Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Метод вызванных потенциалов

Метод вызванных потенциалов метод регистрации биоэлектрической активности мозга, изменения которой обусловлены внешним воздействием и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием. В частности могут исследоваться ритмические колебания биопотенциала в ответ на навязываемый ритм внешнего раздражителя. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия , внимания , интеллекта , функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической...

Метод дихотического прослушивания

Метод дихотического прослушивания метод, предназначенный для анализа селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии. Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо (эффект правого уха), а неречевых на левое (эффект левого...

Метод исследования уровня притязаний

Метод исследования уровня притязаний заключается в решения задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях. При этом испытуемый может произвольно выбирать уровень сложности следующей решаемой им задачи. В модификации М.Юкнат в качестве тестовых заданий выступают ограниченный набор задач (в частности, лабиринты), ранжированных по сложности. Автор Ф.Хоппе, сотрудник школы К.Левина . Литература. HoppeF. Erfolg und Misserfilg // Psychol. Forsch., 1930, Bd.14, p.162; JucknatM. Leistung Anspruchniveau und Selbstbewusstsein // Psychol. Forsch., 19371938, Bd.22,...

Метод кожно–гальванической реакции

Метод кожногальванической реакции метод регистрации биоэлектрической активности кожи как показателя непроизвольной вегетативной активности. Используется для оценки изменения функциональных состояний, ориентировочных и эмоциональных реакций, индивидуальных различий. Для регистрации КГР может осуществляться замер разности кожных потенциалов (метод Тарханова) или изменения кожного сопротивления (метод...

Метод латеральных движений глаз

Метод латеральных движений глаз (от лат. lateralis боковой) фиксация направления взгляда испытуемого (влево вправо) при ответе на вопросы. Эта двигательная активность связана с работой полушарий: взгляд влево, при прочих равных условиях, связан с активацией правого полушария, взгляд вправо левого полушария. Автор М.Кинсбурн. Литература. KinsbourneM. Eye and Head turning indicates cerebral lateralization // Science. 1972, v.176, N4034,...

Метод личностного семантического дифференциала

Метод личностного семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) средство экспрессдиагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч.Осгуда . В качестве полярных позиций шкал используются прилагательные, обозначающие личностные качества. Литература. ШмелевА.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического дифференциала // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1982,...

Метод микроструктурного анализа

Метод микроструктурного анализа стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Предполагается, что в каждый интервал времени после получения инструкции на выполнения действия за счет включения в работу определенного функционального блока выполняются определенные преобразования входной информации. В исследуемой реальности выделяется некий алфавит, который представлен определенными компонентами, которые обладают качественной и количественной выраженностью. Тот или иной компонент приписывается к определенному месту в структуре управления, и его характеристиками выступают информационная емкость, время хранения и характер преобразования информации, форма трансформируемой...

Метод минимальных изменений

Метод минимальных изменений разработанный В.Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения...

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма форма стимулирования творческой активности, автор А.Осборн. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 512 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (12 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и...

Метод мотивационной индукции

Метод мотивационной индукции (от лат. inductio выведение) вербальная методика, автор Ж.Нюттен . Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий: 1)S аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); 2)SR деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); 3)R деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность); 4)C социальные контакты; 5)E познавательная деятельность; 6)T религиозная мотивация; 7)P приобретение собственности; 8)L развлечения, игра, досуг. Литература. NuttinJ. Motivation et perspectives d'avenir....

Метод объективного наблюдения

Метод объективного наблюдения стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательство в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального...

Метод позитронно-эмиссионной томографии

Метод позитронноэмиссионной томографии (от греч. tomos часть + grapho пишу) метод исследования мозговой активности in vivo. Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2до 45мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных...

Метод полярных профилей

Метод полярных профилей (от греч. polos ось, полюс и фр. profil очертание) способ оценивания, разработанный Ч.Осгудом и модифицированный П.Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый медленный, сильный слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного...

Метод приемных детей

Метод приемных детей психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же...

Метод проб и ошибок

Метод проб и ошибок форма научения, описанная Э.Торндайком в 1898г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения...

Метод регистрации электрокардиограммы

Метод регистрации электрокардиограммы метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы, который в психологии используется для анализа вегетативных...

Метод репертуарных решеток

Метод репертуарных решеток (method of repertory grid) исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж.Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какомуто свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида. Литература. SlaterP. (Ed.) The measurement of intrapersonal space by grid technique....

Метод самонаблюдения

Метод самонаблюдения стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними...

Метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций метод исследования психического, разработанный в психоанализе . Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или...

Метод семантического дифференциала

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч.Осгудом в 1952г. для изучения восприятия , социальных установок и личностных смыслов , массовых коммуникаций и рекламы, представляющая собой шкалирование (по трем, пяти, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)