Exit Project: Глоссарий: Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников

Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников



Среди диагностических средств, призванных помочь школьному психологу при проведении массовых обследований, наиболее популярны интеллектуальные тесты и характерологические опросники. Вместе с тем, есть особая необходимость в выявлении мотивационных составляющих деятельности учащихся, особенно для разработки педагогических стратегий, направленных на перспективу. В частности, разделение учащихся на потоки специализации, которое на практике осуществляется довольно часто, должно проводиться не только по обнаруженному к данному моменту уровню знаний, умений или навыков, но и по их устойчивым личностным предпочтениям. В этой связи могут использоваться тесты интересов и учебной мотивации, но более надежным было бы подключение наряду с ними и опросников, специально ориентированных на исследование мотивационной сферы личности. Данный класс психодиагностических методик представлен многочисленными образцами. Среди них особое место занимают методики, основанные на классификации человеческих потребностей Г.Мюррея, который одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Им и его сотрудниками из Гарвардской психологической клиники была разработана классификация потребностей человека, в которой выделялось 36 потребностей и определялись соответствующие им побудительные условия (давление ситуации). Выделялись первичные (висцерогенные) потребности (например, в еде, в сексуальной активности), которые основаны на органических потребностях и возникают в соответствии с определенным ритмом или в ответ на воздействие окружающей среды, и вторичные (психогенные), ориентированные на поиск какоголибо объекта или на его избегание. В развернутом виде классификация потребностей была представлена в книге Исследование личности [7], сам же перечень потребностей пополнялся Мюрреем на протяжении всех последующих лет. Им были даны описания следующих психогенных потребностей: 1.Abasement (потребность в самоунижении). 2.Achivement (потребность достижения). 3.Affilation (потребность аффилиации). 4.Aggression (потребность в агрессии). 5.Autonomy (потребность в независимости). 6.Counteraction (потребность в противодействии). 7.Deference (потребность в уважении). 8.Defendance (потребность в защите). 9.Dominance (потребность доминантности). 10.Exhibition (потребность привлечения внимания к себе). 11.Harmavoidance (потребность избегания риска). 12.Infavoidance (потребность избегания неудач). 13.Nurturance (потребность в покровительстве). 14.Order (потребность в порядке). 15.Play (потребность игры). 16.Rejection (потребность неприятия). 17.Sentience (потребность осмысления). 18.Sex (потребность сексуальных отношений). 19.Succorance (потребность поиска помощи). 20.Understanding (потребность понимания). Некоторые психогенные потребности были только постулированы, такие как: Acquisition (потребность приобретения), Blamavoidance (потребность избегания обвинений), Cognizance (потребность познания), Construction (потребность созидания), Exposition (потребность разъяснения), Recognition (потребность признания), Retention (потребность бережливости) [цит. по3, с.110111]. Кроме того, Мюрреем был предложен опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Но значительно большую популярность завоевали опросники, разработанные на основе его схемы другими исследователями. Прежде всего это Список личностных предпочтений (EPPS) А.Эдварса [4] и Форма по изучению личности (PRF) Д.Джексона [6]. В опроснике Список личностных предпочтений Эдвардса испытуемым предлагался вынужденный выбор из пар утверждений. Всего было 210 пар утверждений, приписанных к 15 шкалам. В результате тестирования строился индивидуальный профиль, который анализировался на основе сравнения каждой потребности с другими по интенсивности. Опросник Форма по изучению личности более прост в технологическом плане. На основе многочисленных исследований Д.