Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.
Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).
На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).
Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).
Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).
В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.
Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.
После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).
В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.
Литература:
В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Личностный смысл субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами , потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого...
Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих...
Логопедия (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и...
Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение...
Ложная тревога понятие, используемое в психофизиологии для обозначения положительного ответа испытуемого о наличии восприятия сигнала при его...
Лозоискательство отыскивание с помощью специального индикатора, в качестве которого может выступать лоза, изогнутая металлическая проволока, подземных вод, руд, пустот и...
Локализация высших психических функций теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа , Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма . Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций , разработанной Л.С.Выготским и А.Р.Лурия . Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью . Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья,...
Сочинения в 3х т. / Ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин, М.: Мысль, 1985. Т.1. Опыт о человеческом разумении. 184.Первичные качества. Среди ...качеств в телах есть, вопервых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в котором бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова оно все еще сохраняет эти самые качества... Названные качества тела я называю первоначальными или первичными... Вторичные качества. Вовторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие...
Локк Джон (1632 1704) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является чистой доской, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение , в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством...
Локомоция перемещение в...
Локус контроля (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N1,...
Ломброзо (Lombroso) Чезаре (18.11.1836, Верона 19.10.1909, Турин) итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии. В молодости испытал материальные лишения, был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 18591860г.г. С 1855г. стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862г. Ломброзо профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876г. профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, краниограф, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Преступник, по его...
Ломов Борис Федорович (28.01.1927, Горький 11.07.1989) отечественный психолог. В 1951г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963г. докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967г. заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971г. возглавил Институт психологии АН СССР. Членкорреспондент АПН СССР (1967), членкорреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала Психологический журнал и...
Лонгитюдиональное исследование изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье ( В.Штерн ,...
Лопатин Лев Михайлович (01.06.1855, Москва 21.03.1920) русский философ, психолог, профессор Московского университета. С 1894г. редактор журнала Вопросы философии и психологии, с 1899г. председатель Московского психологического общества. Развивал идеалистическую теорию монистического спиритуализма. Весь мир, по его представлениям, есть совокупность деятельных существ, происходящих от абсолютного начала и наделенных духовностью, которая для внешнего наблюдателя проявляется как материальное. В психологии отстаивал позиции параллелизма и основным методом считал самонаблюдение. Анализ научной деятельности. Сочинения. Психология. М., 1902; Философские характеристики и речи. М., 1911; Положительные задачи философии. М.,...
В конце ХIХ века через Московский университет и, в частности, через лекции М.М.Троицкого прошли многие самобытные философы. И хотя Лев Михайлович Лопатин (18551920) явно не числился среди любимых учеников Троицкого, именно он, чуть ли не единственный, перенял от него действительно глубокий интерес к психологии. Причем несмотря на всю свою критичность, он, как бы незаметно для самого себя, заимствовал у того многие психологические постулаты: о субъективности познания, о пространственности материальных объектов и темпоральности духовных, о логической природе мышления, о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая не дала...
Лоренц Конрад (19031988) австрийский биолог, один из основателей этологии. Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности . Автор книг Кольцо царя Соломона (1970), Человек находит друга...
Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817, Бауцен 1.07.1881, Берлин) немецкий философ и психолог, врач, естествоиспытатель. Образование по медицине и философии получил в Лейпциге. С 1842г. профессор философии в Лейпциге, с 1844по 1881г. в Геттингене. Развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей монад безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга. Сочинения. Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele. Lpz., 1852; Mikrokosmos. Bd.13, 185664; в рус. пер.: Микрокосм. Ч.13, 186667; Основания практической философии. СПб., 1882; Основания психологии. СПб.,...
Лурия Александр Poмaнович (1902 1977) российский психолог, разработавший многие проблемы в различных областях психологии, основоположник отечественной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал совместно с Л.С.Выготским по созданию культурноисторической концепции развития высших психических функций . Создал оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций, которая направлена на анализ аффективных комплексов. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд интересных обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. На основе его общепсихологических представлений им были разработаны теоретические основы нейропсихологии, выраженные в его теории системной динамической локализации высших психических функций , и разработан...
Лурия Роман Альбертович (1874 1944) отечественный терапевт. С 1920г. возглавил кафедру терапии Казанского института усовершенствования врачей. С 1930г. заведующий кафедрой терапии в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве. Занимался проблемами диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, деонтологии, ятрогений. Разработал концепцию внутренней картины болезни . Сочинения. Врач и психогенез некоторых заболеваний внутренних органов. 1928; Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания....
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]