Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Метод вызванных потенциалов

Метод вызванных потенциалов метод регистрации биоэлектрической активности мозга, изменения которой обусловлены внешним воздействием и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием. В частности могут исследоваться ритмические колебания биопотенциала в ответ на навязываемый ритм внешнего раздражителя. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия , внимания , интеллекта , функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической...

Метод дихотического прослушивания

Метод дихотического прослушивания метод, предназначенный для анализа селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии. Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо (эффект правого уха), а неречевых на левое (эффект левого...

Метод исследования уровня притязаний

Метод исследования уровня притязаний заключается в решения задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях. При этом испытуемый может произвольно выбирать уровень сложности следующей решаемой им задачи. В модификации М.Юкнат в качестве тестовых заданий выступают ограниченный набор задач (в частности, лабиринты), ранжированных по сложности. Автор Ф.Хоппе, сотрудник школы К.Левина . Литература. HoppeF. Erfolg und Misserfilg // Psychol. Forsch., 1930, Bd.14, p.162; JucknatM. Leistung Anspruchniveau und Selbstbewusstsein // Psychol. Forsch., 19371938, Bd.22,...

Метод кожно–гальванической реакции

Метод кожногальванической реакции метод регистрации биоэлектрической активности кожи как показателя непроизвольной вегетативной активности. Используется для оценки изменения функциональных состояний, ориентировочных и эмоциональных реакций, индивидуальных различий. Для регистрации КГР может осуществляться замер разности кожных потенциалов (метод Тарханова) или изменения кожного сопротивления (метод...

Метод латеральных движений глаз

Метод латеральных движений глаз (от лат. lateralis боковой) фиксация направления взгляда испытуемого (влево вправо) при ответе на вопросы. Эта двигательная активность связана с работой полушарий: взгляд влево, при прочих равных условиях, связан с активацией правого полушария, взгляд вправо левого полушария. Автор М.Кинсбурн. Литература. KinsbourneM. Eye and Head turning indicates cerebral lateralization // Science. 1972, v.176, N4034,...

Метод личностного семантического дифференциала

Метод личностного семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) средство экспрессдиагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч.Осгуда . В качестве полярных позиций шкал используются прилагательные, обозначающие личностные качества. Литература. ШмелевА.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1982,...

Метод микроструктурного анализа

Метод микроструктурного анализа стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Предполагается, что в каждый интервал времени после получения инструкции на выполнения действия за счет включения в работу определенного функционального блока выполняются определенные преобразования входной информации. В исследуемой реальности выделяется некий алфавит, который представлен определенными компонентами, которые обладают качественной и количественной выраженностью. Тот или иной компонент приписывается к определенному месту в структуре управления, и его характеристиками выступают информационная емкость, время хранения и характер преобразования информации, форма трансформируемой...

Метод минимальных изменений

Метод минимальных изменений разработанный В.Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения...

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма форма стимулирования творческой активности, автор А.Осборн. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 512 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (12 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и...

Метод мотивационной индукции

Метод мотивационной индукции (от лат. inductio выведение) вербальная методика, автор Ж.Нюттен . Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий: 1)S аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); 2)SR деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); 3)R деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность); 4)C социальные контакты; 5)E познавательная деятельность; 6)T религиозная мотивация; 7)P приобретение собственности; 8)L развлечения, игра, досуг. Литература. NuttinJ. Motivation et perspectives d'avenir....

Метод объективного наблюдения

Метод объективного наблюдения стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательство в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального...

Метод позитронно-эмиссионной томографии

Метод позитронноэмиссионной томографии (от греч. tomos часть + grapho пишу) метод исследования мозговой активности in vivo. Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2до 45мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных...

Метод полярных профилей

Метод полярных профилей (от греч. polos ось, полюс и фр. profil очертание) способ оценивания, разработанный Ч.Осгудом и модифицированный П.Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый медленный, сильный слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного...

Метод приемных детей

Метод приемных детей психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же...

Метод проб и ошибок

Метод проб и ошибок форма научения, описанная Э.Торндайком в 1898г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения...

Метод регистрации электрокардиограммы

Метод регистрации электрокардиограммы метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы, который в психологии используется для анализа вегетативных...

Метод репертуарных решеток

Метод репертуарных решеток (method of repertory grid) исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж.Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какомуто свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида. Литература. SlaterP. (Ed.) The measurement of intrapersonal space by grid technique....

Метод самонаблюдения

Метод самонаблюдения стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними...

Метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций метод исследования психического, разработанный в психоанализе . Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или...

Метод семантического дифференциала

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч.Осгудом в 1952г. для изучения восприятия , социальных установок и личностных смыслов , массовых коммуникаций и рекламы, представляющая собой шкалирование (по трем, пяти, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна