1.Беспокойство на экзамене или при тестировании мешает мне хорошо работать. 2.Плодотворнее всего я работаю тогда, когда решаемая задача имеет большое для меня значение. 3.Если я не очень готов к лекции или семинару, боязнь моего неудачного выступления парализует все мои мыслительные возможности. 4.Мое внутреннее напряжение все возрастает по мере того, как подходит время экзаменов. 5.Если я плохо подготовился к экзамену или тесту, я теряю уверенность и делаю задания хуже, чем позволяют мои знания. 6.Чем важнее экзамен, тем менее успешно, как мне кажется, я выполняю задания. 7.Если я уверен, что хорошо подготовился к экзамену, меня не мучает страх. 8.В условиях особой важности я скорее понимаю, что к чему. 9.Даже если исход экзамена меня беспокоит, когда он начинается, я сохраняю спокойствие. 10.На экзамене или тестировании я теряюсь при ответе на вопросы, на которые в спокойной обстановке я легко нахожу ответ. 11.Напряженная обстановка на экзамене помогает мне лучше работать. 12.Если я приступил к ответу на вопросы теста, меня ничего не отвлекает от этой работы. 13.Во время экзамена или тестирования я обычно сильно потею. 14.Если я знаю, что оценка на уроке или экзамене решающим образом повлияет на четверную оценку, я работаю значительно лучше, чем другие. 15.К началу экзамена я чувствую, что моя голова совершенно пуста, и мне нужно несколько минут, чтобы включиться в работу. 16.В ситуации экзамена я сохраняю уверенность в себя. 17.Заботы при подготовке к экзамену меня так нагружают, что мне становится все равно, каким будет его исход. 18.Ограничение во времени на экзамене меня сбивает больше, чем других. 19.Я в состоянии успешно готовиться к экзаменам в непосредственной близости ко дню его сдачи. 20.Если на экзамене попадает неожиданный вопрос, меня само по себе это обескураживает, и я показываю результат хуже, чем мог бы. 21.Трудный экзамен доставляет мне больше удовлетворения, чем легкий. 22.В устном экзамене, мне кажется, у меня лучше результаты, чем в письменном. 23.Часто на экзамене я читаю вопрос и не могу понять его формулировку, так что приходится его читать снова. 24.Чем важнее экзамен или тест, тем лучше, как мне кажется, я над ним работаю. 25.Во время экзамена или теста я все время ощущаю, как сильно колотится мое сердце. 26.Если в начале экзамена я не справляюсь с трудными вопросами, то затем и на легки вопросы я даю неправильные ответы. 27.Спустя некоторое время после экзамена я с сожалением вспоминаю, что упустил на нем. Шкалы. 1.Способствующие опасения: 2, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 24. 2.Тормозящие опасения: 1, 3, 5, 6, 10, 15, 17, 18, 23, 26. Вопросы 4, 7, 8, 13, 20, 22, 25, 27 буферные.
Автоматическое письмо парапсихологический и клинический термин, обозначающий способность индивида, находящегося в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты вне сознательного контроля за этим процессом. Индивид при этом может быть занят совсем другой деятельностью и не отдавать себе отчет в том, что он вообще пишет. Увлечение спиритизмом в конце прошлого века заставило обратить внимание психиатров и психологов ( Ф.Майер , У.Джемс , П.Жане ) на проявляющиеся при этом феномены, в частности на автоматическое письмо, которое рассматривалось как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. В результате научных исследований было сформулировано заключение, что...
(Греч. autos - сам, onome - имя). Разновидность амнестической афазии, проявляющаяся в первую очередь в затруднениях при назывании имен...
Система нервов в теле, работающая в той или иной мере автоматически, которая регулирует функции сердца, легких, кишечника, желез и других внутренних органов....
Автономная речь ( Л.С.Выготский , А.Р.Лурия и др.) один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия ; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного...
Авторитарная личность характеристика личности , автор Т.Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен в основу объяснения отношения к национальным меньшинствам. Литература. AdornoT.W. FrenkelBrunswickK., LevinsonD.J. SanfordR.M. The Authoritarian...
(Лат. autoritas - влияние, власть) - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и...
Авторитарность (автократичность) стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств выступают приказы и распоряжения, при этом обратная связь по выполнению совместной деятельности осуществления в виде...
