ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.
В 1910 году женился.
1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.
1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.
Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.
В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.
Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.
Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.
В 1916 году назначен ассистентом по психологии.
В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.
Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.
В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.
После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против
тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой
гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.
В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.
В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.
Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);
"Духовная ситуация эпохи" (1931);
“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);
"Экзистенциальная философия" (1938);
“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);
“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);
"Философская вера" (1948);
"О происхождении и цели истории" (1949);
“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);
"Философия и мир" (1958);
“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);
“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);
"Куда идет Федеративная республика" (1966)
“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Матюшкин Алексей Михайлович (род.1917) отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957г. закончил аспирантуру, в 1960г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем с 1963г. по 1974г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974г. по 1980г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981г. главный редактор...
Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах...
Наркотики и депрессии излечиваются с учетом культуры, биологии и географии. Доктор психологических наук, А.В.Сухарев Зависимость от наркотиков, в особенности от опиатов (героин, опий черняшка) тесно связана с той культурной средой, в которую включены те или иные наркотические вещества. Наркоманы, употребляющие различные наркотики, имеют, например, свои особые музыкальные вкусы, особые черты характера. Различные народы поразному устойчивы к тем или иным веществам, воздействующим на психику. Например, жители Бирмы и северной Индии курят опий, но у них не возникает болезненной зависимости по двум причинам у них есть биологическая и культурная защиты от наркотика. У северных народов нашей страны в крови нет ферментов,...
Медитация (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними ( сенсорная депривация , специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до космического. Литература. RajneeshB.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y.,...
Медицинская психология раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервнопсихические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики...
Межвозрастное преподавание (crossage teaching) проведение учебных занятий старшеклассниками. Такая форма работы имеет смысл прежде всего при обучении навыкам поведения в критических ситуациях (обучение навыкам отказа в ситуациях группового давления, выработка умения приобретать друзей, профилактика наркомании и токсикоманий). Близость позиций учителя и учащегося приводит к более полной идентификации. Литература. ХомикВ.С. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США // Вопросы психологии. 1988, N6,...
Межполушарная организация психических процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении . Правое же...
Мейерсон Иньяс (1888 1983) французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги Психологические функции и произведения (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах...
Мейли (Meili) Ришар (род. 28.02.1900) швейцарский психолог. Профессор Берлинского университета, издатель журнала Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической...
Мейман Эрнст (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала Архив общей психологии (1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и...
Мейнонг (Meinong) Алексиус (17.07.1853, Лемберг 27.11.1920) австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано , главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной...
Меланхолик темперамент в классификации Гиппократа . Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на...
Меланхолия (от греч. melas черный + chole желчь) использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIIIв. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э.Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии. Литература. FlasherH. Melancholie...
Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905, Ялта 6.07.1984) отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952г. за труд Психология обучения арифметике ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, членкорреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения. Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости...
Мерлин Вольф Соломонович (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им.А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем профессор кафедры психологии. Ученик М.Я.Басова . Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие...
МерлоПонти (MerleauPonty) Морис (14.03.1908 3.05.1961) французский философфеноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию досознательного смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал телесного...
Мертон (Merton) Роберт Кинг (род. 5.07.1910) американский социолог. Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своих исследованиях опирался на структурнофункциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия дисфункция, которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры изза неравномерности развития ее элементов. Автор парадигмы Мертона , в соответствии с которой социальные девиации возникают изза рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения. Сочинения. Social Theory and Social Structur. 1949; The Focused Interview. Glencoe, 1956; Social conformity, deviation and opportunitystructur // Amer. Sociological Rev., 1959, v.24, N2; Sociology Today. Problems and Prospects. N.Y., 1960;...
Месмер (Mesmer) Франц Антон (23.05.1734, Изнанг 5.03.1815) австрийский врач, создатель учения животного магнетизма (месмеризм). Изучал теологию и медицину. В 1776г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию...
Обращение к наследию русских философов конца XVIII начала XIXв., которые рассматривали проблему души, вызвано прежде всего тем, что именно к этому моменту достигла максимально возможного уровня умозрительная психология, основанная на силлогизмах от здравого смысла. В дальнейшем в психологию стали систематически проникать подходы естественных наук, что привело к возникновению и конкретизации понятия поведение, а особый импульс для формирования интроспективной психологии, изначально ориентированной на понятия личность, эмоциональная жизнь человека, социальнопсихологические отношения, дало обращение к гуманистическим традициям художественной литературы. Тексты же русских авторов данного времени примечательны в том отношении, что в них более или менее бесконфликтно сосуществовали практически все подходы к данной...
Метод близнецов психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью , должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]