(лат. libido желание, влечение, страсть) — первоначально одно из основных понятий психоанализа, предложенное Фрейдом (S. Freud) для обозначения сексуальных (преимущественно бессознательных) влечений. В современной сексологии понятие «либидо» используют обычно как синоним понятия «половое влечение» у человека. Зрелое Л. определяет стремление к интимной близости (см. Копулятивный цикл). Его характеризует так называемый энергетический компонент, который обусловливается функциями подкорковых образований головного мозга (таламуса, гипоталамуса) и желез внутренней секреции (прежде всего яичек, яичников, гипофиза, надпочечников). Он обеспечивает интенсивность полового влечения (в частности, особую витальную окраску сексуальных переживаний) и активацию соответствующих нервных центров, снижая пороги их чувствительности и облегчая наступление эрекции, эякуляции и оргазма. Хотя энергетический компонент Л. начинает формироваться уже в эмбриональном периоде, его первые внешние проявления возникают в пубертатном возрасте (см. Половое созревание). Для Л. характерна также селективность в выборе объекта полового влечения и конкретных форм сексуальных действий, в основе которой лежат функции корковых условнорефлекторных комплексов, формирующихся в процессе индивидуального развития. Присущая Л. периодичность его подъемов и спадов регулируется у мужчин активностью предстательной железы и семенных пузырьков, а у женщин — влиянием менструального цикла.
В процессе индивидуального развития Л. проходит ряд стадий, тесно связанных с сознанием. В понятийной стадии складывается представление о половых различиях и о собственной принадлежности к определенному полу (так называемая половая идентификация) при отсутствии какого бы то ни было чувственного компонента. Платоническая стадия характеризуется романтическими фантазиями (например, подвиги в честь объекта обожания), в которых «сладостный трагизм» сочетается с отсутствием интереса к генитальной сфере. Эротическая стадия проявляется стремлением к нежности и ласкам (словесным и тактильным), которые, однако, ограничиваются экстрагенитальными эрогенными зонами. Сексуальная стадия Л. отличается подчеркнутым интересом к генитальной сфере и превышением индивидуальной физиологической нормы в период так называемой юношеской гиперсексуальности, что выражается в избирательном любопытстве к сексуальной тематике, учащенных спонтанных эрекциях и ночных поллюциях, мастурбаторных эксцессах. В стадии зрелой сексуальности наблюдается гармоничное соотношение возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного компонентов, определяемое системой морально-этических установок личности.
Наряду с этим у многих здоровых мужчин происходит редукция эротической стадии формирования Л., а у многих здоровых женщин, наоборот, задерживается наступление сексуальной стадии (вплоть до остановки на эротической стадии).
Патологическое усиление Л. обычно проявляется симптомами гиперсексуальности, а его ослабление — различными сексуальными расстройствами; при нарушении стадийности формирования Л. могут возникать половые извращения и девиации.
Коррекция проявлений Л. в период юношеской гиперсексуальности осуществляется гигиеническими мерами; поддержанию уровня Л. в инволюционном возрасте способствует щадяще-стимулирующий режим половой активности, свободный как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием необратимого состояния детренированности.
Библиогр.: Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции, с. 101, Л., 1974; Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 112, М., 1977.
Метод семантического радикала (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какогото ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции . После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве...
Метод средней ошибки психофизический метод определения порогов, впервые разработанный Г.Фехнером . Характеризуется тем, что изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как...
Метод убеждений (автор П.Дюбуа) форма психотерапии . Основан на стремлении терапевта при помощи обращения к сократическому методу пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его роли в ее провоцировании и выхода из нее. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза , одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Имеет много общего с логотерапией . Синоним рациональная терапия. Литература. ДюбуаП. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб., 1912; СвядощА.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982,...
Метод электромиограммы метод регистрации биоэлектрической активности мышц для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения , например для регистрации скрытых двигательных...
Метод электроэнцефалограммы метод регистрации биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа, служащий для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о физиологических процессах строятся гипотезы о работе различных психических структур, таких как восприятие , внимание , мышление , память, эмоции , движения , речь и саморегуляция. Кроме того в силу существования стойких индивидуальных особенностей ЭЭГ данный метод может использоваться в дифференциальной психологии и психофизиологии...
Методика двойной стимуляции методика, первоначально разработанная Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым для изучения процесса образования понятий . В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского Сахарова в качестве стимуловобъектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимуловсредств слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать,...
Методика зрительных предпочтений средство анализа восприятия новорожденными окружающего мира. С его помощью удалось показать, что это восприятие имеет сложный характер: У новорожденного зрительный мир в достаточной мере организован, он различает как форму в целом, так и отдельные ее характеристики, и в его восприятии обнаруживается феномены константности величины и формы, удаленности, объема и т.д. Автор Р.Франц. Литература. FrantzR. Pattern vision in young infants // Psychol. Res. 1958,...
Методика парных ассоциаций методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй...
Методика Петерсонов процедура для определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какуюлибо задачу, которая препятствует повторению запомненного...
Методика частичного воспроизведения методика, предложенная американским психологом Дж.Сперлингом в 1959г. для исследования иконической памяти . Характеризуется тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется на короткое время. Указание на то, какая именно часть должна быть воспроизведена, осуществляется с помощью светового или звукового сигнала, который подается с некоторой задержкой после предъявления материала для запоминания. При помощи данной методики было показано, что иконическая память может хранить очень большой объем информации, но лишь в чрезвычайно малом отрезке...
Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом;...
Методы Лурия нейропсихологические методы, разработанные А.Р.Лурия , служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям. Представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности . По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно кинестезического , двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или...
Методы психологической саморегуляции система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервномышечную релаксацию , аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов...
Методы шкалирования понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки , минимальных измерений , постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, вопервых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, вовторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных...
Метрическая шкала Озерецкого методика, составленная в 1930г., для диагностики уровня психомоторного развития. Она включает в себя пробы статической и динамической координации , скорости движений , возможности одновременно выполнять несколько движений, силы движений и синкинезии . Может использоваться как один из методов...
Мечта особая форма воображения , локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Часто выступает сильным фактором творческого...
Мид (Mead) Джордж Герберт (27.02.1863, СтаутХадли, Массачусетс 26.04.1931, Чикаго) американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У.Джемса и Дж.Дьюи . Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма . Сочинения. The Philosophy of Present. Chi., 1932; Mind, Self and Society. Chi., 1934; Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chi., 1950; The Philosophy of the Act. Chi.,...
Мид Маргарет (1901 1978) американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных...
Мизогиния (от греч. misos отвращение + gyne женщина) ненависть по отношению к женщинам. Понятие активно используется в психоаналитической литературе. Первоначально рассматривалась как негативный Эдипов комплекс , а именно, как проявление страха кастрации матерью. В дальнейшем предпринимались попытки более аналитического толкования мизогинии. Для мужчины она трактовалась как реактивное образование в ответ на нереализуемое желание быть самому женщиной, для женщины как защита против гомосексуальных тенденций. Литература. ФрейдЗ. Леонардо да Винчи. М., 1912; FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...
Микрогенез зрительного восприятия фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]