Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Моделирование в психологии

Моделирование в психологии построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их...

Модель делителя

Модель делителя понятие, предложенное в когнитивной психологии А.Трейсман, используемое для обозначения гипотезы избирательности внимания , в соответствии с которой допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен только на физические свойства...

Модель с фильтрацией

Модель с фильтрацией одна из первых концепций избирательного внимания , предложенная Д.Бродбентом, предполагающая ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр в канал с ограниченной пропускной способностью, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную...

Мозг

Мозг центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном...

Молекулярный бихевиоризм

Молекулярный бихевиоризм (от лат. mоles масса и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Дж.Уотсона . Характеризуется тем, что в нем анализировались по возможности минимальные поведенческие акты (в частности,...

Молешотт Якоб

Молешотт (Moleschott) Якоб (9.08.1822, Хертогенбос, Нидерланды 20.05.1893, Рим) немецкий философ, физиолог, представитель вульгарного материализма. Сводил философию к естествознанию. Рассматривал человеческое мышление как физиологический механизм. По его мнению, особенности психических процессов напрямую зависят от процессов материальных, в частности, от характера пищи. Сочинения. Естествознание и медицина. СПб., 1865; Вращение жизни в природе. СПб.М., 1867; Причины и действия в учении о жизни. М.,...

Молярный бихевиоризм

Молярный бихевиоризм (от молярный малая концентрация и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Э.Ч.Толмена . Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные целостные и...

Монаков (Monakow) Константин, фон

Монаков (Monakow) Константин, фон (4.11.1853, Бобрезово, Россия 19.10.1930, Цюрих) швейцарский врачневропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Испытал влияние вюрцбургской психологической школы. Критик классической теории локализации психологических функций . Проводил плодотворные исследования психологических последствий, возникших изза поражения различных участков коры головного мозга. Пришел к заключению, что по выпадению тех или иных психологических операций можно судить лишь о зоне поражения, но не о локализации психической функции, в соответствии с этим ввел понятие асемии", характеризующее то, что нарушения сложных символических функций могут иметь место при самых различных по локализации поражениях мозга. Опираясь на представление об иерархической организации мозга, ввел понятие диашизиса", которое подразумевает,...

Монокулярное зрение

Монокулярное зрение зрение одним...

Монокулярный параллакс движения

Монокулярный параллакс движения восприятие пространственной удаленности предметов за счет одного глаза. Основан на зависимости величины угловых скоростей объектов только от их удаленности от...

Монотония

Монотония (от греч. monos один, единый и tonos напряжение, ударение) функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий , появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического...

Морено Якоб

Морено Якоб (1892 1974) американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью , с ее социальнопсихологическим...

Морита–терапия

Моритатерапия психотерапевтический метод, созданный С.Морита (18741938) в 1919г. на основе положений дзенбуддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации (SuzukiY., UenoH. Studies on sensory deprivation, Tohoky Psychol. Folia, 1965, 23, p. 6366). Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как шинкейшицу (невротический комплекс с элементами неврастении , ипохондрии , навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия , но изменения самого уклада жизни. Моритатерапия осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате,...

Морфологический субстрат памяти

Морфологический субстрат памяти нейроанатомическая система, обеспечивающая процессы сохранения и воспроизведения...

Московиси (Moscovici) Серж

Московиси (Moscovici) Серж (род. 1925) французский психолог. Руководитель лаборатории социальнопсихологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной...

Мотив

Мотив (от лат. moveo двигаю) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности . Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая...

Мотивационная ригидность

Мотивационная ригидность неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных...

Мотивация достижения

Мотивация достижения стремление человека к успехам в различных видах деятельности . В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д.МакКлелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал...

Моторика

Моторика сфера двигательных функций...

Моторная реакция

Моторная реакция ответ на раздражитель, осуществляемый при помощи мышечных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна