Exit Project: Глоссарий: Профессиональные интересы

Профессиональные интересы



Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Моделирование в психологии

Моделирование в психологии построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их...

Модель делителя

Модель делителя понятие, предложенное в когнитивной психологии А.Трейсман, используемое для обозначения гипотезы избирательности внимания , в соответствии с которой допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен только на физические свойства...

Модель с фильтрацией

Модель с фильтрацией одна из первых концепций избирательного внимания , предложенная Д.Бродбентом, предполагающая ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр в канал с ограниченной пропускной способностью, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную...

Мозг

Мозг центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном...

Молекулярный бихевиоризм

Молекулярный бихевиоризм (от лат. mоles масса и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Дж.Уотсона . Характеризуется тем, что в нем анализировались по возможности минимальные поведенческие акты (в частности,...

Молешотт Якоб

Молешотт (Moleschott) Якоб (9.08.1822, Хертогенбос, Нидерланды 20.05.1893, Рим) немецкий философ, физиолог, представитель вульгарного материализма. Сводил философию к естествознанию. Рассматривал человеческое мышление как физиологический механизм. По его мнению, особенности психических процессов напрямую зависят от процессов материальных, в частности, от характера пищи. Сочинения. Естествознание и медицина. СПб., 1865; Вращение жизни в природе. СПб.М., 1867; Причины и действия в учении о жизни. М.,...

Молярный бихевиоризм

Молярный бихевиоризм (от молярный малая концентрация и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Э.Ч.Толмена . Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные целостные и...

Монаков (Monakow) Константин, фон

Монаков (Monakow) Константин, фон (4.11.1853, Бобрезово, Россия 19.10.1930, Цюрих) швейцарский врачневропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Испытал влияние вюрцбургской психологической школы. Критик классической теории локализации психологических функций . Проводил плодотворные исследования психологических последствий, возникших изза поражения различных участков коры головного мозга. Пришел к заключению, что по выпадению тех или иных психологических операций можно судить лишь о зоне поражения, но не о локализации психической функции, в соответствии с этим ввел понятие асемии", характеризующее то, что нарушения сложных символических функций могут иметь место при самых различных по локализации поражениях мозга. Опираясь на представление об иерархической организации мозга, ввел понятие диашизиса", которое подразумевает,...

Монокулярное зрение

Монокулярное зрение зрение одним...

Монокулярный параллакс движения

Монокулярный параллакс движения восприятие пространственной удаленности предметов за счет одного глаза. Основан на зависимости величины угловых скоростей объектов только от их удаленности от...

Монотония

Монотония (от греч. monos один, единый и tonos напряжение, ударение) функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий , появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического...

Морено Якоб

Морено Якоб (1892 1974) американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью , с ее социальнопсихологическим...

Морита–терапия

Моритатерапия психотерапевтический метод, созданный С.Морита (18741938) в 1919г. на основе положений дзенбуддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации (SuzukiY., UenoH. Studies on sensory deprivation, Tohoky Psychol. Folia, 1965, 23, p. 6366). Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как шинкейшицу (невротический комплекс с элементами неврастении , ипохондрии , навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия , но изменения самого уклада жизни. Моритатерапия осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате,...

Морфологический субстрат памяти

Морфологический субстрат памяти нейроанатомическая система, обеспечивающая процессы сохранения и воспроизведения...

Московиси (Moscovici) Серж

Московиси (Moscovici) Серж (род. 1925) французский психолог. Руководитель лаборатории социальнопсихологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной...

Мотив

Мотив (от лат. moveo двигаю) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности . Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая...

Мотивационная ригидность

Мотивационная ригидность неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных...

Мотивация достижения

Мотивация достижения стремление человека к успехам в различных видах деятельности . В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д.МакКлелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал...

Моторика

Моторика сфера двигательных функций...

Моторная реакция

Моторная реакция ответ на раздражитель, осуществляемый при помощи мышечных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные интересы