БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Автоматическое письмо парапсихологический и клинический термин, обозначающий способность индивида, находящегося в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты вне сознательного контроля за этим процессом. Индивид при этом может быть занят совсем другой деятельностью и не отдавать себе отчет в том, что он вообще пишет. Увлечение спиритизмом в конце прошлого века заставило обратить внимание психиатров и психологов ( Ф.Майер , У.Джемс , П.Жане ) на проявляющиеся при этом феномены, в частности на автоматическое письмо, которое рассматривалось как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. В результате научных исследований было сформулировано заключение, что...
(Греч. autos - сам, onome - имя). Разновидность амнестической афазии, проявляющаяся в первую очередь в затруднениях при назывании имен...
Система нервов в теле, работающая в той или иной мере автоматически, которая регулирует функции сердца, легких, кишечника, желез и других внутренних органов....
Автономная речь ( Л.С.Выготский , А.Р.Лурия и др.) один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия ; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного...
Авторитарная личность характеристика личности , автор Т.Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен в основу объяснения отношения к национальным меньшинствам. Литература. AdornoT.W. FrenkelBrunswickK., LevinsonD.J. SanfordR.M. The Authoritarian...
(Лат. autoritas - влияние, власть) - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и...
Авторитарность (автократичность) стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств выступают приказы и распоряжения, при этом обратная связь по выполнению совместной деятельности осуществления в виде...
(Лат. autoritas - влияние, власть) - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д. 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной...
(Авто + греч. symbolon - знак, символ). Возникновение символических представлений, отражающих актуальные в настоящий момент мысли, переживания. Рассматривается как вариант гипнагогических...
Агапереживание термин, обозначающий приятный, чувственный тон, возникающий в результате успешного завершения ряда продолжительных попыток решить проблему по установлению связи между предметами. Этот феномен первоначально был описан в 1908г. К.Бюлером (BuhlerK. "Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgange", "Arch. f. d. g. Psychol.", 1908, 12) в рамках методологических установок вюрцбургской школы . Выбор этого феномена в качестве объекта исследования был обусловлен постулированием концептуального положения о том, что основным содержанием сознания является не сенсорный опыт, а определенная мысль, направленная на предмет и опирающаяся на схему отображения отношений между предметами. Первоначально "агапереживание" рассматривалось как нечто однородное и возникающее при любой внезапно...
Агапе античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий агапе, выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и эрос" представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение. С начала распространения христианской культуры понятие "агапе получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг по отношению к другу. Во многих философских системах понятие агапе занимает центральное место, например, в философии Плотина (Эннеады) или Ч.С.Пирса (18391914), который видел в нем творящую энергию эволюции...
Описан Wingate P. (1951) у психопатических личностей с наклонностью к употреблению алкогольных напитков и другими наркоманическими тенденциями (в том числе и с явлениями медикаментозной наркомании). Больные часто обращаются в различные больницы для получения наркотиков и медикаментов, к которым у них имеется пристрастие. При этом они сочиняют драматические истории о своем заболевании, иногда даже причиняют себе ранения для обоснования потребности в наркотиках. Назван по имени Агасфера, мифического вечного странника, персонажа многих...
(Лат. agglutinatio - склеивание). Сплавление в одно целое фрагментов различных мыслей, слов. Наблюдается при шизофрении (в частности, является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций). Син.:...
(Лат. aggravare - ухудшать, отягощать) - клиническое нарушение. Преднамеренное преувеличение тяжести фактически имеющихся болезненных симптомов и субъективных болезненных ощущений. В отличие от симуляции в основе аггравации все же лежит действительно болезненное расстройство. По мнению С.С.Корсакова , аггравация обусловлена и заболеванием (часто это может быть истерия), и личностью самого больного. Аггравация может быть активной, умышленной, сознательной и пассивной, когда усиливаются лишь отдельные проявления болезни, но больной не препятствует проведению лечения. Об Аггравации подсознательной говорят в тех случаях, когда больной стремится вызвать сочувствие окружающих, привлечь их внимание. Аггравация патологическая наблюдается у психически больных (чаще всего при истероидной психопатии), стремящихся воспроизвести картину...
(A + греч. geusis - вкус). Нарушение восприятия вкусовых ощущений. Может наблюдаться при органических заболеваниях нервной системы с поражением вкусового анализатора, особенно центрального его отдела, либо при истерии. В некоторых случаях сопровождает бредовые переживания, главным образом бред отравления. При депрессиях входит в структуру синдрома отчуждения витальных чувств. Син.:...
См....
(Греч. а - не + geron - старец). Чувство молодости, наступающее в старческом возрасте в связи с недостаточной критичностью к своему состоянию. Наблюдается вне клиники психического заболевания. См. Симптом...
(A + греч. hypnos - сон, gnosis - познание). Нарушение осознания сна. Больные жалуются на тяжелую бессонницу, хотя объективно, по наблюдениям окружающих, у них отмечаются периоды сна. Крайне тягостно переживается и плохо корригируется. Чаще всего наблюдается при поверхностном сне, во время которого больной не отключается полностью от происходящего вокруг. Син.: гипнагнозия (Эпштейн А.Л.,...
(А + анат. gyri cerebri - извилины большого мозга). Недоразвитие коры головного мозга, отсутствие извилин больших...
(А + греч. gnosis - познание). Нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания и сохранности функций самих органов восприятия. Иногда при этом сохраняется правильное восприятие отдельных элементов опознаваемого объекта. Агнозия может быть полной и частичной. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, захватывающих корковые зоны соответствующих анализаторов, зоны их представительства в головном...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]