(Лат. autoritas - влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д. 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной...
(Авто + греч. symbolon - знак, символ). Возникновение символических представлений, отражающих актуальные в настоящий момент мысли, переживания. Рассматривается как вариант гипнагогических...
Агапереживание термин, обозначающий приятный, чувственный тон, возникающий в результате успешного завершения ряда продолжительных попыток решить проблему по установлению связи между предметами. Этот феномен первоначально был описан в 1908г. К.Бюлером (BuhlerK. "Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgange", "Arch. f. d. g. Psychol.", 1908, 12) в рамках методологических установок вюрцбургской школы . Выбор этого феномена в качестве объекта исследования был обусловлен постулированием концептуального положения о том, что основным содержанием сознания является не сенсорный опыт, а определенная мысль, направленная на предмет и опирающаяся на схему отображения отношений между предметами. Первоначально "агапереживание" рассматривалось как нечто однородное и возникающее при любой внезапно...
Агапе античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий агапе, выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и эрос" представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение. С начала распространения христианской культуры понятие "агапе получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг по отношению к другу. Во многих философских системах понятие агапе занимает центральное место, например, в философии Плотина (Эннеады) или Ч.С.Пирса (18391914), который видел в нем творящую энергию эволюции...
Описан Wingate P. (1951) у психопатических личностей с наклонностью к употреблению алкогольных напитков и другими наркоманическими тенденциями (в том числе и с явлениями медикаментозной наркомании). Больные часто обращаются в различные больницы для получения наркотиков и медикаментов, к которым у них имеется пристрастие. При этом они сочиняют драматические истории о своем заболевании, иногда даже причиняют себе ранения для обоснования потребности в наркотиках. Назван по имени Агасфера, мифического вечного странника, персонажа многих...
(Лат. agglutinatio - склеивание). Сплавление в одно целое фрагментов различных мыслей, слов. Наблюдается при шизофрении (в частности, является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций). Син.:...
(Лат. aggravare - ухудшать, отягощать) - клиническое нарушение. Преднамеренное преувеличение тяжести фактически имеющихся болезненных симптомов и субъективных болезненных ощущений. В отличие от симуляции в основе аггравации все же лежит действительно болезненное расстройство. По мнению С.С.Корсакова , аггравация обусловлена и заболеванием (часто это может быть истерия), и личностью самого больного. Аггравация может быть активной, умышленной, сознательной и пассивной, когда усиливаются лишь отдельные проявления болезни, но больной не препятствует проведению лечения. Об Аггравации подсознательной говорят в тех случаях, когда больной стремится вызвать сочувствие окружающих, привлечь их внимание. Аггравация патологическая наблюдается у психически больных (чаще всего при истероидной психопатии), стремящихся воспроизвести картину...
(A + греч. geusis - вкус). Нарушение восприятия вкусовых ощущений. Может наблюдаться при органических заболеваниях нервной системы с поражением вкусового анализатора, особенно центрального его отдела, либо при истерии. В некоторых случаях сопровождает бредовые переживания, главным образом бред отравления. При депрессиях входит в структуру синдрома отчуждения витальных чувств. Син.:...
См....
(Греч. а - не + geron - старец). Чувство молодости, наступающее в старческом возрасте в связи с недостаточной критичностью к своему состоянию. Наблюдается вне клиники психического заболевания. См. Симптом...
(A + греч. hypnos - сон, gnosis - познание). Нарушение осознания сна. Больные жалуются на тяжелую бессонницу, хотя объективно, по наблюдениям окружающих, у них отмечаются периоды сна. Крайне тягостно переживается и плохо корригируется. Чаще всего наблюдается при поверхностном сне, во время которого больной не отключается полностью от происходящего вокруг. Син.: гипнагнозия (Эпштейн А.Л.,...
(А + анат. gyri cerebri - извилины большого мозга). Недоразвитие коры головного мозга, отсутствие извилин больших...
(А + греч. gnosis - познание). Нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания и сохранности функций самих органов восприятия. Иногда при этом сохраняется правильное восприятие отдельных элементов опознаваемого объекта. Агнозия может быть полной и частичной. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, захватывающих корковые зоны соответствующих анализаторов, зоны их представительства в головном...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]