Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Матюшкин Алексей Михайлович

Матюшкин Алексей Михайлович (род.1917) отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957г. закончил аспирантуру, в 1960г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем с 1963г. по 1974г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974г. по 1980г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981г. главный редактор...

Мах (Mach) Эрнст

Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах...

Медико-психологический центр индивидуальности

Наркотики и депрессии излечиваются с учетом культуры, биологии и географии. Доктор психологических наук, А.В.Сухарев Зависимость от наркотиков, в особенности от опиатов (героин, опий черняшка) тесно связана с той культурной средой, в которую включены те или иные наркотические вещества. Наркоманы, употребляющие различные наркотики, имеют, например, свои особые музыкальные вкусы, особые черты характера. Различные народы поразному устойчивы к тем или иным веществам, воздействующим на психику. Например, жители Бирмы и северной Индии курят опий, но у них не возникает болезненной зависимости по двум причинам у них есть биологическая и культурная защиты от наркотика. У северных народов нашей страны в крови нет ферментов,...

Медитация

Медитация (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними ( сенсорная депривация , специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до космического. Литература. RajneeshB.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y.,...

Медицинская психология

Медицинская психология раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервнопсихические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики...

Межвозрастное преподавание

Межвозрастное преподавание (crossage teaching) проведение учебных занятий старшеклассниками. Такая форма работы имеет смысл прежде всего при обучении навыкам поведения в критических ситуациях (обучение навыкам отказа в ситуациях группового давления, выработка умения приобретать друзей, профилактика наркомании и токсикоманий). Близость позиций учителя и учащегося приводит к более полной идентификации. Литература. ХомикВ.С. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США // Вопросы психологии. 1988, N6,...

Межполушарная организация психических процессов

Межполушарная организация психических процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении . Правое же...

Мейерсон Иньяс

Мейерсон Иньяс (1888 1983) французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги Психологические функции и произведения (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах...

Мейли (Meili) Ришар

Мейли (Meili) Ришар (род. 28.02.1900) швейцарский психолог. Профессор Берлинского университета, издатель журнала Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической...

Мейман Эрнст

Мейман Эрнст (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала Архив общей психологии (1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и...

Мейнонг (Meinong) Алексиус

Мейнонг (Meinong) Алексиус (17.07.1853, Лемберг 27.11.1920) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано , главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной...

Меланхолик

Меланхолик темперамент в классификации Гиппократа . Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на...

Меланхолия

Меланхолия (от греч. melas черный + chole желчь) использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIIIв. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э.Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии. Литература. FlasherH. Melancholie...

Менчинская Наталья Александровна

Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905, Ялта 6.07.1984) отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952г. за труд Психология обучения арифметике ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, членкорреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения. Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости...

Мерлин Вольф Соломонович

Мерлин Вольф Соломонович (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им.А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем профессор кафедры психологии. Ученик М.Я.Басова . Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие...

Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис

МерлоПонти (MerleauPonty) Морис (14.03.1908 3.05.1961) французский философфеноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию досознательного смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал телесного...

Мертон Роберт Кинг

Мертон (Merton) Роберт Кинг (род. 5.07.1910) американский социолог. Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своих исследованиях опирался на структурнофункциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия дисфункция, которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры изза неравномерности развития ее элементов. Автор парадигмы Мертона , в соответствии с которой социальные девиации возникают изза рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения. Сочинения. Social Theory and Social Structur. 1949; The Focused Interview. Glencoe, 1956; Social conformity, deviation and opportunitystructur // Amer. Sociological Rev., 1959, v.24, N2; Sociology Today. Problems and Prospects. N.Y., 1960;...

Месмер (Mesmer) Франц Антон

Месмер (Mesmer) Франц Антон (23.05.1734, Изнанг 5.03.1815) австрийский врач, создатель учения животного магнетизма (месмеризм). Изучал теологию и медицину. В 1776г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию...

Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв.

Обращение к наследию русских философов конца XVIII начала XIXв., которые рассматривали проблему души, вызвано прежде всего тем, что именно к этому моменту достигла максимально возможного уровня умозрительная психология, основанная на силлогизмах от здравого смысла. В дальнейшем в психологию стали систематически проникать подходы естественных наук, что привело к возникновению и конкретизации понятия поведение, а особый импульс для формирования интроспективной психологии, изначально ориентированной на понятия личность, эмоциональная жизнь человека, социальнопсихологические отношения, дало обращение к гуманистическим традициям художественной литературы. Тексты же русских авторов данного времени примечательны в том отношении, что в них более или менее бесконфликтно сосуществовали практически все подходы к данной...

Метод близнецов

Метод близнецов психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью , должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки