ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.
В 1910 году женился.
1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.
1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.
Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.
В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.
Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.
Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.
В 1916 году назначен ассистентом по психологии.
В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.
Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.
В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.
После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против
тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой
гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.
В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.
В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.
Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);
"Духовная ситуация эпохи" (1931);
“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);
"Экзистенциальная философия" (1938);
“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);
“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);
"Философская вера" (1948);
"О происхождении и цели истории" (1949);
“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);
"Философия и мир" (1958);
“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);
“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);
"Куда идет Федеративная республика" (1966)
“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Личностный смысл субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами , потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого...
Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих...
Логопедия (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и...
Логотерапия (от греч. logos слово и therapeia забота, уход, лечение) психотерапевтическая стратегия, разработанная В.Франклом , основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах . В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение...
Ложная тревога понятие, используемое в психофизиологии для обозначения положительного ответа испытуемого о наличии восприятия сигнала при его...
Лозоискательство отыскивание с помощью специального индикатора, в качестве которого может выступать лоза, изогнутая металлическая проволока, подземных вод, руд, пустот и...
Локализация высших психических функций теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа , Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма . Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций , разработанной Л.С.Выготским и А.Р.Лурия . Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью . Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья,...
Сочинения в 3х т. / Ред. И.С.Нарский, А.Л.Субботин, М.: Мысль, 1985. Т.1. Опыт о человеческом разумении. 184.Первичные качества. Среди ...качеств в телах есть, вопервых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в котором бы оно ни было состоянии... Возьмите, например, зерно пшеницы и разделите его пополам каждая половина все еще обладает плотностью, протяженностью, формой и подвижностью; разделите его снова оно все еще сохраняет эти самые качества... Названные качества тела я называю первоначальными или первичными... Вторичные качества. Вовторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие...
Локк Джон (1632 1704) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является чистой доской, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение , в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством...
Локомоция перемещение в...
Локус контроля (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N1,...
Ломброзо (Lombroso) Чезаре (18.11.1836, Верона 19.10.1909, Турин) итальянский психиатр и криминалист, родоначальник антропологической школы криминологии. В молодости испытал материальные лишения, был посажен в крепость по подозрению в заговоре, участвовал в военных действиях 18591860г.г. С 1855г. стал публиковать свои статьи по психиатрии, в частности по кретинизму. С 1862г. Ломброзо профессор психических болезней в Павийском университете, затем директор Клиники душевных заболеваний в Пейзаро, с 1876г. профессор юридической психиатрии и криминальной антропологии в Турине. Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, используя, в частности, краниограф, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Преступник, по его...
Ломов Борис Федорович (28.01.1927, Горький 11.07.1989) отечественный психолог. В 1951г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963г. докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967г. заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971г. возглавил Институт психологии АН СССР. Членкорреспондент АПН СССР (1967), членкорреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала Психологический журнал и...
Лонгитюдиональное исследование изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье ( В.Штерн ,...
Лопатин Лев Михайлович (01.06.1855, Москва 21.03.1920) русский философ, психолог, профессор Московского университета. С 1894г. редактор журнала Вопросы философии и психологии, с 1899г. председатель Московского психологического общества. Развивал идеалистическую теорию монистического спиритуализма. Весь мир, по его представлениям, есть совокупность деятельных существ, происходящих от абсолютного начала и наделенных духовностью, которая для внешнего наблюдателя проявляется как материальное. В психологии отстаивал позиции параллелизма и основным методом считал самонаблюдение. Анализ научной деятельности. Сочинения. Психология. М., 1902; Философские характеристики и речи. М., 1911; Положительные задачи философии. М.,...
В конце ХIХ века через Московский университет и, в частности, через лекции М.М.Троицкого прошли многие самобытные философы. И хотя Лев Михайлович Лопатин (18551920) явно не числился среди любимых учеников Троицкого, именно он, чуть ли не единственный, перенял от него действительно глубокий интерес к психологии. Причем несмотря на всю свою критичность, он, как бы незаметно для самого себя, заимствовал у того многие психологические постулаты: о субъективности познания, о пространственности материальных объектов и темпоральности духовных, о логической природе мышления, о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая не дала...
Лоренц Конрад (19031988) австрийский биолог, один из основателей этологии. Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности . Автор книг Кольцо царя Соломона (1970), Человек находит друга...
Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817, Бауцен 1.07.1881, Берлин) немецкий философ и психолог, врач, естествоиспытатель. Образование по медицине и философии получил в Лейпциге. С 1842г. профессор философии в Лейпциге, с 1844по 1881г. в Геттингене. Развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей монад безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга. Сочинения. Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele. Lpz., 1852; Mikrokosmos. Bd.13, 185664; в рус. пер.: Микрокосм. Ч.13, 186667; Основания практической философии. СПб., 1882; Основания психологии. СПб.,...
Лурия Александр Poмaнович (1902 1977) российский психолог, разработавший многие проблемы в различных областях психологии, основоположник отечественной нейропсихологии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал совместно с Л.С.Выготским по созданию культурноисторической концепции развития высших психических функций . Создал оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций, которая направлена на анализ аффективных комплексов. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд интересных обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. На основе его общепсихологических представлений им были разработаны теоретические основы нейропсихологии, выраженные в его теории системной динамической локализации высших психических функций , и разработан...
Лурия Роман Альбертович (1874 1944) отечественный терапевт. С 1920г. возглавил кафедру терапии Казанского института усовершенствования врачей. С 1930г. заведующий кафедрой терапии в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве. Занимался проблемами диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, деонтологии, ятрогений. Разработал концепцию внутренней картины болезни . Сочинения. Врач и психогенез некоторых заболеваний внутренних органов. 1928; Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания....
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]