Exit Project: Глоссарий: Троицкий Матвей Михайлович. Анализ научной деятельности.

Троицкий Матвей Михайлович. Анализ научной деятельности.



В жизни человека вопрос об отношении к обществу всегда оставляет большие возможности для самых неожиданных решений. В профессиональной карьере М.М.Троицкого таким решением стал выбор между двумя альтернативами следовать своей тонкой психологической интуиции или отдать предпочтение не очень продуктивному теоретизированию. Он сделал ставку на второе и ... выиграл, по крайней мере, золото позументов на парадный мундир, ордена на грудь и чин тайного советника. Его деятельность совпала со временем коренных государственных реформ начала 60х годов ХIХвека, во многом обусловленных поражением России в Крымской компании и представлявших собой уникальную по размаху попытку создания в стране чиновничьей прослойки западноевропейского образца. И Троицкий, искренний сторонник позитивистской философии и, на этой основе, один из идеологов (наряду с К.Д.Кавелиным, Г.Н.Вырубовым, П.Л.Лавровым, Н.К.Михайловским) индустриального общества оптимально вписался во вновь создаваемую бюрократическую систему, в качестве образцового генерала по философскому ведомству. Его биография, не отмеченная какимилибо особенными событиями и похожая в общих чертах на биографии многих тогдашних философов (например, П.Д.Юркевича, Ф.Ф.Сидонского, В.А.Снегиреве), все же представляет собой довольно яркий образец последовательности и целеустремленности, которые, возможно, могли бы найти лучшее применение. Родился Матвей Михайлович Троицкий 1августа 1835г. в глубокой провинции в семье простого дьякона села СпасПрогнание Боровского уезда Калужской губернии. С тринадцати лет он был отдан на обучение в Калужскую семинарию, где довольно преуспел в изучении древних языков, что, надо заметить, очень пригодилось ему в дальнейшем, когда пришлось заниматься с западноевропейской философской литературой. Именно в семинарии у него появился первый интерес к психологии: однажды он совершенно случайно обнаружил, что обладает способностью очень ярко представлять в воображении различные сцены и картины (в частности, географические карты), а несколько позже убедился, что способен на самовнушение. В 1853г., после окончания семинарии, он отправился в Киев, с намерением посвятить себя изучению философии и психологии, и поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В то время, после печально известной докладной записки министра народного просвещения П.А.ШиринскогоШихматова от 26января 1850г. Об ограничении преподавания философии логикой и психологией и возложении сих предметов на профессоров богословия (в 1852г. министр уже рапортовал, что прекращено провозглашение с университетских кафедр мечтательных теорий под именем философии), только в духовных академиях давалось профессиональное философское образование, второе после богословского. В КДА были достаточно сильные философы: профессор Д.В.Поспехов читал курсы Введения в философию, Логики, Теории познания, Опытной психологии (на основе метафизических учений Э.Бенеке и И.Ф.Гербарта), а П.Д.Юркевич, бывший в то время бакалавром академии и неизменно требовавший от учащихся знакомства с литературой и понимания прочитанного, курс Истории философии. Уже тогда учебные работы Троицкого были отмечены как свидетельствующие о выдающихся способностях автора к философскому анализу, здесь же начались его углубленные интроспективные опыты. В 1857г. академия была окончена, причем Троицкий за свое сочинение, имеющее достаточно светское (текстологическое) содержание, Суждения святых отцов и учителей II и IIIвека об отношении греческого образования к христианству был признан вторым учеником курса и в следующем году на основе этого сочинения защитил магистерскую диссертацию по богословию. Оставленный при КДА сначала в качестве преподавателя по классу философских наук (История древней философии) и греческого языка в низшем отделении, в 1859г. он был назначен бакалавром академии. В это время вместе с преподавательской деятельностью он занимался и собственным психологическим образованием: прослушал курсы в Киевском университете по общей и сравнительной анатомии, по нервной физиологии и патологии. Но работать в КДА было очень трудно, изза невыносимой моральной атмосферы: в Киеве, вследствие всеобщего брожения умов, происходили студенческие беспорядки (18581859), а в академии же все более усиливался нечистый дух односторонности и закоренелого беззубого квиетизма 1). Не удивительно, что Троицкий, решивший честно служить поприщу философии, предпринял ряд шагов, чтобы быть переведенным в Петербургскую духовную академию, но они не увенчались успехом. Наконец, в декабре 1861г. он окончательно отказался от возможностей богословской карьеры и перешел на государственную службу, сначала во IIдепартамент Министерства государственных имуществ, где и числился (ожидая лишь подходящего момента, чтобы сделать следующий рывок в своей философской карьере) до июня 1862г. Времени он при этом не терял и написал для журнала Библиотека для чтения, который был задуман О.И.Сенковским, его редактором, как энциклопедия образованного русского человека, чрезвычайно интересную и характерную для него статью под названием Субъективные тоны. Однажды, как описывает сам Троицкий свои интроспективные опыты, он играл на фортепьяно и вдруг обнаружил, что при ударе по клавише слышится не только звук этой клавиши, но и какойто еще, едва различимый, дополнительный звук. Можно только удивляться музыкальному слуху Троицкого, ведь явление гармонических обертонов веком раньше было зафиксировано в литературе профессиональным музыкантом, композитором и музыкальным теоретиком (Ж.Ф.Рамо), о чем Троицкий, скорее всего, не знал, а в его время данной проблемой, используя определенные инструменты, занимались физик Г.Ом, работавший с понятием частоты звуковой волны, и психофизиолог Г.Гельмгольц, применивший резонатор для точного выделения обертонов. Троицкий же опирался исключительно на свои субъективные впечатления: заинтересовавшись явлением обертонов, он стал систематически проверять и другие клавиши, на слух определяя тональность дополнительных, или субъективных звуков, в результате чего пришел к выводу, что в большинстве случаев они на октаву выше основных, от которых они производны. Поставив перед собой цель определить как велико число дополнительных тонов? и можно ли отыскать полную и правильную их таблицу?, он совершенно точно установил многочисленный ряд обертонов для основных тонов фортепьяно. Но эти, чисто систематизационные, вопросы стояли в удивительном контрасте с вопросами причинного объяснения. У Троицкого не возникло и никаких сомнений в отношении исходной посылки исследования, и никакого стремления проверить ее в научном эксперименте. Такой посылкой выступило положение, что субъективные качества сами по себе не обусловлены процессами в материальном мире. Для обоснования этого положения он обратился к очень распространенному в философской литературе того времени рассуждению: восприятие цвета, конечно, связано с определенными диапазонами световых волн, но особого качества синевы или красноты в световых волнах нет, оно имеет только субъективную природу (в действительности, особенная качественность цветов радуги обусловлена ступенчатостью процесса биологической адаптации к разно окрашенным природным объектам прим. И.К.). На основе этой объяснительной модели Троицкий сделал совершенно неверное заключение, что дополнительные тоны не порождаются колеблющейся струной, а обусловлены... устройством нашего слухового восприятия. Все же, чтобы понять личностный контекст такого заключения, было бы совершенно недостаточно сослаться лишь на то, что у Троицкого возможно в силу его духовного образования, построенного на систематизации в принципе не было сформировано естественнонаучное мышление. Главным, повидимому, надо признать художественность его натуры. От природы Троицкий обладал замечательными качествами способностью к эйдетическим представлениям, повышенной сенсорной чувствительностью с хорошей дифференцировкой ощущений, способностью к самовнушению, которые, надо заметить, могли бы привести его к интересным открытиям (в духе тех, что позднее были сделаны в гештальтпсихологии), если бы он выбрал иной, не профессорский, стиль жизни. Так, в своих музыкальных штудиях он натолкнулся на феномен, вновь переоткрытый и осмысленный чуть ли не век спустя в рамках деятельностного подхода как свойство предметности восприятия (см. РубиншетйнС.Л. Основы общей психологии, в 2хт., М., 1989, т.1, стр.246). Троицкий дает следующее описание этого феномена: сначала дополнительный тон кажется исходящим от той струны, которая при этом колеблется, затем исходящим уже от той струны, которой он соответствует в музыкальном звукоряде, а спустя некоторое время начинает звучать с той стороны фортепьяно, на которую обращается внимание, и, наконец, ... звучит решительно в одном ухе. Кстати, научившись выделять дополнительные тоны при звучании музыкальных инструментов и человеческого голоса, он даже начал страдать от того, что это превратилось в навязчивость, и ему пришлось приложить много сил, чтобы отвыкнуть от такого выделения. Вообще Троицкий был очень внушаемым человеком, способным работать исключительно с внутренними представлениями, которые очень неявно связаны с внешними впечатлениями. В силу этого и основной вопрос философии, о связи сознания и материи, который так беспокоил и профессионалов, и широкую общественность и которым ему волейневолей приходилось заниматься, был в действительности ему чужд. Он, как никто другой, готов был встать на позиции психофизиологического параллелизма, предписывающего психологам заниматься психологическим, а физиологам физиологическим. Но обладая даже минимальной культурой естественнонаучного мышления, он смог бы все же отнестись к своим находкам из области субъективного критически (и, соответственно, экспериментально) только же систематизационный подход был здесь явно недостаточным. Значительно позже, в своем итоговом психологическом труде Наука о духе Троицкий вспоминает (не без некоторого сожаления) о своих многочисленных интроспективных опытах, которые так и не получили серьезного развития: еще задолго до массового увлечения гипнотизмом в России он обратил внимание на то, что человек может сознательно регулировать деятельность своих внутренних органов; подметил активизацию мышц гортани и язычка, происходящую при мыслительной деятельности; приступил к изучению эйдетических представлений, условий их возникновения (в частности, отметал легкость их появления при открытых глазах) и динамики взаимодействия. Но все это осталось в виде заготовок, которыми, кажется, так никто и не воспользовался. А сам Троицкий, изза появления перед ним новых жизненных горизонтов, связанных с университетской карьерой и задачами создания государственной психологии, повидимому, уже не имел возможностей слишком углубленного самопознания. Среди других государственных преобразований была и реформа образования. Новый министр народного просвещения, А.В.Головин, в рамках подготовки нового университетского устава (который был принят в 1863г.) обосновал необходимость восстановления университетских философских кафедр при совершенном изменении теперь направления современных идей, вполне отражающих в себе чисто утилитарные стремления века. При этом было решено возобновить практику обучения будущих российских профессоров в европейских университетах, существовавшую до 30х годов. К этому моменту М.М.Троицкий уже перешел (18июня 1861г.) на службу в систему народного просвещения и сразу же был отправлен, вместе с С.П.Автократовым и М.И.Владиславлевым, за обязательную службу в заграничную командировку с ученой целью. Эта командировка проходила, с 23июня 1862г. по 1октября 1864г., в ряде крупнейших университетах Германии: в Йене он слушал гегельянца К.Фишера по истории новейшей философии; в Геттингене Р.Лотце, стремившегося объединить идеализм и естественные науки, и Г.Тейхмюллера, дававшего обзор по философским системам Э.Бенеке и И.Ф.Гербарта; в Лейпциге Г.Т.Фехнера (интересно, что Троицкий нашел у него только спекуляции и вычисления) и М.Дробиша по психологии. Правда, здесь у Троицкого было очень мало времени, чтобы действительно освоить прослушанные им курсы, основной его задачей было написание собственных курсов по Истории философии, Психологии и Логике, с которыми он должен был возвратиться. И лишь в России он смог действительно серьезно приступить к анализу (уже не беспристрастному) всего накопленного материала. Как отмечал сам Троицкий, во время написания Немецкой психологии (опубликованной в 1867г.), которая стала итогом его командировки, он пережил сильнейший умственный кризис, приведший к смене авторитетов: если в Германию он отправился метафизиком, симпатизировавшим немецким философам, то теперь стал ярым их противником. Поводом для его критической переоценки послужило то обстоятельство, что в этих системах человеческой душе приписываются некие изначальные, существующие до опыта, способности, вместо того, чтобы рассматривать их как результат развития души. Несколько позже В.В.Розанов обозначил задачу этого труда следующим образом: Она несомненно заключалась в том, чтобы побудить наше общество... к изучению английской литературы. Но эта положительная и хорошая сторона его научной деятельности была совершенно заслонена отрицательной, именно полемикой против германской философии, от изучения которой, по его мысли, нужно было предварительно отвлечь наше общество (12). Композиционно Немецкая психология была построена на противопоставлении двух подходов: дедуктивного и индуктивного. Троицкий, вообще склонный к психологизации логики, такое противопоставление обосновал следующим образом. Одни люди (умы терпеливые) в силу естественных склонностей показывают особую чуткость к тому, что есть в действительности, для них есть особое очарование в том, чтобы узнавать то, что создала природа, удивляться величию мира и его Творца; такими людьми создается эмпирическая, или индуктивная, философия. Другие же люди (умы нетерпеливые), напротив, имеют особую чуткость к абстрактным элементам нашего мышления и тому, что из этих элементов может быть создано, и они полагают, что для остроумного таланта достаточно немногих фактов, чтобы извлечь из них богатые последствиями выводы; это создатели рационалистической, или дедуктивной, философии. Что касается дедукции, то ее Троицкий знал прежде всего в объеме курса духовной семинарии, где она была представлена схоластическим силлогизмом (например, если существует Троица, то человек трехчастен и состоит из тела, души и духа), в котором главная посылка должна приниматься на веру. Открывший для себя эмпирическое богатство психических процессов, Троицкий уже не хотел ограничиваться только верой, и поэтому его окончательный выбор был сделан в пользу индуктивного метода, служащего для обобщения единичных фактов. А идейными учителями выбраны представители английской эмпирической философии, понятийно оформивших индуктивный метод (Ф.Бэкон, Дж.Локк), и психологи ассоциативного направления (Д.Юм, Д.Гартли, Т.Браун, А.Бэн). Правда, приняв сторону английской философии, Троицкий не стал долго разбираться, в чем суть и новизна других подходов, в частности, немецких диалектиков, обозвал их метафизическими учениями и совершил тем самым, по словам А.А.Козлова, произвольное и бесцеремонное надругательство над немецкой философией (8,1). При этом он, конечно, просмотрел убийственную критику английского эмпиризма, прозвучавшую в немецкой философии, и продолжал трактовать наличные состояния сознания действительным началом истинной умозрительной философии. Книга после публикации имела огромный успех, причем не только у просто читающей публики, но и у профессиональных философов, что было обусловлено именно ее полемической заостренностью против схоластики, прежде всего религиозной. Но вынесенная на официальную защиту в качестве диссертации, она встретила и категорические возражения. М.М.Троицкий надеялся, что защита пройдет в Москве. В это время кафедру философии в Московском университете занимал П.Д.Юркевич, приглашенный туда из КДА в качестве первого пореформенного профессора. Но Юркевич, вопреки тому благожелательному отношению к Троицкому, которое у него сложилось еще в КДА, не счел возможным провести защиту этого труда, т.к. считал критику немецкого идеализма не только не желательной, но и прямо ошибочной и опасной (2). Поэтому Троицкий получил следующий, очень выразительный и достаточно обоснованный ответ Юркевича: Если бы я одобрил Ваш труд, то меня сочли бы варваром... действительные знатоки философии и все научно образованные люди; особенно же я знаю, что мне пришлось бы нести тяжесть ответственности за честь университета (7). Он, конечно, не стал переделывать свой солидный труд и восстанавливать честь немцев, как предлагал Юркевич, а пошел в обход направил свою диссертацию в СанктПетербургский университет. Здесь Совет университета утвердил в качестве оппонентов профессора Ф.Ф.Сидонского, знатока немецкого идеализма, но и рьяного сторонника свободомыслия, и старого знакомого Троицкого по заграничной командировке М.И.Владиславлева. С самого начала было ясно, что они дадут благоприятные отзывы, так оно и получилось. Сама же защита, прошедшая 31мая 1867г., имела огромный успех. Троицкий, удостоенный степени доктора философских наук, мог теперь серьезно заняться вопросом своей философской вотчины. Еще до защиты М.М.Троицкий получил приглашение занять кафедру философии в только что открывшемся, в 1865г., Одесском университете, но отказался, отдав предпочтение Казанскому университету. Здесь 1сентября 1867г. он приступил к работе в качестве экстраординарного профессора, а 12июня 1868г. был утвержден в качестве ординарного профессора. Но Казань, город всетаки провинциальный, не отвечала ни амбициозным, ни эстетическим требованиям Троицкого. Спрос на профессоров философии был в это время достаточно велик, и Троицкий мог выбирать между университетами Киева, Харькова и Варшавы. Среди этих университетов Императорский Варшавский университет был на особом положении. После восстания в Царстве Польском (18631864) открытием этого университета решались прежде всего националистические задачи российского самодержавия. Созданный еще на основе польской Главной школы, закрытый в 1831г., он вновь был открыт лишь в октябре 1869г., причем в условиях насильственной русификации (преподавание только на русском языке, очень высокие стипендии и низкие требования к качеству образования). Троицкий, ориентируясь, повидимому, на политическую подоплеку такого выбора, решил сменить Казанский университет на Варшавский, куда был и перемещен сразу после открытия последнего. В Варшавском университете преподавательский дар Троицкого, основанный не столько на логике, сколько на риторике, проявился со всей силой. Очень выразительную картину его лекций можно найти в воспоминаниях варшавских студентов: Когда Троицкий читал свои лекции, то было истинным наслаждением не только слушать, но и смотреть на него: вы почти видели, как у него возникали в голове мысли, которые он старался в изящной и понятной форме сейчас же изложить своим слушателям. Про него можно сказать, что он разжевывал науку и вкладывал ее в головы студентов (24). Правда позже, уже в Москве, тот же стиль преподавания вызывал хотя и похожую, но по акценту совсем другую реакцию: Профессор, знакомя нас с чужими мыслями, стремился приблизить их к своему идеалу и так вываривал и очищал их в своей голове, что они становились удивительно прозрачны, но все органически живое было в них убито (9). Надо добавить, что в Варшаве он читал Историю древней философии, заканчивая ее Аристотелем (Историю новой философии читал Г.Струве), и Психологию. Так продолжалось до 1874г., когда в связи с внезапной смертью Юркевича открылась вакансия на кафедре философии в Московском университете. И Троицкий, конечно, не мог упустить такой шанс. По кафедре философии историкофилософского факультета Московского университета было объявлено две вакансии, профессора и доцента, но подано три заявки. Факультетский профессор церковной истории А.М.Иванцов предложил М.И.Каринского в качестве профессора, но тот к этому времени, несмотря на надежды, на него возлагаемые, защитил лишь магистерскую диссертацию, и поэтому его кандидатура отпала сразу. Профессор истории русской литературы Н.С.Тихонравов порекомендовал Троицкого, а профессор всеобщей истории В.И.Герье Вл.С.Соловьева, который учился у Юркевича и был признан на кафедре наиболее подходящим его преемником. При рассмотрении этих двух кандидатур члены Совета факультета пришли к совершенно обоснованному заключению, что такие разные и по общественному темпераменту, и по философскому мировоззрению люди не смогут сработаться на одной кафедре. Подавляющим большинством голосов они забаллотировали Троицкого и провели на должность доцента Соловьева, с тем условием, что он будет отправлен в заграничную командировку для написания докторской диссертации и подготовки к профессорскому званию. Стоит только поражаться настойчивости Троицкого, который и при таком раскладе не отступил от своего намерения обосноваться в столице и стал действовать сверху, через Совет университета, ожидая поддержку своей позитивистской философской платформы со стороны естественников. Кроме того, здесь у него были влиятельные союзники: Тихонравов, профессор истории западноевропейской литературы Н.И.Стороженко, декан медицинского факультета (и тесть Троицкого) А.И.Полунин и, главным образом, профессор Н.В.Бугаев, повидимому, единственный из профессоров Московского университета бывший с Троицким в близких дружеских отношениях, основанных и на общих впечатлениях о германских университетах, и на увлечении позитивизмом. Правда, в целом стремление профессоров поддержать Троицкого было обусловлено не столько их философскими симпатиями, сколько нежеланием пропустить ректорского сынка Соловьева. В результате Совет университета вынес следующее решение: назначить профессором Троицкого, а доцентом Соловьева, перекрывая ему тем самым путь к заведованию кафедрой (после возвращения из командировки Соловьев смог лишь год продержаться на кафедре и уехал в Петербург, не желая участвовать в борьбе партий между профессорами). Итак, 25августа 1875г. М.М.Троицкий был утвержден ординарным профессором на кафедру философии, где и развернул интенсивную деятельность, направленную на подготовку психологически (и идеологически) образованных кадров для государственного аппарата России. Подобная деятельность вполне соответствовала интересам и амбициям Троицкого, но и для функционирования государственной системы назначение позитивиста на вторую по величине в стране кафедру философии было хорошим решением. Ведь перед другими философскими течениями России конца ХIХвека у позитивизма было то очень существенное преимущество, что по своей сущности он ориентирован прежде всего на практическую деятельность, он технократичен, но при этом и законопослушен, и, в целом, достаточно оптимально подходит на роль государственной идеологии. Правда по чиновничьей ограниченности возникали всетаки вопросы о лояльности позитивизма по отношению к власти. В частности в начале 80х годов Троицкому пришлось срочно съездить в СанктПетербург, чтобы дать объяснения, благосклонно принятые, и заверить, что эмпирическая психология не имеет ничего общего с атеизмом и что сам он всегда был религиозен и благочестив. В Москве преподавательская деятельность Троицкого проходила почти так же успешно, как и в Казани или Варшаве. Оставаясь на протяжении десятилетия единственным профессором на кафедре, он должен был сам читать все курсы: Логику, Психологию, Философию права (для юристов) и Историю философии (историю философии древней, средних веков, новой, английской и немецкой). Как и раньше, он пользовался популярностью и студентов, и преподавателей, а его лекции, полные сарказма и иронии по отношению к его идеологическим противникам, встречались на ура: аудитории, где они читались, набивались до отказа (присутствовало более 200 человек), а оканчивались бурными аплодисментами. Правда, отнести этот успех следует прежде всего за счет стиля преподавания, а не за счет собственного учения Троицкого. Те студенты, которые действительно интересовались философскими проблемами (например, В.В.Розанов, который, несколько позже, первый свой научный труд О понимании направил против позитивизма, братья Е.Н. и С.Н.Трубецкие), оценивали его лекции совершенно иначе. Так, Е.Н.Трубецкой, в частности, писал: Троицкий... был в высокой степени ограниченный, а при этом и чрезвычайно невежественный в истории философии человек. Он уснащал свои лекции дешевым и плоским глумлением над германскими философами; но сама азбука немецкой философии была ему совершенно не известна...Изругав с безвкусными шуточками метафизику, Матвейка затем очень ясно излагал либо логику Милля, либо современные психологические учения, преимущественно английские, т.е. все, что он знал, причем он достигал ясности, систематически пропуская все трудности (23). А Н.Котляревский к этому добавлял: Он не оставлял ни одной скольконибудь сложной мысли, не упростив ее до неузнаваемости, и так утрамбовывал для нашей мысли дорогу, что самые хитрые системы с их недосягаемыми вершинами и безднами казались нам совсем гладкой плоскостью. Мы бывали в восторге от этой ясности (10). Надо всетаки признать, что Матвей Михайлович очень тщательно готовил свои курсы, что вообщето не было свойственно московским профессорам, которые скорее ориентировались на экспромты, чем на обстоятельное прописывание лекций. Троицкий же из года в год перерабатывал свои курсы, стремясь достичь предельной ясности: как он говорил, лекции надо составлять так, чтобы из каждой мог выйти хороший ответ студента на экзамене (3). В результате этой, более редакторской, работы появились его литографированные курсы по психологии, в которых он дал новое выражение тем мыслям, к которым пришел еще в конце 60х. На этих курсах стоит остановиться несколько подробнее, что понять правоту Л.М.Лопатина, который характеризовал их как странную смесь эмпиризма и богословия (см. 11). Эти курсы были построены достаточно четко, по схеме, которая и в дальнейшем очень часто использовалась другими: определялся предмет психологии (это наука о явлениях духа, а не о его сущности, которая решительно непостижима для человеческого ума), давалось обоснование исследовательского метода (интроспективный анализ и индуктивное обобщение, приводящее к формулированию закона последовательности и преемственности, теперь мы еще не в состоянии построить дедуктивную психологию), описывались основные психологические законы, в качестве которых фигурировали законы ассоциаций по сходству, смежности и причинности, предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. Центральным моментом среди этого было, конечно, описание духа. Стремление буквально следовать установке эмпиризма не признавать за душой изначальное содержание привело Троицкого к следующему положению: Все, что постепенно сформировывается в нашем духе, все это сформировывается в следствии известных условий. Затем, все сформировавшееся в нашем духе продолжает существовать только потому, что продолжают существовать условия его образования... Впечатления в период времени, протекающий между их оригинальным существованием и воспроизведением в форме идей, абсолютно не существуют в духе... Память есть вещь несуществующая. Другими словами эта мысль может быть выражена так душа наполняется содержанием каждый момент заново, в соответствии с тем контекстом, в котором она существует, ничего в него не привнося (в принципе, в качестве такого контекста может выступать и органический мозг, и всеобщая мировая душа). Интересно отметить, что такая формулировка души очень близка буддистскому канону. Реализуя заложенный в эмпирическом подходе принцип экономии мышления, достаточно естественно было прийти к теории психофизического параллелизма. В соответствии с этим Троицкий понимал дух как неизвестную (но при этом нематериальную) субстанцию, которая, также как материальные объекты, предстает субъекту лишь в своих явлениях. Но теория психофизического параллелизма не является естественнонаучной теорией, она имеет методологический статус: для субъекта познания открыто лишь его собственное сознание, а чужое сознание, также как и материальные объекты, фиксируется лишь как внешнее, или телесное, и, соответственно, психическое или материальное определяются лишь позицией наблюдателя, его обращенностью либо на самого себя, либо на иное. Но Троицкий недостаточно хорошо разобрался в различиях метода и предмета, поэтому при обращении к рассмотрению основного вопроса философии он... несколько запутался и предложил сразу три его решения. С одной стороны, он, совершенно в духе эмпирического подхода, постулировал, что вещественное и духовное это два порядка наших внутренних состояний или состояний нашего сознания. Правда, к этому он добавил ряд признаков, случайных для эмпирицизма: В одном (порядке внутренних состояний прим. И.К.) мы видим мир, от нашего духа независимый, а в другом собственные действия своего духа, при этом явления духа есть явления самому себе, ... в отличие от материальных явлений, внешних для нашего сознания (ср. описание признаков мыслящей и немыслящей субстанции Декарта), и явления физические постоянно наблюдаются... в формах пространства и времени, явления психические, наоборот, представляются нам только в одной форме преемства времени... Ведь мы не можем себе представить, чтобы мысли человека допускали перемещение, из одной головы в другую, чтобы они могли встречаться друг с другом в пространстве (ср. признаки протяженной и непротяженной субстанции Декарта). С другой стороны, Троицкий был вынужден признать, что ощущения зависят обычно от причин, внешних человеческому духу, от физических причин. И, наконец, он вдруг заключил, что позволительно думать, что первоначальная роль деятеля принадлежит скорее духу, что материя играет скорее роль органа. Это называется начать за здравие, а кончить за упокой, опираясь на методологию эмпиризма, постулируя научную значимость только наблюдаемых явлений, прийти... к метафизике и спиритуализму. О том, что под официальным (позитивистским) мундиром Троицкого скрывался тонко чувствующий спиритуалист, можно было догадываться и по его лекциям или книгам, но с особенно ясно это стало после его смерти, когда один из его близких учеников, В.Н.Ивановский, упомянул, что в бумагах своего учителя, среди научных набросков (Опыт исследования экспериментального доказательства, Психология сна, Основы метафизики) он наткнулся на черновики дух философских поэм. В одной из них, названной Образы вечности, в которой прослеживалось влияние восточного мистицизма, Троицкий изображал загробную жизнь духа как некую эволюцию, осуществляющуюся в последовательных переходах от мира элементов физических и психических (душмонад) к миру ощущений, затем к миру представлений, и, наконец, к миру непосредственной интуиции. Так или иначе, в лекциях Троицкого по психологии обнаруживается довольно прихотливое сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке (которая в полном объеме вообще не исполнима) им были введены некоторые теоретические конструкты, противоречащих друг другу (обусловленность духовных процессов материальным творящая природа духовного, закон ассоциации идей невозможность взаимодействия мыслей и пр.). Все это было очень показательно для Троицкоготеоретика, не владевшего ни естественнонаучной методологией, ни диалектикой теоретического мышления. Но его статус (а наверно, и его мнение о себе) обязывал заниматься созданием основ психологической науки, что он и делал достаточно обстоятельно. Так появился итоговый труд его жизни, Наука о духе, изданный в 1882 г. Эта книга прошла скорее незамеченной: сама тема у читающей публики вызывала скорее метафизические ассоциации и не воспринималась как актуальная или самобытная, а язык изложения был столь плох, что даже начавшие читать данный труд, бросали это занятие на полпути в частности, Вл.Соловьев, который, вообще был о Троицком того мнения, что из оставленных им сочинений... никакой западный европеец ничему бы не научился. Лишь действительно интересующиеся психологией, причем психологией не рассудочной, а касающейся реальности психического, достаточно высоко оценили этот труд (например, А.Белый, Б.Г.Ананьев), прежде всего за то, что в нем Троицкий описывал, вспоминая дела давно прошедших дней, свои интроспективные опыты. Ориентируясь на построение, в духе Спенсера, всеохватывающей систематизационной психологической системы и старательно отбирая лишь те психические феномены, которые минимально связаны с внешним миром, а соотносимы через законы ассоциаций лишь с другими психическими феноменами, Троицкий здесь достаточно подробно описал часть из них. При этом поражает его интуиция в трактовке некоторых таких феноменов. Так, в частности, он рассмотрел мотивацию как основанную на эмоциональных процессах, прежде всего на чувствах приятного и неприятного; в качестве источника формирования мышления указал, наряду с ощущениями, чувства и волю; трактовал пространственное восприятие как основанное на ассоциации разномодальных ощущений; указал на роль эталонов при восприятии; проанализировал влияние знака эмоций на ощущения и соматику; дал понимание чувства космического как основы нравственной оценки, а чувства сходстваразличия как основы эстетической оценки и др. Но среди этих интуитивных открытий, которые были запатентованы значительно позже уже другими психологами, можно встретить и достаточно курьезные. В частности, он полагал, что формирование речи в детском возрасте происходит посредством последовательного освоения слогов, которые, один за другим, присоединяется к уже освоенным ранее. Но все эти конкретнопсихологические описания были даны Троицким очень фрагментарно и разрозненно, и они совершенно терялись за его метафизическими рассуждениями и стремлением дать законченную систему психологии. Теоретические построения мало отвечал душевному складу и мыслительному потенциалу Матвея Михайловича, но требования его статуса и карьеры постоянно заставляли его заниматься не теми делами, для которых он был рожден. В 1880г. М.М.Троицкий стал деканом историкофилологического факультета (первый срок кончился в 1884г., второй охватывал период 18891891г.г., третий 18931894г.г.; с 1895г. по 1896г. он был ректором Московского университета). Новые строгости столичных ведомств, начавшиеся в 1880х годах, во многом перечеркнули реформаторские начинания пореформенного десятилетия и существенно сказались на атмосфере Московского университета. По свидетельству очевидца, теперь студенческая жизнь, столь шумная в конце 70х, плелась както вяло, в атмосфере ученого маразма... Это было время страхов, подозрений и строгостей (10). В 1884г. был введен новый университетский устав (покончивший с автономией устава 1863г.), по которому логика и психология были изъяты со всех факультетов, кроме историкофилологического, а философия была редуцирована до истории античной философии (Платон и Аристотель), кафедра же истории философии права была вообще упразднена. Но Троицкого эти обстоятельства, повидимому, мало затрагивали. Человек по натуре достаточно замкнутый, не очень склонный к дискуссиям, он, в контексте новых своих административных обязанностей, вынужден был достаточно интенсивно общаться с профессорами университета. Отчасти в результате этого общения стало возможным исполнение давнего намерения российских философов создать Философское общество, не осуществившееся в 1879г. в Петербурге в силу противодействия министра народного просвещения Д.А.Толстого, посчитавшего эту затею праздной и вовсе не нужной для российского общества. Но в Москве выждали момент, пока не был назначен новый министр, И.Д.Делянов, и для верности сменили вывеску, предложив назвать общество Психологическим. Идея создания Московского психологического общества объединила под предводительством Троицкого таких видных профессоров Московского университета, какими были Н.В.Бугаев (математика), Д.Н.Анучин (антропология), А.П.Богданов и С.А.Усов (зоология), Ф.П.Шереметьевский (физиология), А.Я.Кожевников (невропатология), В.А.Легонин (судебная медицина), Н.А.Зверев, М.М.Ковалевский и Г.Е.Колоколов (обществоведение), С.А.Муромцев (юриспруденция), А.И.Чупров (экономика), В.Ф.Миллер (фольклористика), Ф.Ф.Фортунатов и Н.И.Стороженко (языковедение). Они обратились с ходатайством о создании Общества, 15июля 1884г. устав Общества был утвержден, а 24января 1885г. день открытия Общества прошло организационное заседание, на котором был утвержден Совет и выбраны Председатель (Троицкий), Секретарь (Зверев) и Товарищ секретаря (Анучин). Местом для проведения закрытых заседаний было определено Новое здание университета, а для проведения публичных Старое. С созданием Московского психологического общества, в чем, безусловно, очень велика заслуга Троицкого, в России появилась возможность действительно широкого образования философских и психологических кадров, которое не было сковано рамками учебного процесса и в принципе могло строиться на основе дискуссий, предлагая трибуну и для решения содержательных проблем, и для выработки философского языка. На заседания Общества стали выноситься защиты докторских и магистерских диссертаций. Правда, в самом начале, еще при Троицком, который был человеком ума холодного, кабинетным ученым и не обладал теми качествами, которые требовались для объединения людей разных течений (9), дело не пошло, заседания Общества были редки и особого внимания не привлекали. Лишь с приходом в Общества в качестве работающего председателя Н.Я.Грота с его ярким темпераментом работа, по содержанию и по форме, коренным образом изменилась. В повседневной работе Общества Троицкий участвовал не очень много. Определенный интерес имеет лишь его доклад Современное учение о задачах и методах психологии, прочитанный на заседании Общества 14марта 1885г., в котором он очень определенно высказался о первенстве психологии как естественного центра других наук, определяющего цели для морали и права и признал второе место за педагогикой. По его мнению, для успешной разработки психологии необходима интеграция как биологических, так и социальных наук. Между делом он упомянул и о некоторых конкретнопсихологических механизмах, которые тогда не были оценены. В частности, он указал, что бессознательные процессы представляют собой факты слабого и неясного сознания; что язык является ключом к разгадке всей истории культуры человека. Очень интересны его мысли о рефлексии, об индивидуальных различиях, о роли единства чувств, воли и ума в фактах личности, о мозговых коррелятах психических нарушений, о психологии растений и т.д., но все это не получило развернутого обоснования и развития. На этом же заседании Общества было принято принципиальное решение об издании трудов членов Общества, но вопрос о периодическом издании, которым стали Вопросы философии и психологии, был положительно решен лишь 3декабря 1888г., когда А.А.Абрикосов, фабрикант и меценат, предложил взять на себя все расходы, связанные с издательством. В 1886г. кончился срок обязательной службы М.М.Троицкого, и его преемником на кафедре философии, а также в Психологическом обществе, стал Н.Я.Грот, в которым Троицкий, несколько ранее, обнаружил своего сторонника. Сам же он уехал на два года за границу, вероятно, поправить здоровье. По возвращению изза границы, отойдя от слишком неспокойных и опасных философских дел, он смог заняться тем, что нравилось более всего написанию книг (по логике) и преподаванию: до последних дней своей жизни он вел курс логики в университете, курсы педагогики в Первой женской гимназии и курсы по эстетике и истории искусств в Московской консерватории, где благодаря усилиям С.Н.Танеева собрался очень сильный состав преподавателейгуманитариев (С.А.Юрьев, М.С.Корелин, Н.В.Самсонов и др.). Среди этой, достаточно повседневной, работы было одно замечательное событие: в августе 1889г. в Париже проходил первый Международный конгресс по психологии, на котором российская делегация, вторая по численности после французской, была представлена Троицким, который был избран в число почетных председателей съезда и председателем секции наследственности (по предложению Т.Рибо, в свое время писавшего, также как и Троицкий, про английскую психологию), и Гротом. Так, среди больших и малых дел, подошел 1899г., еще раз доказавший, что и хорошо отлаженный государственный механизм не гарантирован от иррациональности бунта. В связи с расправой полиции над студентами 11февраля началась студенческая забастовка сначала в Петербурге, а затем и почти во всех других учебных заведениях России. Первый подъем выступлений московских студентов пришелся на 1522 февраля, а второй на 1516марта. Правительство пошло на то, чтобы закрыть Московский университет до 22марта, слушателей уволить, а самых активных выслать. Всего было уволено и выслано более 2тыс. человек, а в ночь с 20 по 21марта было арестовано и выслано почти 400 человек. И за этими событиями не для многих показалось значительным, что 22марта скончался Матвей Михайлович Троицкий, заслуженный профессор Московского университета, организатор Московского Психологического Общества, один из восстановителей преподавания светской философии в российских университетах после разгрома 1850года и автор грандиозных систематизационных трудов по психологии. Похоронен он был на кладбище Донского монастыря. Литература: 1.ФлоровскийГ., Пути русского богословия, Киев, 1991, с.344. 2.АнаньевБ.Г., Очерки истории русской психологии ХVIII и ХIХв., М., 1947. 3.АсмусВ.Ф., Борьба философских течений в Московском университете в 70хг. ХIХв. // Избранные философские труды., М., 1969. 4.БелкинА.С., Матвей Михайлович Троицкий., М., 1900. 5.БудиловаЕ.А., На рубеже двух веков (к 100летию журнала Вопросы философии и психологии) // Психол. журн. Т.10., 1989, N5, с.126137. 6.В.К., Позитивизм в русской литературе // Русское богатство. 1889, N3, с.341, N4, с.116141. 7.ГротН.Я., Психологический съезд в Париже // Вопр. филос. и психол. 1899, N1, с.122. 8.ИвановскийВ.Н., К характеристике М.М.Троицкого // Вопр. филос. и психол. Кн.52 (2), 1900, с.183214. 9.КозловА.А., О последнем сочинении проф. М.Троицкого Наука о духе // Русская мысль. 1883, N4, с.127. 10.КолубовскийЯ.Н., Из литературных воспоминаний // Исторический вестник. 1914, Апрель, с.134149. 11.КотляревскийН., Старинные портреты. СПб., 1907. 12.ЛосевА.Ф., Страсть к диалектике. М., 1990. 13.РозановВ.В., Заметки о важнейших течениях русской философской мысли в связи с нашей переводной литературой по философии // Вопр. филос. и психол. 1890, N3, с.136. 14.РыбниковН.А., Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе) // Сов. педагогика. 1943, N4, с.4249. 15.СмоленскийВ., Из воспоминаний о Казани и Казанском университете в 60х и 70х годах // Литературный сборник к 100летию Имп. Казанского Университета. Казань, 1904, с.237273. 16.СоловьевВл.С. Три характеристики. М.М.Троицкий Н.Я.Грот П.Д.Юркевич // Вестник Европы. 1900, N1, с.319335. 17.СоломоновВ.А., Об участии московского студенчества в первой всероссийской студенческой забастовке 1899 г. // Вестник МГУ. Сер. История. 1994, N2, с.2631. 18.ТроицкийМ.М. Субъективные тоны // Библиотека для чтения. 1862, VII, с.5366. 19.ТроицкийМ.М., Немецкая психология в текущем столетии. Историкокритическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. М., 1867. 20.ТроицкийМ.М., Психология, лекции ординарного профессора М.М.Троицкого, читанные в 1881/2 академическом году. Б/М. Б/Г. 21.ТроицкийМ.М., Психология, лекции ординарного профессора М.М.Троицкого, читанные в 1882/3 академическом году. Изд. 3. 22.ТроицкийМ.М., Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. В 2хт., М., 1882. 23.ТроицкийМ.М., Современное учение о задачах и методах психологии. Речь, произнесенная в первом публичном заседании Психологического общества, состоящего при Имп. Московском Университете, 14марта 1885, М., 1885. 24.ТрубецкойЕ.Н., Воспоминания. София. 1921. 25.ТурК.Н. Студенческие годы (воспоминания о Варшавском университете) // Русская старина. 1912, Кн.9, с.402442. 26.ФлоровскийГ., Пути русского богословия. Киев, 1991. 27.ЧерныхА.И., К истории Московского психологического общества и журнала Вопросы философии и психологии // Психол. журн. Т.10, 1989, N6, с.140147. 28.ШкуриновП.С., Позитивизм в России ХIХвека. М., 1980. КондаковИ.М. Матвей Михайлович Троицкий: карьера против таланта // Выдающиеся психологи Москвы. Под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Микродвижения глаз

Микродвижения глаз движения глаз с амплитудой до 2030 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или...

Микропсия

Микропсия (от греч. mikros малый и opsis зрение) субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменнозатылочных отделов зрительного анализатора...

Миллер (Miller) Джордж

Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых...

Милль Джон Стюарт

Милль Джон Стюарт (1806 1873) английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей ментальной химии выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как...

Мимико–жестовая речь

Мимикожестовая речь средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор рубить). Конструкция предложения в мимикожестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица...

Минимальные мозговые дисфункции

Минимальные мозговые дисфункции понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуальноорганической...

Минус-симптомы

Минуссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Виды: к душевным минуссимптомам были отнесены: потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи; к эмоциональным минуссимптомам относятся: торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия; к вегетативным минуссимптомам относятся: замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, головокружение, слабый...

Миракян Аршак Исраелович

Миракян Аршак Исраелович (9.03.1929, Армения 25.04.1995) отечественный психолог. В 1948г. поступил на филологический факультет Ереванского университета. Спустя два года после его окончания стал работать сначала рабочим, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор, учась на вечернем отделении Политехнического института. В 1962г. поступил в аспирантуру при лаборатории инженерной психологии Института психологии АПН РСФСР, с 1965г. стал здесь работать. С 1976г. руководил лабораторией психологии восприятия. В 1988г. защитил докторскую диссертацию на тему Константность и полифункциональность восприятия. Дал историкофилософский и методологический анализ процесса восприятия, в котором показал, что сами процессы порождения продуктов отражения остаются неизученными. Это обусловлено тем, что исходно изучение проблем восприятия...

Мифологизация Я

Мифологизация Я (от греч. mithos сказание) теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики, авторы W.Th.Winkler и H.Hafer (1957г.). Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины отступление Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано изза несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Якачество, т.е. становятся чужими, сделанными. При этом отстранение от чувства...

Мифомания

Мифомания (от греч. mithos сказание) болезненная склонность искажать действительность, лгать, рассказывать выдуманные истории, автор Dupre (1905г.). Для маленьких детей такая тенденция является достаточно естественной, т.к. они еще не могут с уверенностью различать мир собственных мечтаний и действительность ( мнимая лживость ). Литература. DupreE. Pathologi de l'imagination et de l'emotive. Paris: Payot,...

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. После завершения своего философского образования в Католическом университете г.Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в университете г.Левена как куратор курса, доцент, с 1908г. по 1912г. он ординарный профессор и руководитель психологической лаборатории. В 1906г. Мишотт проходил научную стажировку в психологической лаборатории Лейпцига, в 19071908г.г. в Вюрцбурге у О.Кюльпе , с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф.Брентано , Э.Маха , А.Мейнонга,...

Младенческий возраст

Младенческий возраст период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие , во время которого ведущей деятельностью становится ситуативноличностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметноманипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности...

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст период жизни ребенка от 67 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий...

Мнемосхема

Мнемосхема графическая модель, отображающая динамически изменяющуюся функциональнуютехническую схему управляемого оператором объекта. Может быть реализована в виде разных типов дисплеев,...

Мнемотехника

Мнемотехника (от греч. mnemonikon искусство запоминания) система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий . Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какоголибо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических...

Мнимая лживость

Мнимая лживость склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило,...

Модально–неспецифические расстройства памяти

Модальнонеспецифические расстройства памяти общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения . Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром , обусловленный алкогольной...

Модально–специфические расстройства памяти

Модальноспецифические расстройства памяти частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов , когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модальноспецифические расстройства акустической, слухоречевой, зрительнопространственной, двигательной...

Модальность

Модальность форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой,...

Моделирование в обучении

Моделирование в обучении отработка определенных психологических операций , прежде всего в научнотеоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Троицкий Матвей Михайлович. Анализ научной деятельности.