Exit Project: Глоссарий: Развитие восприятия

Развитие восприятия



Развитие восприятия процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 612 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия . При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения , моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Микродвижения глаз

Микродвижения глаз движения глаз с амплитудой до 2030 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или...

Микропсия

Микропсия (от греч. mikros малый и opsis зрение) субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменнозатылочных отделов зрительного анализатора...

Миллер (Miller) Джордж

Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых...

Милль Джон Стюарт

Милль Джон Стюарт (1806 1873) английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей ментальной химии выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как...

Мимико–жестовая речь

Мимикожестовая речь средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор рубить). Конструкция предложения в мимикожестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица...

Минимальные мозговые дисфункции

Минимальные мозговые дисфункции понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуальноорганической...

Минус-симптомы

Минуссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Виды: к душевным минуссимптомам были отнесены: потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи; к эмоциональным минуссимптомам относятся: торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия; к вегетативным минуссимптомам относятся: замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, головокружение, слабый...

Миракян Аршак Исраелович

Миракян Аршак Исраелович (9.03.1929, Армения 25.04.1995) отечественный психолог. В 1948г. поступил на филологический факультет Ереванского университета. Спустя два года после его окончания стал работать сначала рабочим, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор, учась на вечернем отделении Политехнического института. В 1962г. поступил в аспирантуру при лаборатории инженерной психологии Института психологии АПН РСФСР, с 1965г. стал здесь работать. С 1976г. руководил лабораторией психологии восприятия. В 1988г. защитил докторскую диссертацию на тему Константность и полифункциональность восприятия. Дал историкофилософский и методологический анализ процесса восприятия, в котором показал, что сами процессы порождения продуктов отражения остаются неизученными. Это обусловлено тем, что исходно изучение проблем восприятия...

Мифологизация Я

Мифологизация Я (от греч. mithos сказание) теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики, авторы W.Th.Winkler и H.Hafer (1957г.). Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины отступление Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано изза несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Якачество, т.е. становятся чужими, сделанными. При этом отстранение от чувства...

Мифомания

Мифомания (от греч. mithos сказание) болезненная склонность искажать действительность, лгать, рассказывать выдуманные истории, автор Dupre (1905г.). Для маленьких детей такая тенденция является достаточно естественной, т.к. они еще не могут с уверенностью различать мир собственных мечтаний и действительность ( мнимая лживость ). Литература. DupreE. Pathologi de l'imagination et de l'emotive. Paris: Payot,...

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. После завершения своего философского образования в Католическом университете г.Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в университете г.Левена как куратор курса, доцент, с 1908г. по 1912г. он ординарный профессор и руководитель психологической лаборатории. В 1906г. Мишотт проходил научную стажировку в психологической лаборатории Лейпцига, в 19071908г.г. в Вюрцбурге у О.Кюльпе , с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф.Брентано , Э.Маха , А.Мейнонга,...

Младенческий возраст

Младенческий возраст период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие , во время которого ведущей деятельностью становится ситуативноличностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметноманипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности...

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст период жизни ребенка от 67 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий...

Мнемосхема

Мнемосхема графическая модель, отображающая динамически изменяющуюся функциональнуютехническую схему управляемого оператором объекта. Может быть реализована в виде разных типов дисплеев,...

Мнемотехника

Мнемотехника (от греч. mnemonikon искусство запоминания) система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий . Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какоголибо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических...

Мнимая лживость

Мнимая лживость склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило,...

Модально–неспецифические расстройства памяти

Модальнонеспецифические расстройства памяти общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения . Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром , обусловленный алкогольной...

Модально–специфические расстройства памяти

Модальноспецифические расстройства памяти частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов , когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модальноспецифические расстройства акустической, слухоречевой, зрительнопространственной, двигательной...

Модальность

Модальность форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой,...

Моделирование в обучении

Моделирование в обучении отработка определенных психологических операций , прежде всего в научнотеоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Развитие восприятия