Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Деятельность

Давыдов В.В. Деятельность



В создании полидисциплинарного понятия деятельность в XXв. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. В конце процесса труда, как вполне правомерно отмечает К.Маркс, получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю (МарксК. Капитал. Изд. полит. лит., 1978, с.189). Все виды и формы деятельности так или иначе исторически производны из труда и поэтому имеют ту же принципиальную структуру. Преобразуя природный или социальный предмет, человек всегда руководствуется идеальными представлениями о результате своей деятельности. Свои действия он подчиняет той цели, которая была выработана им в сознании (мышлении) еще до этих реальных действий в качестве их возможного результата, выраженного в идеальном представлении. В английском языке русское слово деятельность звучит как activity, поэтому любой вид практической или познавательной энергии человека называется activity. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его деятельности, подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова Tatigkeit и Handlung, которые переводятся русскими словами деятельность и действие или поступок. Л.Выготский в своих работах, посвященных психическому развитию детей, неоднократно использовал слово деятельность. При этом следует иметь в виду, что он был достаточно образованным человеком в области философии, психологии, культурологии и в других гуманитарных дисциплинах, чтобы употреблять это слово в его подлинном понятийном смысле. Например, свой общий генетический закон развития высших психических функций Л.Выготский формулирует следующим образом: Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, с.387). Согласно Л.Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с.199). Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями... (ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти тт., т.3, М.: Педагогика, 1993, с.124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или идеально) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий. Таким образом, суждения Л.Выготского об особенностях деятельности совпадают с ее пониманием у К.Маркса, который, опираясь на труды Гегеля, многое внес в разработку основ теории деятельности. Поэтому глубоко не правы те, кто полагает, будто Л.Выготский не имел определенного понятия деятельности. Такое понятие у него было, о чем свидетельствуют следующие материалы. В работах Л.Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность (ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с.82). И далее Л.Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какойлибо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность (там же, с.118). В подлинном образовании главной фигурой, согласно Л.Выготскому, является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить его личной деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Вместе с тем следует иметь в виду, что у Л.Выготского правильно организованное обучение (и воспитание) ведут за собой детское развитие, вызывают к жизни ряд таких процессов, которые вне их вообще были бы невозможными. Обучение есть, таким образом, писал Л.Выготский, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека (там же, с.338). Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л.Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного индивидуального продолжения ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. ...Только то обучение является хорошим, писал Л.Выготский, которое забегает вперед развития (там же, с.386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л.Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования). При ознакомлении с теми суждениями Л.Выготского, в которых подчеркивается роль собственной деятельности ребенка в его воспитании и обучении, у учителя может сложится впечатление, что они льют воду на мельницу концепции свободного воспитания. Но это будет чистым заблуждением. На самом деле Л.Выготский постоянно рассматривает конкретные формы взаимосвязанной деятельности ребенка и воспитателя в ее взаимодействии с активной ролью социальной среды, специально обсуждает этикопедагогические вопросы целей социального воспитания (см.: там же, с.8793). Вместе с тем теория социального воспитания, писал Л.Выготский, не только не обозначает капитуляции перед воспитанием, но, напротив того, знаменует высшую точку в овладении течением воспитательных процессов... Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы (там же, с.87). И далее: ...Воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда (там же, с.89). Иными словами, согласно взглядам Л.Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни. Многие ученики и последователи Л.Выготского (прежде всего А.Леонтьев, Д.Эльконин и др.) в своих работах по общей, возрастной и педагогической психологии конкретизировали и уточняли его понимание деятельности, ее роль в психическом развитии человека, ее значение в обучении и воспитании детей. Так, А.Леонтьев основой психического развития считал качественные изменения самой деятельности на протяжении всей жизни человека. В каждый период человек осуществляет совокупность различных видов деятельности (например, ребенок общается, играет, учится, занимается искусством и т.д.), но лишь выполнение одного из них имеет главное и определяющее значение для возникновения и становления основных психологических новообразований того или иного возрастного периода. Это деятельность была названа ведущим типом деятельности для каждого данного периода жизни человека. Например, для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, для младшего школьного возраста учебная деятельность (см. ЛеонтьевА.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные психологические произведения. В 2х тт., т.1., М.: Педагогика, 1993). А.Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности мотивы задачу средства (решения задачи) действия операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. см. ЛеонтьевА.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977). Используя подходы А.Леонтьева к проблеме развития, Д.Эльконин разработал теорию периодизации психического развития в детстве. Согласно этой теории, основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является его ориентация в общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в мотивах и нормах отношений людей (в этом возрасте происходит развитие мотивационнопотребностной сферы ребенка). В младшем школьном возрасте у детей появляется новая ведущая деятельность учебная. Ее выполнение способствует развитию у детей прежде всего интеллектуальнопознавательных сил, абстрактноотвлеченного мышления. Другим периодам детства (например, младенчеству или подростковому возрасту) также соответствуют определенные ведущие типы деятельности, развивающие у детей те или иные психологические новообразования, характерные именно для этих возрастных периодов (см.: ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989). В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьниковподростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия деятельность для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования. Своеобразное учение о деятельности в контексте так называемой критической психологии разработал немецкий ученый К.Хольцкамп (см.: HolzkampK. Grundlagen der Psychologie. FrankfurtN.Y., 1983). Большой интерес представляет работа финского ученого Ю.Энгештрема, в которой рассмотрены важные вопросы исторического развития самой человеческой деятельности, процессы ее исторической дифференциации (в том числе исторические условия происхождения учебной деятельности), а также основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке (см.: EngestromY. Learning by expanding. An activitytheoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987). В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе программы. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурноисторического творчества людей. Современная полидисциплинарная теория деятельности оказывает все большее влияние на различные сферы социальной практики, в том числе и на сферу образования. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Матюшкин Алексей Михайлович

Матюшкин Алексей Михайлович (род.1917) отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957г. закончил аспирантуру, в 1960г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем с 1963г. по 1974г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974г. по 1980г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981г. главный редактор...