Джексоном были сформулировано 20 личностных свойств, основанных на поведенческих проявлениях. Из этого списка 12 позиций совпадали с теми, которые были задействованы в EPPS, но кроме того были добавлены еще 8 таких, как Defendence (недоверие), Impulsivity (Im импульсивность), Play (Pl игра), Social Recognition (SR потребность в социальном одобрении), понимание, Cognitive Structure (тщательность), защищенность, Sentience (восприимчивость). В процессе создания теста PRF было сформулировано по 100 высказываний для каждой шкалы, из которых затем было отобрано по 20 заданий на основе высокой корреляции с суммарным показателем шкалы и низкой корреляции с остальными шкалами. Конструктная валидность созданного опросника была подтверждена при помощи факторного анализа. Правда, как отмечается, что потребности, измеряемые при помощи EPPS, PRF и Тематического Апперцептивного Теста, не являются эквивалентными [1]. Работая со своими немецкими коллегами над созданием региональной версии PRF, Джексон отказался от некоторых шкал, так что в немецкоязычном варианте опросника остались лишь следующие: 1.Achivement (Ac), 2.Affilation (Af), 3.Aggression (Ag), 4.Dominance (Do), 5.Endurance (En) выдержка, 6.Exhibition (Ex), 7.Harmavoidance (Ha), 8.Impulsivity (Im), 9.Nurturance (Nu), 10.Order (Or), 11.Play (Pl), 12.Social Recognition (Sr), 13.Succorance (Su), 14.Understanding (Un) [8]. Авторами этой разработки давались следующие описания положительной (+) или отрицательной () выраженности значений шкал PRF. Потребность в достижении (Ac): (+) индивид ориентирован на особые достижения, готов много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей; () придает мало значения достижениям, прикладывает лишь минимум стараний, не готов достигать далекие цели. Общительность (Af): (+) ценит общественное окружение, чувствует себя с другими хорошо, избегает одиночества; () предпочитает одиночество, не старается входить с другими во взаимоотношения. Агрессия (Ag): (+) склонен к конфронтации и спорам, готов мстить, при достижении своих целей, не считается с другими; () избегает конфронтации и споров, редко выражает недружелюбие, часто извиняется. Доминантность (Do): (+) пытается влиять на других людей, берет на себя роль руководителя; () не склонен контролировать других, влиять на них, не берет на себя роль руководителя. Выдержка (En): (+) упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе; () имеет мало выдержки и настойчивости в работе, избегает трудностей. Потребность привлекать к себе внимание (Ex): (+) хочет быть в центре внимания, охотно заставляет себя слушать; () в обществе других ведет себя сдержанно, не охотно выходит на передний план. Избегание риска (Ha): (+) стремится к максимальной личной безопасности, избегает риска, опасается физических травм; () не воспринимает сигналы опасности, готов к риску. Импульсивность (Im): (+) склонен к спонтанным действиям, легко проявляет свои чувства и желания; () действует осторожно и рассудительно, держит свои чувства и желания под контролем. Готовность к помощи (Nu): (+) охотно идет на помощь другим, заботится о слабых, больных; () не старается помогать другим, редко проявляет заботу. Потребность в порядке (Or): (+) старается держать свои вещи в порядке, отвергает все незапланированное; () не заботится о том, чтобы содержать все в порядке, не смущается бесплановости. Ориентация на игру (Pl): (+) много времени проводит в разговорах, склонен к свободному времяпровождению, много действий совершает ради шутки, склонен поговорить; () мало времени уделяет отдыху, не склонен шутить. Потребность в социальном одобрении (SR): (+) делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения, ведет себя аристократически; () не ценит общественное признание, не слишком старается расположить к себе других. Потребность в поддержке (Su): (+) часто обращается за советом, легко перекладывает ответственность на других; () редко обращается за помощью, пытается решить свои проблемы самостоятельно. Общая заинтересованность (Un): (+) стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений; () мало интересуется теоретическими дисциплинами [8]. Хотя видно, что некоторые характеристики, например, импульсивность, можно отнести к мотивационным образованиям личности лишь достаточно условно (скорее, это одна из характерологических особенностей), тем не менее данная методика, именно в силу своей широты, представляется хорошим инструментом для практической работы. В нашем исследовании за основу была взята немецкоязычная версия PRF. Она состояла из 234пунктов, где на каждую шкалу предлагалось по 16пунктов и существовала дополнительная шкала на социальную желательность (10пунктов). На этапе перевода опросника на русский язык для того, чтобы добиться большей понятности высказываний, некоторые из них были несколько изменены прежде всего за счет более четкого указания на конкретную ситуацию. Кроме того, из каждой шкалы было удалено по 4пункта: введение большого числа пунктов на каждую шкалу (16пунктов) было обусловлено, по всей видимости, стремлением авторов оригинала получить более однозначную факторную структуру опросника, для диагностических же целей более привычным количеством пунктов является 1012. Были удалены пункты, либо близкие по смыслу с другими, либо культурноспецифические, такие как, например, пункты: Вместо того, чтобы позволять другим меня контролировать, я предпочитаю сам оказывать на них влияние, Большую часть времени я провожу в развлечениях и т.п. Таким образом, экспериментальная версия опросника Форма по изучению личности была составлена из 168пунктов (14основных шкал). Экспериментальное исследование проводилось автором совместно с Е.Б.Воеводиной в ряде московских школ (в N668, N908 и др.). Выборка состояла из мальчиков 512чел. и девочек 522чел.; испытуемые распределялись по классам следующим образом: учащиеся 5х классов (137чел.), 6х (336чел.), 7х (144чел.), 8х (157чел.), 9х (204чел.), 10х (28чел.), 11х (28чел.). При ответах на пункты опросника использовалась трехступенчатая шкала ответов: от позиции совершенно не соответствует = 1балл, до позиции полностью соответствует = 3балла. Анкетирование проводилось в коллективной форме, на протяжении 2х школьных уроков. Кроме опросника Форма по изучению личности учащиеся заполняли также опросник профессиональных интересов М.Ирле [5]. После проведения анкетирования полученные данные были подвергнуты статистической обработке, которая имела целью прежде всего рассмотрение некоторых структурных особенностей пунктов, входящих в опросник Форма по изучению личности. Сначала проверялась гипотеза, в соответствии с которой предполагалось, что по мере взросления структура конкретных личностных реакций, выявляемых при помощи данного опросника, будет становится все более дифференцированной. Для ее проверки рассматривались структуры, полученные при помощи факторного анализа методом главных компонент с последующим варимаксвращением в подгруппах учащихся разных классов (подгруппы пятиклассников, шестиклассников и т.д.). Но полученные в результате этой процедуры значения указывают на то, что процесс дифференциации личностных качеств либо закончился (в целом) на более ранних стадиях возрастного развития, либо пункты данного опросника нечувствительны к подобным изменениям. Факторные структуры мотивационных особенностей в различных классах имеют приблизительно одинаковый вид: довольно устойчиво и однозначно выделяются такие факторы, как: Потребность в порядке, Общительность, Потребность в социальном одобрении, Доминантность, Избегание риска; другие факторы более вариативны выделяются в одном классе и не выделяются в другом (но без определенной тенденции, которая могла бы быть обусловлена возрастом). Принципиальная похожесть факторных решений, полученных на разных возрастах, позволила объединить в один массив всех испытуемых (за исключением 5 класса), чтобы рассмотреть факторную структуру на достаточно большой выборке (897чел.). При числе априорно задаваемых факторов 14 были выделены факторы, содержательно соответствующие таким шкалам, как: Потребность в порядке, Потребность в социальном одобрении, Избегание риска, Доминантность, Агрессия, Общительность, Подражание, Готовность к помощи, Потребность в достижении, Общая заинтересованность, а также 4фактора, в которые попали пункты из разных шкал. Дальнейшая стандартизация методики могла бы идти по двум направлениям: можно было либо снова добавить в опросник некоторое число пунктов, чтобы на новой выборке получить факторную структуру, близкую к оригиналу, либо, наоборот, удалить некоторые пункты, слабо коррелирующие со своей шкалой, взятой отдельно от других шкал (в этом случае остается открытым вопрос о взаимозависимости факторов). Нами было выбрано второе направление: рассматривались однофакторные решения по всем шкалам опросника (в соответствии с ключами оригинала), и затем из каждой шкалы удалялось по 2пункта, наиболее слабо коррелирующие с данной шкалой. В Приложении1 представлены результаты заключительного однофакторного анализа пунктов каждой шкалы. Также был рассчитан по каждой шкале тетакритерий (q), как показатель надежности данного фактора при однофакторном решении [2; с.71]. Надо отметить, что не вполне удовлетворительным является значение тетакритерия по шкале Общей заинтересованности, но до определения причин этого в дальнейших исследованиях данная шкала была оставлена в опроснике. На следующем этапе работы были рассчитаны для всех подгрупп средние значения и среднеквадратичные отклонения по всем шкалам. В силу того, что полученные значения имели статистически незначимые различиях по возрасту и полу, они были пересчитаны для всей выборки (Приложение1). В заключение следует отметить, что работа по исследованию структуры мотивационных особенностей учащихся школы с помощью данной методики должна быть продолжена. В частности, имеет смысл в дальнейшем рассмотреть, каким образом диагностируемые мотивационные диспозиции связаны со школьной успеваемостью и c ориентацией на профессиональный выбор. Список литературы. 1.АнастазиА. Психологическое тестирование: В 2хкн. Кн.2. М.: Педагогика, 1982. 2.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд. Моск. унта, 1987. 3.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. В 2хт. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 4.EdwardsA. Edwards personal preference Schedule. N.Y., 1954. 5.IrleM., AllehoffW. Berufsinteressentest II (BIT II), 2. Aufl., Gottingen: Hogrefe, 1984. 6.JacksonD.N. Personality Research Form Manual. N.Y.: Goshen, 1967. 7.MurrayH.A. et al. Explorations in Personality. N.Y., 1938. 8.StumpfH., AngleiterA., WieckT., JacksonD., BlochTillH. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. Приложение1. Пункты шкал и основные статистики Формы по изучению личности. шкала со знаком поряд-ковый номер в опрос-нике формулировка пункта фактор-ный вес Ac 29. Я стараюсь сделать больше, чем от меня требуется .585 Ac 85. Я часто стремлюсь к трудно достижимым целям .558 Ac 99. Мне ничего не стоит работать даже тогда, когда другие развлекаются .557 Ac 43. Я продолжаю работать над какойлибо проблемой даже тогда, когда другие уже отказались от ее решения .546 Ac- 1. Я предпочитаю выполнять легкую работу, а не такую, в которой надо преодолевать трудности -.536 Ac- 15. Мне не нравится напряженная работа -.390 Ac- 113. Думаю, что, имея подходящую специальность, не надо тратить время на дальнейшее образование -.374 Ac- 57. Я не стараюсь сделать чтото как можно лучше в ситуации, когда никто не следит, как я делаю -.264 Ac- 71. Думаю, что для меня лучше работать лишь столько, сколько требуется для приобретения средств для жизни -.262 Ac 127. Лучше, если в моей профессии будет оплачиваться результат работы, а не затраченное время .241 Собств. значение фактора=2.041; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.57 Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=3.04 Af 30. Я стараюсь как можно чаще бывать в обществе своих друзей .675 Af- 16. Я гуляю в одиночестве чаще, чем в компании -.655 Af- 58. Чаще я предпочитаю оставаться в одиночестве, чем быть в группе людей -.606 Af 100. В большинстве случаев я стараюсь отдыхать так, чтобы проводить время среди других людей .550 Af 86. Для меня лучше работать в коллективе, чем одному .519 Af- 72. У меня сравнительно мало друзей -.518 Af 44. Мне нравится знакомиться с другими людьми .453 Af 2. Я много времени провожу в посещении друзей .435 Af 114. Если я вижу вдалеке своих знакомых, то обычно не очень стремлюсь с ними повстречаться -.283 Af- 128. Я редко очень стараюсь, чтобы доставить радость другим людям -.240 Собств. значение фактора=2.629; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.69 Среднее значение=20.0; Среднеквадр. отклонение=2.69 Ag 101. Я часто ссорюсь или спорю с другими людьми .637 Ag 31. Я довольно часто ругаюсь .598 Ag 87. Часто я вывожу других из себя, поднимая их на смех .598 Ag 73. Я стараюсь ни с кем не вступать в споры -.507 Ag- 129. Если ктото меня обидел, я стараюсь это просто забыть -.461 Ag- 115. Для меня почти невозможно когонибудь ударить -.412 Ag 3. Мне доставляет удовольствие унизить того, кого я не могу терпеть .392 Ag- 17. Я стараюсь сдерживаться, чтобы случайно не обидеть других людей -.373 Ag 45. Мне часто приходится ставить на место того, кто меня раздражает .357 Ag 59. Если по неосторожности я на чтото натыкаюсь, то обычно не злюсь от этого -.300 Собств. значение фактора=2.275; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.62 Среднее значение=20.6; Среднеквадр. отклонение=2.95 Do 88. Я чувствую себя в своей стихии, когда надо управлять деятельностью других людей .4852 Do- 116. Скорее я воздерживаюсь от какихлибо суждений, чем самоуверенно настаиваю на своем -.467 Do- 74. Когда мне приходится указывать другим, что они должны делать, мне становится не по себе -.462 Do- 32. Я бы справился с ролью военного начальника .461 Do- 18. У меня нет способности убеждению, поэтому вряд ли бы из меня вышел успешный продавец -.449 Do- 4. Я избегаю ситуаций, которые связаны с необходимостью оказывать на других влияние -.430 Do- 60. Из меня вышел бы плохой советчик, т.к. я не люблю говорить другим, что они должны делать -.428 Do 102. Если я нахожусь в коллективе, то большинство решений исходит от меня .423 Do- 130. Про меня нельзя сказать, что я энергичный и задающий тон человек -.398 Do 46. Выбрав карьеру политика, я смог бы стать крупным политическим деятелем .326 Собств. значение фактора=1.897; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.53 Среднее значение=19.6; Среднеквадр. отклонение=3.10 En 89. Даже если приходится работать много часов без отдыха, я остаюсь настойчивым и работоспособным .630 En 103. Даже если у меня сильно болит голова, я продолжаю работать над проблемой .571 En- 117. Если за определенное время мне не удается чтото закончить, то в большинстве случаев я прекращаю этим заниматься -.551 En- 131. Если другие отказываются от решения проблемы, то в большинстве случаев я поступаю так же -.532 En 33. Я не бросаю работу незаконченной, даже если она мне очень наскучила .527 En- 61. Если я чувствую себя не очень хорошо, я прекращаю работу и отдыхаю -.495 En- 19. Если мне надо чтото сделать, что мне не нравится, я предпочитаю переложить это на когонибудь другого -.487 En- 5. Если я чувствую усталость, то, как правило, позволяю себе отвлечься от дел -.444 En 47. Я в состоянии работать над чемто одним значительно дольше других .441 En- 75. Уже сама необходимость делать чтото на протяжении многих часов порождает во мне усталость -.418 Собств. значение фактора=2.641; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.69 Среднее значение=20.5; Среднеквадр. отклонение=2.79 Ex 104. Мне довольно легко удается вставать в центр внимания других .624 Ex 62. Участвуя в театральной постановке, я предпочел бы исполнять главную роль .573 Ex 48. Я с удовольствием играю главные роли в какихлибо мероприятиях .565 Ex- 132. Считаю признаком дурного тона стремление встать в центр общего внимания -.464 Ex- 118. Я чувствую себя неловко, когда другие обращают на меня свое внимание -.441 Ex- 6. Я стараюсь не слишком выделяться -.410 Ex 76. Часто я перевожу разговор полностью на собственную персону .368 Ex 90. Мне всегда нравится направлять разговор к теме, касающейся моих достижений .367 Ex- 20. В компании я обычно