]