Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Метод семантического радикала

Метод семантического радикала (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р.Лурия и О.С.Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какогото ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции . После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве...

Метод средней ошибки

Метод средней ошибки психофизический метод определения порогов, впервые разработанный Г.Фехнером . Характеризуется тем, что изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как...

Метод убеждений

Метод убеждений (автор П.Дюбуа) форма психотерапии . Основан на стремлении терапевта при помощи обращения к сократическому методу пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его роли в ее провоцировании и выхода из нее. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза , одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Имеет много общего с логотерапией . Синоним рациональная терапия. Литература. ДюбуаП. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб., 1912; СвядощА.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982,...

Метод электромиограммы

Метод электромиограммы метод регистрации биоэлектрической активности мышц для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения , например для регистрации скрытых двигательных...

Метод электроэнцефалограммы

Метод электроэнцефалограммы метод регистрации биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа, служащий для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о физиологических процессах строятся гипотезы о работе различных психических структур, таких как восприятие , внимание , мышление , память, эмоции , движения , речь и саморегуляция. Кроме того в силу существования стойких индивидуальных особенностей ЭЭГ данный метод может использоваться в дифференциальной психологии и психофизиологии...

Методика двойной стимуляции

Методика двойной стимуляции методика, первоначально разработанная Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым для изучения процесса образования понятий . В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского Сахарова в качестве стимуловобъектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимуловсредств слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать,...

Методика зрительных предпочтений

Методика зрительных предпочтений средство анализа восприятия новорожденными окружающего мира. С его помощью удалось показать, что это восприятие имеет сложный характер: У новорожденного зрительный мир в достаточной мере организован, он различает как форму в целом, так и отдельные ее характеристики, и в его восприятии обнаруживается феномены константности величины и формы, удаленности, объема и т.д. Автор Р.Франц. Литература. FrantzR. Pattern vision in young infants // Psychol. Res. 1958,...

Методика парных ассоциаций

Методика парных ассоциаций методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй...

Методика Петерсонов

Методика Петерсонов процедура для определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какуюлибо задачу, которая препятствует повторению запомненного...

Методика частичного воспроизведения

Методика частичного воспроизведения методика, предложенная американским психологом Дж.Сперлингом в 1959г. для исследования иконической памяти . Характеризуется тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется на короткое время. Указание на то, какая именно часть должна быть воспроизведена, осуществляется с помощью светового или звукового сигнала, который подается с некоторой задержкой после предъявления материала для запоминания. При помощи данной методики было показано, что иконическая память может хранить очень большой объем информации, но лишь в чрезвычайно малом отрезке...

Методики оценки дивергентного мышления

Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом;...

Методы Лурия

Методы Лурия нейропсихологические методы, разработанные А.Р.Лурия , служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям. Представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности . По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно кинестезического , двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или...

Методы психологической саморегуляции

Методы психологической саморегуляции система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервномышечную релаксацию , аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов...

Методы шкалирования

Методы шкалирования понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки , минимальных измерений , постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, вопервых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, вовторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных...

Метрическая шкала Озерецкого

Метрическая шкала Озерецкого методика, составленная в 1930г., для диагностики уровня психомоторного развития. Она включает в себя пробы статической и динамической координации , скорости движений , возможности одновременно выполнять несколько движений, силы движений и синкинезии . Может использоваться как один из методов...

Мечта

Мечта особая форма воображения , локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Часто выступает сильным фактором творческого...

Мид Джордж Герберт

Мид (Mead) Джордж Герберт (27.02.1863, СтаутХадли, Массачусетс 26.04.1931, Чикаго) американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У.Джемса и Дж.Дьюи . Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма . Сочинения. The Philosophy of Present. Chi., 1932; Mind, Self and Society. Chi., 1934; Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chi., 1950; The Philosophy of the Act. Chi.,...

Мид Маргарет

Мид Маргарет (1901 1978) американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных...

Мизогиния

Мизогиния (от греч. misos отвращение + gyne женщина) ненависть по отношению к женщинам. Понятие активно используется в психоаналитической литературе. Первоначально рассматривалась как негативный Эдипов комплекс , а именно, как проявление страха кастрации матерью. В дальнейшем предпринимались попытки более аналитического толкования мизогинии. Для мужчины она трактовалась как реактивное образование в ответ на нереализуемое желание быть самому женщиной, для женщины как защита против гомосексуальных тенденций. Литература. ФрейдЗ. Леонардо да Винчи. М., 1912; FriedrichDr., DoucetW. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag,...

Микрогенез зрительного восприятия

Микрогенез зрительного восприятия фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)