Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Личностный смысл

Личностный смысл субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами , потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого...

Личность

Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих...

Логопедия

Логопедия (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и...

Логотерапия

Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение...

Ложная тревога

Ложная тревога понятие, используемое в психофизиологии для обозначения положительного ответа испытуемого о наличии восприятия сигнала при его...

Лозоискательство

Лозоискательство отыскивание с помощью специального индикатора, в качестве которого может выступать лоза, изогнутая металлическая проволока, подземных вод, руд, пустот и...

Локализация высших психических функций

Локализация высших психических функций теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа , Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма . Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций , разработанной Л.С.Выготским и А.Р.Лурия . Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью . Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья,...

Локк Дж. Отрывки

Сочинения в 3х т. / Ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин, М.: Мысль, 1985. Т.1. Опыт о человеческом разумении. 184.Первичные качества. Среди ...качеств в телах есть, вопервых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в котором бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова оно все еще сохраняет эти самые качества... Названные качества тела я называю первоначальными или первичными... Вторичные качества. Вовторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие...

Локк Джон

Локк Джон (1632 1704) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является чистой доской, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение , в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством...

Локомоция

Локомоция перемещение в...

Локус контроля

Локус контроля (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N1,...

Ломброзо (Lombroso) Чезаре

Ломброзо (Lombroso) Чезаре (18.11.1836, Верона 19.10.1909, Турин) итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии. В молодости испытал материальные лишения, был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 18591860г.г. С 1855г. стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862г. Ломброзо профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876г. профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, краниограф, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Преступник, по его...

Ломов Борис Федорович

Ломов Борис Федорович (28.01.1927, Горький 11.07.1989) отечественный психолог. В 1951г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963г. докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967г. заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971г. возглавил Институт психологии АН СССР. Членкорреспондент АПН СССР (1967), членкорреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала Психологический журнал и...

Лонгитюдиональное исследование

Лонгитюдиональное исследование изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье ( В.Штерн ,...

Лопатин Лев Михайлович

Лопатин Лев Михайлович (01.06.1855, Москва 21.03.1920) русский философ, психолог, профессор Московского университета. С 1894г. редактор журнала Вопросы философии и психологии, с 1899г. председатель Московского психологического общества. Развивал идеалистическую теорию монистического спиритуализма. Весь мир, по его представлениям, есть совокупность деятельных существ, происходящих от абсолютного начала и наделенных духовностью, которая для внешнего наблюдателя проявляется как материальное. В психологии отстаивал позиции параллелизма и основным методом считал самонаблюдение. Анализ научной деятельности. Сочинения. Психология. М., 1902; Философские характеристики и речи. М., 1911; Положительные задачи философии. М.,...

Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности.

В конце ХIХ века через Московский университет и, в частности, через лекции М.М.Троицкого прошли многие самобытные философы. И хотя Лев Михайлович Лопатин (18551920) явно не числился среди любимых учеников Троицкого, именно он, чуть ли не единственный, перенял от него действительно глубокий интерес к психологии. Причем несмотря на всю свою критичность, он, как бы незаметно для самого себя, заимствовал у того многие психологические постулаты: о субъективности познания, о пространственности материальных объектов и темпоральности духовных, о логической природе мышления, о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая не дала...

Лоренц Конрад

Лоренц Конрад (19031988) австрийский биолог, один из основателей этологии. Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности . Автор книг Кольцо царя Соломона (1970), Человек находит друга...

Лотце Рудольф Герман

Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817, Бауцен 1.07.1881, Берлин) немецкий философ и психолог, врач, естествоиспытатель. Образование по медицине и философии получил в Лейпциге. С 1842г. профессор философии в Лейпциге, с 1844по 1881г. в Геттингене. Развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей монад безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга. Сочинения. Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele. Lpz., 1852; Mikrokosmos. Bd.13, 185664; в рус. пер.: Микрокосм. Ч.13, 186667; Основания практической философии. СПб., 1882; Основания психологии. СПб.,...

Лурия Александр Poмaнович

Лурия Александр Poмaнович (1902 1977) российский психолог, разработавший многие проблемы в различных областях психологии, основоположник отечественной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал совместно с Л.С.Выготским по созданию культурноисторической концепции развития высших психических функций . Создал оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций, которая направлена на анализ аффективных комплексов. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд интересных обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. На основе его общепсихологических представлений им были разработаны теоретические основы нейропсихологии, выраженные в его теории системной динамической локализации высших психических функций , и разработан...

Лурия Роман Альбертович

Лурия Роман Альбертович (1874 1944) отечественный терапевт. С 1920г. возглавил кафедру терапии Казанского института усовершенствования врачей. С 1930г. заведующий кафедрой терапии в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве. Занимался проблемами диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, деонтологии, ятрогений. Разработал концепцию внутренней картины болезни . Сочинения. Врач и психогенез некоторых заболеваний внутренних органов. 1928; Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания....

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак