Exit Project: Глоссарий: Избранные чаньские изречения

Избранные чаньские изречения



В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче. Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид. Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество. Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени. Глупо упрямый упрямо глуп. Прямые речи лучше покрасневшего лица. Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее. Три человека удостоверяют, что черепаха это черепаха. Густой туман не скрывает благоухания цветов. Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим. Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади. Сверху ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу ни вершка земли, чтобы поставить ногу. Стоит устам захотеть рассказать и речь умирает. Стоит разуму захотеть понять свой исток и мысль умирает. Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком. Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей. Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим поглядеть, не на что смотреть. Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину. У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны. Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Когда птицы не поют, гора еще покойнее. Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира. Вторая попытка не стоит и половины медяка. Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче. Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю. Мышь, забравшаяся в трубку для денег, не найдет выхода. Вечность безбрежных просторов: один день ветра и луны. С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех. Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке. Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге. Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки. Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы и луна уже другая. Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу. Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, там одухотворенность есть. В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер. Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца. Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое. Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемежку. По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж. Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом. Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик. Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда. Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Речь клевета. Молчание ложь. За пределами речи и молчания есть выход. В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей. Слепота ясность зрения, глухота чуткость слуха, опасность это покой, удача это несчастье. В весенний день, в лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью. Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно господин всех явлений и не подвластно смене времен года. Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь. Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки. Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни. Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое. Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны. Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы это уже слишком много. На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности. Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир. Когда дерево сохнет, листья опадают. Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками. Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья. Пошевелись и появится тень. Осознай и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы. Те, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади это не удивительно. Где кончаются дороги мысли там начинай внимать. Где слова перестают выражать там начинай созерцать. Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность. Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку. Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются. В одной фразе жизнь и погибель, в одном поступке свобода и рабство. На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе. В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот. Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей. Каждый голос голос Будды. Каждая форма форма Будды. В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок. Мой путь лежит за краем голубых небес, там, где белые облака плывут неостановимо. Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду. У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных. На вершине одинокой горы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам. Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу как вестницу несчастья. Искать мудрость вне себя вот верх глупости.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Микродвижения глаз

Микродвижения глаз движения глаз с амплитудой до 2030 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или...

Микропсия

Микропсия (от греч. mikros малый и opsis зрение) субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменнозатылочных отделов зрительного анализатора...

Миллер (Miller) Джордж

Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых...

Милль Джон Стюарт

Милль Джон Стюарт (1806 1873) английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей ментальной химии выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как...

Мимико–жестовая речь

Мимикожестовая речь средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор рубить). Конструкция предложения в мимикожестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица...

Минимальные мозговые дисфункции

Минимальные мозговые дисфункции понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуальноорганической...

Минус-симптомы

Минуссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Виды: к душевным минуссимптомам были отнесены: потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи; к эмоциональным минуссимптомам относятся: торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия; к вегетативным минуссимптомам относятся: замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, головокружение, слабый...

Миракян Аршак Исраелович

Миракян Аршак Исраелович (9.03.1929, Армения 25.04.1995) отечественный психолог. В 1948г. поступил на филологический факультет Ереванского университета. Спустя два года после его окончания стал работать сначала рабочим, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор, учась на вечернем отделении Политехнического института. В 1962г. поступил в аспирантуру при лаборатории инженерной психологии Института психологии АПН РСФСР, с 1965г. стал здесь работать. С 1976г. руководил лабораторией психологии восприятия. В 1988г. защитил докторскую диссертацию на тему Константность и полифункциональность восприятия. Дал историкофилософский и методологический анализ процесса восприятия, в котором показал, что сами процессы порождения продуктов отражения остаются неизученными. Это обусловлено тем, что исходно изучение проблем восприятия...

Мифологизация Я

Мифологизация Я (от греч. mithos сказание) теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики, авторы W.Th.Winkler и H.Hafer (1957г.). Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины отступление Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано изза несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Якачество, т.е. становятся чужими, сделанными. При этом отстранение от чувства...

Мифомания

Мифомания (от греч. mithos сказание) болезненная склонность искажать действительность, лгать, рассказывать выдуманные истории, автор Dupre (1905г.). Для маленьких детей такая тенденция является достаточно естественной, т.к. они еще не могут с уверенностью различать мир собственных мечтаний и действительность ( мнимая лживость ). Литература. DupreE. Pathologi de l'imagination et de l'emotive. Paris: Payot,...

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. После завершения своего философского образования в Католическом университете г.Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в университете г.Левена как куратор курса, доцент, с 1908г. по 1912г. он ординарный профессор и руководитель психологической лаборатории. В 1906г. Мишотт проходил научную стажировку в психологической лаборатории Лейпцига, в 19071908г.г. в Вюрцбурге у О.Кюльпе , с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф.Брентано , Э.Маха , А.Мейнонга,...

Младенческий возраст

Младенческий возраст период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие , во время которого ведущей деятельностью становится ситуативноличностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметноманипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности...

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст период жизни ребенка от 67 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий...

Мнемосхема

Мнемосхема графическая модель, отображающая динамически изменяющуюся функциональнуютехническую схему управляемого оператором объекта. Может быть реализована в виде разных типов дисплеев,...

Мнемотехника

Мнемотехника (от греч. mnemonikon искусство запоминания) система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий . Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какоголибо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических...

Мнимая лживость

Мнимая лживость склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило,...

Модально–неспецифические расстройства памяти

Модальнонеспецифические расстройства памяти общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения . Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром , обусловленный алкогольной...

Модально–специфические расстройства памяти

Модальноспецифические расстройства памяти частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов , когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модальноспецифические расстройства акустической, слухоречевой, зрительнопространственной, двигательной...

Модальность

Модальность форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой,...

Моделирование в обучении

Моделирование в обучении отработка определенных психологических операций , прежде всего в научнотеоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Избранные чаньские изречения