Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

ЛЭНГ Рональд

[img]ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”. Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома,...

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

[img]Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа. Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей. Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда. Бинсвангер получил...

Магницидиум

Магницидиум (лат. magnus — большой, caedo — убиваю). Убийство высокопоставленных...

Мазохизм

Мазохизм понятие, введеное в научный оборот Р. фон КрафтЭбингом по имени австрийского писателя ЗахерМазоха, обозначающее половую перверсию, которая характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия , в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации . Часто выступает в сочетании с другими перверсиями, например, эксгибиционизмом...

Мазуркевича теория

Мазуркевича теория (Mazurkiewicz J.). Одна из форм неоджексонианства. В соответствии с механизмами диссолюции рассматриваются чувства и влечения человека, в качестве материального субстрата которых выступает вегетативная нервная система. Инстинкты, влечения являются источником динамики психической жизни. Этапы развития психических функций человека рассматриваются в послойно-эволюционном аспекте, они находят свое отражение в структуре психической деятельности взрослого человека. Последняя представляется без условно-двигательных прелогических и логических динамизмов. Вегетативная нервная система, по J.Mazurkiewicz является основой, объединяющей все этажи головного мозга, формирование которых соответствует этапам психики. Примером применения теории Мазуркевича к психиатрии являются взгляды ее автора на шизофрению. Так, при шизофрении происходит истинная, прогрессирующая, непосредственная диссолюция, при...

Майер (Maier) Генрих

Майер (Maier) Генрих (5.02.1867 28.11.1933) немецкий философ и психолог. С 1900г. профессор университета в Цюрихе, с 1901г. в Тюбингене, с 1911г. в Геттингене, с 1918г. в Гейдельберге, с 1920г. в Берлине. Предложил классификацию...

Майер Адольф

Майер (Meyer) Адольф (13.09.1866, Нидервенинген, близ Цюриха 17.03.1950, Балтимор) американский психиатр. В 1892г. переехал в США, получил образование по психиатрии и неврологии в Чикаго (1893). С 1902по 1909г. директор Патологического института больницы штата НьюЙорк. С 1910г. профессор психиатрии в университете Дж.Хопкинса в Балтиморе. Сторонник психобиологического направления. Создал концепцию эргазиологии , на основе которой предложил систематику психопатологических расстройств, соответствующих различным эргастическим...

Майер Генрих

Майер (Mayer) Генрих (5.02.1867 28.11.1933) немецкий философ и психолог. Профессор университетов Цюриха (с 1900г.), Тюбингена (с 1901г.), Геттингена (с 1911г.), Гейдельберга (с 1918г.), Берлина (с 1920г.). Занимался широким кругом вопросов философии, логики, психологии. Передоложил классификацию форм человеческого мышления, в которой особое место отвел аффективному мышлению. Сочинения. Psychologie des emotionalen Denkens. Tubingen, 1908; в рус. пер. Психология эмоционального мышления // Новые идеи в философии. Вып.16, СПб., 1914, с.142; Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по психологии. Психология мышления. М.,...

Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм

МайерГросс (MayerGross) Вильгельм (5.1.1889, Бинген 15.2.1961, Бирмингем) немецкоанглийский психиатр. Получил образование в университетах Гейдельберга, Кельна, Мюнхена (доктор медицины). Работал как приватдоцент в Гейдельбергском университете, с 1929г. внештатный профессор, работал в Гейдельбергской психиатрической клинике вместе с К.Ясперсом и Х.В.Грюлем под руководством Ф.Ниссля и К.Вильманнса. Защитил диссертацию на тему Феноменология ненормального чувства счастья. Вместе с К.Берингером , Э.Штраусом и В.Ханзеном основал в 1928 журнал Monatschrift der Nervenarzt. В 1933 эмигрировал в Англию. Основал там психиатрические исследовательские центры в Бирмингеме в 1955, в Лондоне и Дамфри, Шотландия, в 1959. Считается одним из основателей современной английской психиатрической школы, развивал феноменологический подход к психическим...

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского...

Макродвижения глаз

Макродвижения глаз движения глаз, совершающиеся с амплитудой более нескольких десятков угловых минут, к которым относят вергентные и версионные движения. Впервые были исследованы Г.Мюллером в первой половине...

Макропсия

Макропсия (от греч. markos большой и opsis зрение) субъективно воспринимаемое увеличение размеров удаленных предметов. Возникает при поражении теменнозатылочных отделов зрительного анализатора , но также наблюдается в норме, когда индивид предпринимает усилия к уменьшению аккомодации...

Маниакальный синдром

Маниакальный синдром психопатологический синдром . Характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления , вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности...

Манипулирование образом

Манипулирование образом процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности . В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными...

Марафон

Марафон проведение групповой психотерапевтической работы при условии непрерывного взаимодействия участников группы (от 12 до 48 ч.). На фоне физического истощения достигается тесный психический контакт, происходит интенсификация темпов взаимодействий и рост спонтанности реакций друг на друга. Автор Дж.Бах. Литература. (Ed.) GarfieldS.L. Handbook of Psychotherapy and Behave Change. N.Y., 1978; (Ed.) KafnerF. Helping People Change. N.Y.,...

Маргинальный статус личности

Маргинальный статус личности феномен социальной психологии, автор R.E.Park. Нахождение индивида на границе между двумя (или больше) социальными мирами. При этом в полной мере он не принимается ни в один из них. Этот явление сопровождает в частности процесс метисации. Литература. ParkR.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. V.38,...

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

[img]Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе). Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии. С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол. Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском...

Маскулинность

Маскулинность (лат. masculinus мужской) комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это сила, жестокость и...

Маслоу Абрахам Харольд

Маслоу Абрахам Харольд (1908 1970) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации , основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил пять основных уровней потребностей : 1.Физиологические; 2.Потребности в безопасности; 3.Потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4.Потребность в уважении и признании; 5.Потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание личностных...

Мастурбация

(позднелат. masturbatio; от лат. manus рука + stuprare осквернять; синоним: онанизм, ипсация) — раздражение собственных эрогенных зон (чаще всего половых органов) с целью вызывания оргазма. Наиболее часто встречается М. периода юношеской гиперсексуальности, которая наблюдается у лиц мужского пола в возрасте полового созревания и прекращается с началом половой жизни. Этот вариант составляет более 70% всех случаев М. Он обусловлен в основном биосоциальной дисгармонией — пробуждением полового влечения и проявлением половой активности в период, когда индивидуум еще не достиг социальной зрелости. При этом М. служит средством, позволяющим устранить проявления физиологического дискомфорта, вызванного биологической потребностью, которая еще не может быть удовлетворена адекватным...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки