Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939г. по 1945г. работал в качестве психологаэкспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946г. по 1955г. он заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955г. по 1983г. профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983г. по настоящее время почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов , контингента солдат групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсииинтроверсии и нейротизма (Dimensions of Personality, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсиюинтроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения : для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение , представляющее собой избегание условнорефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность , является самоценным. В работе Биологические основы индивидуальности (The Biological Basis of Personality, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей . В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию трехфакторной теории личности. Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента . В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз , который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактораналитические исследования различных психологических процессов памяти , интеллекта , социальных установок. На основе трехфакторной модели личности им были созданы психодиагностические методики EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных MMQ, MPI(Manual of the Maudsley Personality Inventory, L., 1959). Айзенк один из авторов трехфазной теории возникновения невроза концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций (The Causes and Cures of Neuroses (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность . Литература .
Метод вызванных потенциалов метод регистрации биоэлектрической активности мозга, изменения которой обусловлены внешним воздействием и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием. В частности могут исследоваться ритмические колебания биопотенциала в ответ на навязываемый ритм внешнего раздражителя. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия , внимания , интеллекта , функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической...
Метод дихотического прослушивания метод, предназначенный для анализа селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии. Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо (эффект правого уха), а неречевых на левое (эффект левого...
Метод исследования уровня притязаний заключается в решения задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях. При этом испытуемый может произвольно выбирать уровень сложности следующей решаемой им задачи. В модификации М.Юкнат в качестве тестовых заданий выступают ограниченный набор задач (в частности, лабиринты), ранжированных по сложности. Автор Ф.Хоппе, сотрудник школы К.Левина . Литература. HoppeF. Erfolg und Misserfilg // Psychol. Forsch., 1930, Bd.14, p.162; JucknatM. Leistung Anspruchniveau und Selbstbewusstsein // Psychol. Forsch., 19371938, Bd.22,...
Метод кожногальванической реакции метод регистрации биоэлектрической активности кожи как показателя непроизвольной вегетативной активности. Используется для оценки изменения функциональных состояний, ориентировочных и эмоциональных реакций, индивидуальных различий. Для регистрации КГР может осуществляться замер разности кожных потенциалов (метод Тарханова) или изменения кожного сопротивления (метод...
Метод латеральных движений глаз (от лат. lateralis боковой) фиксация направления взгляда испытуемого (влево вправо) при ответе на вопросы. Эта двигательная активность связана с работой полушарий: взгляд влево, при прочих равных условиях, связан с активацией правого полушария, взгляд вправо левого полушария. Автор М.Кинсбурн. Литература. KinsbourneM. Eye and Head turning indicates cerebral lateralization // Science. 1972, v.176, N4034,...
Метод личностного семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) средство экспрессдиагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч.Осгуда . В качестве полярных позиций шкал используются прилагательные, обозначающие личностные качества. Литература. ШмелевА.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1982,...
Метод микроструктурного анализа стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Предполагается, что в каждый интервал времени после получения инструкции на выполнения действия за счет включения в работу определенного функционального блока выполняются определенные преобразования входной информации. В исследуемой реальности выделяется некий алфавит, который представлен определенными компонентами, которые обладают качественной и количественной выраженностью. Тот или иной компонент приписывается к определенному месту в структуре управления, и его характеристиками выступают информационная емкость, время хранения и характер преобразования информации, форма трансформируемой...
Метод минимальных изменений разработанный В.Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения...
Метод мозгового штурма форма стимулирования творческой активности, автор А.Осборн. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 512 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (12 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и...
Метод мотивационной индукции (от лат. inductio выведение) вербальная методика, автор Ж.Нюттен . Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий: 1)S аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); 2)SR деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); 3)R деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность); 4)C социальные контакты; 5)E познавательная деятельность; 6)T религиозная мотивация; 7)P приобретение собственности; 8)L развлечения, игра, досуг. Литература. NuttinJ. Motivation et perspectives d'avenir....
Метод объективного наблюдения стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательство в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального...
Метод позитронноэмиссионной томографии (от греч. tomos часть + grapho пишу) метод исследования мозговой активности in vivo. Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2до 45мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных...
Метод полярных профилей (от греч. polos ось, полюс и фр. profil очертание) способ оценивания, разработанный Ч.Осгудом и модифицированный П.Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый медленный, сильный слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного...
Метод приемных детей психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же...
Метод проб и ошибок форма научения, описанная Э.Торндайком в 1898г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения...
Метод регистрации электрокардиограммы метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы, который в психологии используется для анализа вегетативных...
Метод репертуарных решеток (method of repertory grid) исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж.Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какомуто свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида. Литература. SlaterP. (Ed.) The measurement of intrapersonal space by grid technique....
Метод самонаблюдения стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними...
Метод свободных ассоциаций метод исследования психического, разработанный в психоанализе . Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или...
Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч.Осгудом в 1952г. для изучения восприятия , социальных установок и личностных смыслов , массовых коммуникаций и рекламы, представляющая собой шкалирование (по трем, пяти, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]