тихо сижу и наблюдаю за другими -.321 Ex 34. Другие считают меня живым и остроумным человеком .316 Собств. значение фактора=2.092; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.58 Среднее значение=19.7; Среднеквадр. отклонение=3.02 Ha- 7. Мне бы понравилось вести опасный образ жизни .597 Ha 91. Я избегаю некоторые виды спорта и занятия, которые слишком опасны -.590 Ha- 133. Мне бы хотелось посетить ночью старый заброшенный дом .576 Ha 77. Мне доставило бы удовольствие подняться на открытом лифте к верхнему этажу строящегося высотного дома .552 Ha 35. Я стараюсь избегать работу, связанную с опасными машинами или инструментами -.498 Ha 63. Предпочитаю не ходить в городской квартал, который считается небезопасным -.493 Ha- 21. Я всегда готов пойти на риск .486 Ha 105. Я больше предпочитаю спокойных и осторожных людей, чем склонных к авантюрным приключениям -.474 Ha 49. Мне трудно представить себя на месте парашютиста, прыгающего с самолета -.466 Ha- 119. Меня никогда не пугает плавание в незнакомом водоеме .434 Собств. значение фактора=2.703; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.70 Среднее значение=20.1; Среднеквадр. отклонение=2.86 Im 106. Часто я бросаю дело на полпути, чтобы переключиться на чтото другое .643 Im- 134. Я предпочитаю начинать какуюто работу лишь после того, как окончена предыдущая -.630 Im- 22. Перед всякой работой я сначала стараюсь тщательно к ней подготовиться -.584 Im- 64. Если мне надо принять решение, то я полагаюсь на тщательные размышления -.559 Im 50. Довольно много предметов я разбил или испортил только по своей невнимательности .453 Im- 78. Я слежу за тем, чтобы в обществе говорить ровным и спокойным голосом -.453 Im- 120. Я не принадлежу к людям, которые говорят необдуманно -.351 Im 92. Я начинаю скучать, если приходится долгое время заниматься только одним делом .333 Im 36. Иногда случается, что я обижаю людей своими необдуманными высказываниями .320 Im 8. Большинство моих знакомых считает, что я склонен к импульсивным действиям .216 Собств. значение фактора=2.262; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.62 Среднее значение=22.1; Среднеквадр. отклонение=2.90 Nu 37. Я считаю для себя необходимым как можно больше помогать другим людям, давать им советы .564 Nu 79. В большинстве случаев я сразу предлагаю свою помощь, как только в ней появляется необходимость .564 Nu- 121. Если ктото говорит мне о своих проблемах, обычно я не обращаю на это слишком большое внимание -.520 Nu- 135. Меня злит, когда приходится откладывать свое дело, чтобы комунибудь помочь -.514 Nu 51. Если я вижу старого и беспомощного человека, у меня появляется желание о нем позаботиться .505 Nu 107. Ко мне постоянно обращаются со своими проблемами, т.к. знают, что я все сделаю, чтобы им помочь .455 Nu- 23. Я нахожу глупым стремление решать проблемы других людей -.446 Nu- 9. Я с трудом переношу людей, которые постоянно спрашивают моего совета -.435 Nu- 65. Если ктото имеет трудности, я стараюсь в это не вмешиваться -.421 Nu- 93. Я очень сочувствую одиноким людям .384 Собств. значение фактора=2.350; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.64 Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=2.90 Or 66. Мои вещи всегда лежат на своем месте, и никогда нет проблем чтолибо найти .714 Or- 80. Я часто забываю класть вещи на их собственное место -.675 Or- 10. Мои личные бумаги по большей части лежат в беспорядке -.612 Or- 24. Я редко трачу время на то, чтобы аккуратно развешивать свою одежду -.549 Or 52. Все важные бумаги я храню в строго определенном месте .510 Or 38. Много времени я трачу на то, чтобы аккуратно разложить все вещи .482 Or 108. Моя работа всегда хорошо распланирована .481 Or- 136. Я редко разбираю содержимое ящиков моего письменного стола -.472 Or 94. Считаю, что просто неприлично иметь неприбранный письменный стол .459 Or- 122. Я никогда точно не помню, на что в последний месяц мною тратились деньги -.304 Собств. значение фактора=2.898; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.73 Среднее значение=20.6; Среднеквадр. отклонение=2.78 Pl 109. Большая часть моего свободного времени тратится на разговоры и отдых .609 Pl 39. Я стараюсь при первой же возможности отправиться куданибудь поразвлечься .600 Pl- 11. Я очень редко трачу время только на то, чтобы развлекаться -.539 Pl- 67. В свободное время я предпочитаю почитать хорошую книгу, чем играть в какиелибо игры -.517 Pl 137. Мне доставляет радость праздновать даже по незначительному поводу .500 Pl- 25. Большинство моих друзей серьезные люди -.448 Pl 95. Я люблю разыгрывать своих знакомых .417 Pl- 123. Я устраиваю праздники только в совершенно исключительных случаях -.351 Pl- 81. Меня считают серьезным и сдержанным человеком -.351 Pl 53. Иногда простая игра так меня захватывает, что я продолжаю играть на протяжении многих часов .314 Собств. значение фактора=2.263; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.62 Среднее значение=21.3; Среднеквадр. отклонение=2.96 Sr 96. Меня всегда заботит, чтобы произвести на других хорошее впечатление .586 Sr- 82. Я не обращаю большого внимания на то, какое впечатление произвожу на других людей -.563 Sr 110. Для меня непереносима мысль приобрести плохую репутацию .530 Sr- 124. Я не слишком задумываюсь о том, как меня воспринимают другие люди -.521 Sr 138. Часто чтото делая, я думаю о том, как это будет восприниматься другими .520 Sr 54. Считаю, что хорошо выглядеть в глазах окружающих хорошая награда в жизни .517 Sr 26. Моя жизнь была бы неполна без моего стремления к престижу .449 Sr 40. Считаю для себя очень важным пользоваться уважением своих знакомых .439 Sr- 68. Для меня очень мало значит общественное признание -.414 Sr- 12. Я нахожу смешным слишком заботиться о своей репутации -.285 Собств. значение фактора=2.402; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.57 Среднее значение=21.8; Среднеквадр. отклонение=2.72 Su- 83. Я в состоянии разобраться со своими трудностями, не спрашивая ни у кого совета .604 Su 97. Я часто чувствую потребность получить от других совет по важному для меня вопросу -.598 Su 111. Оказываясь в опасности, я прежде всего ищу того, кто смог бы мне оказать помощь -.543 Su 55. Обычно я чувствую себя неуверенно, если рядом нет когото, кто мог бы мне помочь -.534 Su- 13. Я предпочитаю не зависеть от чьейлибо помощи .449 Su- 27. В большинстве случаев я принимаю решения, не спрашивая у других совета .424 Su- 125. Если со мной случается чтото неприятное, я не хочу слышать от других выражения жалости или сострадания .412 Su- 69. Если я заболеваю, то не люблю, когда друзья или родственники проявляют по отношению ко мне слишком много заботы .370 Su 41. Обычно я рассказываю другим о своих проблемах, если у них есть возможность мне помочь -.343 Su- 139. Меня не стало бы угнетать, что другие обо мне не заботятся .240 Собств. значение фактора=2.170; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.60 Среднее значение=21.1; Среднеквадр. отклонение=3.16 Un- 14. Для меня важнее владеть какимнибудь видом спорта, чем разбираться в литературе и науке -.606 Un 42. Я много времени готов потратить, чтобы понять, как протекают те или иные процессы в природе .589 Un 112. Идя на художественную выставку, я сначала стараюсь побольше узнать о конкретном художнике и об истории искусства .521 Un 28. Если мне на глаза попадаются какиенибудь новые конструкции, то я всегда стараюсь разобраться, как они функционируют .401 Un- 84. Если связь теории с практикой видна не сразу, то нет смысла ее долго отыскивать -.393 Un 56. Для меня проще включиться в дискуссию на общественную тему, чем о спорте .366 Un- 140. Есть множество занятий, которые я предпочитаю чтению -.290 Un- 126. Для меня предпочтительнее создавать чтото собственными руками, а не заниматься научной теорией -.218 Un- 70. Просто не понимаю, что чистые интеллектуалы находят интересного в жизни, далекой от практики -.214 Un 98. Обычно я читаю сразу несколько книг на определенную тему .182 Собств. значение фактора=1.649; q (тетанадежность фактора при однофакторном решении)=0.44 Среднее значение=20.8; Среднеквадр. отклонение=2.82

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Матюшкин Алексей Михайлович

Матюшкин Алексей Михайлович (род.1917) отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957г. закончил аспирантуру, в 1960г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем с 1963г. по 1974г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974г. по 1980г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981г. главный редактор...

Мах (Mach) Эрнст

Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах...

Медико-психологический центр индивидуальности

Наркотики и депрессии излечиваются с учетом культуры, биологии и географии. Доктор психологических наук, А.В.Сухарев Зависимость от наркотиков, в особенности от опиатов (героин, опий черняшка) тесно связана с той культурной средой, в которую включены те или иные наркотические вещества. Наркоманы, употребляющие различные наркотики, имеют, например, свои особые музыкальные вкусы, особые черты характера. Различные народы поразному устойчивы к тем или иным веществам, воздействующим на психику. Например, жители Бирмы и северной Индии курят опий, но у них не возникает болезненной зависимости по двум причинам у них есть биологическая и культурная защиты от наркотика. У северных народов нашей страны в крови нет ферментов,...

Медитация

Медитация (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними ( сенсорная депривация , специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до космического. Литература. RajneeshB.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y.,...

Медицинская психология

Медицинская психология раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервнопсихические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики...

Межвозрастное преподавание

Межвозрастное преподавание (crossage teaching) проведение учебных занятий старшеклассниками. Такая форма работы имеет смысл прежде всего при обучении навыкам поведения в критических ситуациях (обучение навыкам отказа в ситуациях группового давления, выработка умения приобретать друзей, профилактика наркомании и токсикоманий). Близость позиций учителя и учащегося приводит к более полной идентификации. Литература. ХомикВ.С. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США // Вопросы психологии. 1988, N6,...

Межполушарная организация психических процессов

Межполушарная организация психических процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении . Правое же...

Мейерсон Иньяс

Мейерсон Иньяс (1888 1983) французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги Психологические функции и произведения (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах...

Мейли (Meili) Ришар

Мейли (Meili) Ришар (род. 28.02.1900) швейцарский психолог. Профессор Берлинского университета, издатель журнала Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической...

Мейман Эрнст

Мейман Эрнст (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала Архив общей психологии (1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и...

Мейнонг (Meinong) Алексиус

Мейнонг (Meinong) Алексиус (17.07.1853, Лемберг 27.11.1920) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано , главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной...

Меланхолик

Меланхолик темперамент в классификации Гиппократа . Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на...

Меланхолия

Меланхолия (от греч. melas черный + chole желчь) использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIIIв. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э.Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии. Литература. FlasherH. Melancholie...

Менчинская Наталья Александровна

Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905, Ялта 6.07.1984) отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952г. за труд Психология обучения арифметике ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, членкорреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения. Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости...

Мерлин Вольф Соломонович

Мерлин Вольф Соломонович (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им.А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем профессор кафедры психологии. Ученик М.Я.Басова . Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие...

Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис

МерлоПонти (MerleauPonty) Морис (14.03.1908 3.05.1961) французский философфеноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию досознательного смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал телесного...

Мертон Роберт Кинг

Мертон (Merton) Роберт Кинг (род. 5.07.1910) американский социолог. Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своих исследованиях опирался на структурнофункциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия дисфункция, которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры изза неравномерности развития ее элементов. Автор парадигмы Мертона , в соответствии с которой социальные девиации возникают изза рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения. Сочинения. Social Theory and Social Structur. 1949; The Focused Interview. Glencoe, 1956; Social conformity, deviation and opportunitystructur // Amer. Sociological Rev., 1959, v.24, N2; Sociology Today. Problems and Prospects. N.Y., 1960;...

Месмер (Mesmer) Франц Антон

Месмер (Mesmer) Франц Антон (23.05.1734, Изнанг 5.03.1815) австрийский врач, создатель учения животного магнетизма (месмеризм). Изучал теологию и медицину. В 1776г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию...

Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв.

Обращение к наследию русских философов конца XVIII начала XIXв., которые рассматривали проблему души, вызвано прежде всего тем, что именно к этому моменту достигла максимально возможного уровня умозрительная психология, основанная на силлогизмах от здравого смысла. В дальнейшем в психологию стали систематически проникать подходы естественных наук, что привело к возникновению и конкретизации понятия поведение, а особый импульс для формирования интроспективной психологии, изначально ориентированной на понятия личность, эмоциональная жизнь человека, социальнопсихологические отношения, дало обращение к гуманистическим традициям художественной литературы. Тексты же русских авторов данного времени примечательны в том отношении, что в них более или менее бесконфликтно сосуществовали практически все подходы к данной...

Метод близнецов

Метод близнецов психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью , должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников