(от лат. copulatio соединение) — сложный комплекс специфических физиологических реакций, лежащих в основе интимной близости мужчины и женщины. Наряду с генитальными (собственно половое сношение) включает сложные психологические и поведенческие проявления,
Условно выделяют несколько стадий К. ц. У мужчин на фоне сформировавшегося после периода полового созревания исходного состояния так называемой предварительной нейрогуморальной готовности, не имеющего специфической сексуальной окраски и воспринимаемого субъективно как физиологический комфорт, при благоприятных обстоятельствах развертывается психическая стадия, характеризующаяся возникновением половой доминанты (рис. 1). На этой стадии поведенческие реакции направлены на реализацию стремления к интимной близости с сексуальным партнером. С возрастанием степени нервного возбуждения возникает эрекция и наступает эрекционная стадия. После введения полового члена во влагалище (синоним: интроекция, иммиссия, интроитус) начинается копулятивная (фрикционная) стадия. Нарастающее в результате суммации ощущений, связанных с фрикциями, специфическое нервное возбуждение завершается эякуляцией и оргазмом (эякуляторная стадия). После этого наступает спад нервного возбуждения (рефрактерная стадия), при котором эрекция не может быть вызвана никакими эротическими воздействиями (абсолютная половая невозбудимость) либо возникает несколько позже лишь под влиянием необычных (эксквизитных) раздражителей (относительная половая невозбудимость).
У женщин с пробудившейся сексуальностью состояние предварительной нейрогуморальной готовности подвержено некоторым колебаниям, определяемым овуляцией (см. Менструальный цикл). Аналогом эрекционной стадии у женщин является секреторная стадия, или стадия увлажнения (любрикации) влагалища (рис. 1). Сенсорная стадия отражает важную особенность женской сексуальности — выраженность эротического компонента либидо, удовлетворяющего потребность женщины в тактильных ласках (объятия, поцелуи). По времени эта стадия соответствует психической и эрекционной стадиям у мужчин (тактильное воздействие многие мужчины осуществляют и после появления эрекции). Вторая особенность женского К. ц. — отсутствие у женщин эякуляции и рефрактерной стадии.
У представителей обоих полов при нормальном К. ц. смена стадий происходит строго последовательно; например, у мужчин эякуляция реализуется при эрегированном половом члене, а ее наступлению предшествует период копулятивных фрикций.
Возрастание полового возбуждения с момента возникновения половой доминанты до высшей точки оргазма обусловлено увеличением количества вовлекаемых в деятельное состояние нервных клеток, т.е. иррадиацией процесса возбуждения на каждой последующей стадии. У мужчин в состоянии предварительной нейрогуморальной готовности процесс слабого (тонического) возбуждения не выходит за рамки лимбико-ретикулярного комплекса и интрамуральных нервных образований половых органов. С момента формирования половой доминанты процесс возбуждения распространяется на различные области коры большого мозга. На эрекционной стадии возбуждение охватывает спинальные центры эрекции. Т.о., переход от одной стадии к следующей становится возможным при условии подключения к процессу возбуждения новых клеточных образований (например, на эякуляторной стадии таковыми являются нейронные комплексы аппарата эякуляции в парацентральных дольках коры большого мозга, поясничном и крестцовом отделах спинного мозга).
В сексологической литературе такое сочетание анатомического субстрата с выполняемой им функцией определяют как составляющую копулятивного цикла. У мужчин выделяют четыре составляющих: 1) нейрогуморальную, связанную с активностью глубоких структур головного мозга и эндокринной системы и обеспечивающую выраженность полового влечения и повышенную возбудимость всех отделов нервной системы, регулирующих половую деятельность; 2) психическую, связанную с деятельностью коры большого мозга, определяющую направленность полового влечения и обеспечивающую специфические для человека формы проявления половой активности, в т. ч. соответствие поведенческих реакций условиям конкретной ситуации и моральным установкам; 3) эрекционную, обусловленную функцией спинальных центров эрекции с их экстраспинальными отделами и обеспечивающую главным образом механическую сторону полового сношения; 4) эякуляторную, основанную на интеграции функций многих структурных элементов (от предстательной железы с ее собственным нервным аппаратом до парацентральных долек коры большого мозга) и обеспечивающую выделение эякулята (спермы и секретов вспомогательных половых желез).
У женщин выделяют нейрогуморальную, психическую и генитосегментарную составляющие, последняя основана на интеграции функций спинальных центров и вегетативных приорганных сплетений малого таза, обеспечивающих начало оргазма.
В распространении процесса возбуждения при К. ц. проявляется следующая закономерность: элементы, включившиеся в этот процесс, при нормальном протекании К. ц. не только сохраняют достигнутый уровень активности, но и повышают его, так что каждая последующая составляющая формируется только на фоне предыдущей и ни одна из них не отключается до завершения К. ц. эякуляцией и оргазмом (рис. 3). Например, нейрогуморальная составляющая после подключения психической составляющей не только продолжает ее сопровождать, но и активно поддерживает. В тех случаях, когда этого не происходит, наблюдаются так называемые синдромы дезинтеграции — эякуляция без эрекции, эякуляция без оргазма, оргазм без эякуляции, приапизм и т.п.
Зависимость каждой из составляющих от предшествующих особенно четко проявляется в случаях раннего евнухоидизма (см. Гипогонадизм), при котором чрезвычайно низкий уровень функциональной активности нейрогуморальной составляющей исключает возможность формирования психической составляющей. У таких больных сексуальное влечение отсутствует, эрекции, хотя и возникают в связи с сохранностью спинномозговых сегментарных механизмов, бывают крайне редкими, слабыми, кратковременными и не сопровождаются либидинозными ощущениями. Вследствие отсутствия полового влечения попыток к осуществлению интимной близости не предпринимается, предстательная железа подвергается вторичной аплазии, эякуляции ни при каких условиях не наступают, оргазм отсутствует.
Патология К. ц. обусловлена чаще всего поражением психической составляющей; реже причиной половых расстройств являются нарушения нейрогуморальной и других составляющих (см. Сексуальные расстройства).
Библиогр.: Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 148, М., 1977.
Микродвижения глаз движения глаз с амплитудой до 2030 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или...
Микропсия (от греч. mikros малый и opsis зрение) субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменнозатылочных отделов зрительного анализатора...
Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых...
Милль Джон Стюарт (1806 1873) английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей ментальной химии выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как...
Мимикожестовая речь средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор рубить). Конструкция предложения в мимикожестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица...
Минимальные мозговые дисфункции понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуальноорганической...
Минуссимптомы (от греч. symptoma совпадение, признак) симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W.Birkmayer (1962г.). Виды: к душевным минуссимптомам были отнесены: потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи; к эмоциональным минуссимптомам относятся: торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия; к вегетативным минуссимптомам относятся: замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, головокружение, слабый...
Миракян Аршак Исраелович (9.03.1929, Армения 25.04.1995) отечественный психолог. В 1948г. поступил на филологический факультет Ереванского университета. Спустя два года после его окончания стал работать сначала рабочим, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор, учась на вечернем отделении Политехнического института. В 1962г. поступил в аспирантуру при лаборатории инженерной психологии Института психологии АПН РСФСР, с 1965г. стал здесь работать. С 1976г. руководил лабораторией психологии восприятия. В 1988г. защитил докторскую диссертацию на тему Константность и полифункциональность восприятия. Дал историкофилософский и методологический анализ процесса восприятия, в котором показал, что сами процессы порождения продуктов отражения остаются неизученными. Это обусловлено тем, что исходно изучение проблем восприятия...
Мифологизация Я (от греч. mithos сказание) теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики, авторы W.Th.Winkler и H.Hafer (1957г.). Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины отступление Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано изза несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Якачество, т.е. становятся чужими, сделанными. При этом отстранение от чувства...
Мифомания (от греч. mithos сказание) болезненная склонность искажать действительность, лгать, рассказывать выдуманные истории, автор Dupre (1905г.). Для маленьких детей такая тенденция является достаточно естественной, т.к. они еще не могут с уверенностью различать мир собственных мечтаний и действительность ( мнимая лживость ). Литература. DupreE. Pathologi de l'imagination et de l'emotive. Paris: Payot,...
Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. После завершения своего философского образования в Католическом университете г.Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в университете г.Левена как куратор курса, доцент, с 1908г. по 1912г. он ординарный профессор и руководитель психологической лаборатории. В 1906г. Мишотт проходил научную стажировку в психологической лаборатории Лейпцига, в 19071908г.г. в Вюрцбурге у О.Кюльпе , с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф.Брентано , Э.Маха , А.Мейнонга,...
Младенческий возраст период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие , во время которого ведущей деятельностью становится ситуативноличностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметноманипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности...
Младший школьный возраст период жизни ребенка от 67 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий...
Мнемосхема графическая модель, отображающая динамически изменяющуюся функциональнуютехническую схему управляемого оператором объекта. Может быть реализована в виде разных типов дисплеев,...
Мнемотехника (от греч. mnemonikon искусство запоминания) система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий . Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какоголибо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических...
Мнимая лживость склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило,...
Модальнонеспецифические расстройства памяти общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения . Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром , обусловленный алкогольной...
Модальноспецифические расстройства памяти частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов , когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модальноспецифические расстройства акустической, слухоречевой, зрительнопространственной, двигательной...
Модальность форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой,...
Моделирование в обучении отработка определенных психологических операций , прежде всего в научнотеоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]