Exit Project: Глоссарий: Значение работы медсестер в психотерапии

Значение работы медсестер в психотерапии



В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.


В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.


Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.


В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.


Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Моделирование в психологии

Моделирование в психологии построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их...

Модель делителя

Модель делителя понятие, предложенное в когнитивной психологии А.Трейсман, используемое для обозначения гипотезы избирательности внимания , в соответствии с которой допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен только на физические свойства...

Модель с фильтрацией

Модель с фильтрацией одна из первых концепций избирательного внимания , предложенная Д.Бродбентом, предполагающая ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр в канал с ограниченной пропускной способностью, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную...

Мозг

Мозг центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном...

Молекулярный бихевиоризм

Молекулярный бихевиоризм (от лат. mоles масса и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Дж.Уотсона . Характеризуется тем, что в нем анализировались по возможности минимальные поведенческие акты (в частности,...

Молешотт Якоб

Молешотт (Moleschott) Якоб (9.08.1822, Хертогенбос, Нидерланды 20.05.1893, Рим) немецкий философ, физиолог, представитель вульгарного материализма. Сводил философию к естествознанию. Рассматривал человеческое мышление как физиологический механизм. По его мнению, особенности психических процессов напрямую зависят от процессов материальных, в частности, от характера пищи. Сочинения. Естествознание и медицина. СПб., 1865; Вращение жизни в природе. СПб.М., 1867; Причины и действия в учении о жизни. М.,...

Молярный бихевиоризм

Молярный бихевиоризм (от молярный малая концентрация и англ. behaviour поведение) бихевиоризм Э.Ч.Толмена . Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные целостные и...

Монаков (Monakow) Константин, фон

Монаков (Monakow) Константин, фон (4.11.1853, Бобрезово, Россия 19.10.1930, Цюрих) швейцарский врачневропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Испытал влияние вюрцбургской психологической школы. Критик классической теории локализации психологических функций . Проводил плодотворные исследования психологических последствий, возникших изза поражения различных участков коры головного мозга. Пришел к заключению, что по выпадению тех или иных психологических операций можно судить лишь о зоне поражения, но не о локализации психической функции, в соответствии с этим ввел понятие асемии", характеризующее то, что нарушения сложных символических функций могут иметь место при самых различных по локализации поражениях мозга. Опираясь на представление об иерархической организации мозга, ввел понятие диашизиса", которое подразумевает,...

Монокулярное зрение

Монокулярное зрение зрение одним...

Монокулярный параллакс движения

Монокулярный параллакс движения восприятие пространственной удаленности предметов за счет одного глаза. Основан на зависимости величины угловых скоростей объектов только от их удаленности от...

Монотония

Монотония (от греч. monos один, единый и tonos напряжение, ударение) функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий , появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического...

Морено Якоб

Морено Якоб (1892 1974) американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью , с ее социальнопсихологическим...

Морита–терапия

Моритатерапия психотерапевтический метод, созданный С.Морита (18741938) в 1919г. на основе положений дзенбуддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации (SuzukiY., UenoH. Studies on sensory deprivation, Tohoky Psychol. Folia, 1965, 23, p. 6366). Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как шинкейшицу (невротический комплекс с элементами неврастении , ипохондрии , навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия , но изменения самого уклада жизни. Моритатерапия осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате,...

Морфологический субстрат памяти

Морфологический субстрат памяти нейроанатомическая система, обеспечивающая процессы сохранения и воспроизведения...

Московиси (Moscovici) Серж

Московиси (Moscovici) Серж (род. 1925) французский психолог. Руководитель лаборатории социальнопсихологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной...

Мотив

Мотив (от лат. moveo двигаю) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности . Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая...

Мотивационная ригидность

Мотивационная ригидность неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных...

Мотивация достижения

Мотивация достижения стремление человека к успехам в различных видах деятельности . В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д.МакКлелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал...

Моторика

Моторика сфера двигательных функций...

Моторная реакция

Моторная реакция ответ на раздражитель, осуществляемый при помощи мышечных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Значение работы медсестер в психотерапии