Мах (Mach) Эрнст

Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах...

Медико-психологический центр индивидуальности

Наркотики и депрессии излечиваются с учетом культуры, биологии и географии. Доктор психологических наук, А.В.Сухарев Зависимость от наркотиков, в особенности от опиатов (героин, опий черняшка) тесно связана с той культурной средой, в которую включены те или иные наркотические вещества. Наркоманы, употребляющие различные наркотики, имеют, например, свои особые музыкальные вкусы, особые черты характера. Различные народы поразному устойчивы к тем или иным веществам, воздействующим на психику. Например, жители Бирмы и северной Индии курят опий, но у них не возникает болезненной зависимости по двум причинам у них есть биологическая и культурная защиты от наркотика. У северных народов нашей страны в крови нет ферментов,...

Медитация

Медитация (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними ( сенсорная депривация , специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до космического. Литература. RajneeshB.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y.,...

Медицинская психология

Медицинская психология раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервнопсихические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики...

Межвозрастное преподавание

Межвозрастное преподавание (crossage teaching) проведение учебных занятий старшеклассниками. Такая форма работы имеет смысл прежде всего при обучении навыкам поведения в критических ситуациях (обучение навыкам отказа в ситуациях группового давления, выработка умения приобретать друзей, профилактика наркомании и токсикоманий). Близость позиций учителя и учащегося приводит к более полной идентификации. Литература. ХомикВ.С. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США // Вопросы психологии. 1988, N6,...

Межполушарная организация психических процессов

Межполушарная организация психических процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении . Правое же...

Мейерсон Иньяс

Мейерсон Иньяс (1888 1983) французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги Психологические функции и произведения (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах...

Мейли (Meili) Ришар

Мейли (Meili) Ришар (род. 28.02.1900) швейцарский психолог. Профессор Берлинского университета, издатель журнала Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической...

Мейман Эрнст

Мейман Эрнст (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала Архив общей психологии (1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и...

Мейнонг (Meinong) Алексиус

Мейнонг (Meinong) Алексиус (17.07.1853, Лемберг 27.11.1920) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано , главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной...

Меланхолик

Меланхолик темперамент в классификации Гиппократа . Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на...

Меланхолия

Меланхолия (от греч. melas черный + chole желчь) использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIIIв. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э.Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии. Литература. FlasherH. Melancholie...

Менчинская Наталья Александровна

Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905, Ялта 6.07.1984) отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952г. за труд Психология обучения арифметике ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, членкорреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения. Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости...

Мерлин Вольф Соломонович

Мерлин Вольф Соломонович (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им.А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем профессор кафедры психологии. Ученик М.Я.Басова . Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие...

Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис

МерлоПонти (MerleauPonty) Морис (14.03.1908 3.05.1961) французский философфеноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию досознательного смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал телесного...

Мертон Роберт Кинг

Мертон (Merton) Роберт Кинг (род. 5.07.1910) американский социолог. Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своих исследованиях опирался на структурнофункциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия дисфункция, которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры изза неравномерности развития ее элементов. Автор парадигмы Мертона , в соответствии с которой социальные девиации возникают изза рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения. Сочинения. Social Theory and Social Structur. 1949; The Focused Interview. Glencoe, 1956; Social conformity, deviation and opportunitystructur // Amer. Sociological Rev., 1959, v.24, N2; Sociology Today. Problems and Prospects. N.Y., 1960;...

Месмер (Mesmer) Франц Антон

Месмер (Mesmer) Франц Антон (23.05.1734, Изнанг 5.03.1815) австрийский врач, создатель учения животного магнетизма (месмеризм). Изучал теологию и медицину. В 1776г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию...

Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв.

Обращение к наследию русских философов конца XVIII начала XIXв., которые рассматривали проблему души, вызвано прежде всего тем, что именно к этому моменту достигла максимально возможного уровня умозрительная психология, основанная на силлогизмах от здравого смысла. В дальнейшем в психологию стали систематически проникать подходы естественных наук, что привело к возникновению и конкретизации понятия поведение, а особый импульс для формирования интроспективной психологии, изначально ориентированной на понятия личность, эмоциональная жизнь человека, социальнопсихологические отношения, дало обращение к гуманистическим традициям художественной литературы. Тексты же русских авторов данного времени примечательны в том отношении, что в них более или менее бесконфликтно сосуществовали практически все подходы к данной...

Метод близнецов

Метод близнецов психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью , должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Деятельность