Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900г. Ференци получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште, и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения Толкований сновидений З.Фрейда в 1907г. написал ему письмо в Вену с просьбой принять его с выражением уважения, в 1908г. состоялось очное знакомство, а в 1909г. З.Фрейд пригласил его в поездку в США, где сам читал лекции в университете Кларка. Во время Венгерской революции, в 1919г., отмеченным для него заключением счастливого брака, Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций травмирующих переживаний, связанных с войной (Psychoanalysis and the War Neuroses, L., 1921 (совм. с AbrachamK., SimmelE.)). В 1927-1928г.г. Ференци читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930г. Ференци основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Проводил большую работу по организации ежегодних заседаний психоаналитиков разных стран и много сил отдал созыву Психоаналитических конгрессов: первого в Зальцбурге (1908), второго в Нюрнберге (1909), пятого в Будапеште (1918), где он был избран председателем. В 1910г. основал Интернациональное, а в 1913г. Венгерское психоаналитическое общество. Ввел в психологию понятие интроекции (включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний) (Introjektion und Ubertragung, Jahrbuch fur Psychoanalyse und psychopath. Forsch., 1, 1910, S. 422457, в рус.пер. Интроекция и перенесение, Одесса, 1925). В 1924г. у него наметился разрыв с З.Фрейдом изза поддержки О.Ранка, обратившегося к созданию собственной теории первичной травмы рождения, и развития собственных представлений о психическом. В работе Таласса, опыт генитальной теории (Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie, Wien, 1924) (thalassa, греч., море), охарактеризованной критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. Проводил психоаналитическую работу, как с пациенткой, с Мелани Клейн. Оказал влияние на М.Балинта . Старался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза (Bioanalyse); все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать тревогу , чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию. В последние годы жизни пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом по отношению к пациенту любви, которой тот был лишен в детстве. Литература .
Моторное поле понятие, введенное Н.А.Бернштейном , выражающее освоение субъектом пространства в процессе реализации движений...
Моторные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Различают элементарную моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и системную моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области...
Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой американской школе музыкотерапии (IllingH.S., BenedictI. Entwicklung und...
Мышечные синергии координация двигательных действий (ходьба, мимика). При высокой степени стандартизации сохраняют свою ориентацию на достигаемый результат движения...
Мышление процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических...
Мэй (May) Ролло (род. 1909) американский психолог, представитель гуманистической психологии . Изучал индивидуальную психологию А.Адлера , затем получил теологическое образование. 1940хгг. работал в Институте психиатрии, психоанализа и психологии в НьюЙорке. Пытался объединить психоанализ и экзистенциализм. Трактовал любовь и волю как базовые потребности человеческого существования (Love and Will.N.Y., 1969). Сочинения. The Springs of Creative Living: A Study on Human Nature and God. N.Y., 1940; Man's Search for Himself. N.Y., 1953; Meaning of Anxiety. N.Y., 1977; The Courage to Create. N.Y.,...
Мюритм биоритм, фиксируемый в области роландовой извилины коры головного мозга, изменения которого связаны только с влиянием кинестезических раздражителей. При выполнении любых движений всегда происходит блокированием мюритма. По частоте и амплитуде похож на затылочный...
Мюллер (Muller) Георг Элиас (20.07.1850 23.12.1934, Геттинген) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. Проводил исследования в области психофизики, психологии памяти, визуальных представлений. Исходил из принципа изоморфизма психических и физических явлений. Рассматривал ассоциации как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной...
Мюллер (Muller) Иоганн (1801 1858) немецкий физиолог, автор теории специфических энергий органов...
Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго (1.06.1863, Данциг 16.12.1916) немецкоамериканский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин психотехника), ученик В.Вундта и У.Джемса . Занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных...
Мюррей (Murray) Генри Александр (13.5.1893, НьюЙорк 1988) американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале НьюЙорка (19201922), с 1922г. по 1926г. он ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924г. по 1925г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926г. по 1927г. Мюррей преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928г. он ассистент профессора, с...
Мясищев Владимир Николаевич (10.07.1893 4.10.1973) отечественный психиатр, психотерапевт, психолог. В 1919г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского . С 1919г. по 1921г. работал в лаборатории труда Института мозга. С 1939г. директор Ленинградского научноисследовательского института им. В.М.Бехтерева. Членкорреспондент АПНСССР. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервнопсихических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социальнопедагогических аспектов психотерапии. Сочинения. Работоспособность и болезненные личности. 1936; Психические особенности человека. Характер, способности. Т.12, 1957 (совм. с А.Г.Ковалевым); Личность и неврозы. 1960; Введение в медицинскую психологию. 1966 (совм. с...
Наблюдательная палата. Специальная палата в отделении психиатрической больницы для содержания больных, нуждающихся в надзоре из-за суицидных и гомицидных тенденций, требующих особого ухода, например, в связи с отказом от еды или по своему соматическому состоянию. В наблюдательной палате, как правило, имеется круглосуточный санитарский...
Наблюдение восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам...
Навык. Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навык проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере. Утрата навыка — признак серьезного заболевания головного мозга, чаще всего органического генеза; так, при болезни Альцгеймера она предшествует проявлению апрактических расстройств. Возможность формирования навыка в процессе обучения является важнейшим критерием степени выраженности...
Навязчивость. См. Навязчивые...
Навязчивые действия. Труднопреодолимое стремление совершать определенные действия или движения. Отличаются большим разнообразием (стремлением часто мыть руки, читать все подряд вывески на улице на своем пути, произносить бранные слова). Нередко они сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами (обсессивно-компульсивный синдром). На почве навязчивых страхов в ряде случаев возникают своеобразные навязчивые обрядности, назначение которых — предотвратить грозящее несчастье, уничтожить страх (навязчивый ритуал). Понимая нелепость ритуальных действий, больной с их помощью стремится добиться разрядки присущего фобиям мучительного аффекта. Ритуалы могут отрываться от реальной картины страхов и носить символический характер. Есть основания рассматривать их как своеобразный механизм психологической защиты (Блейхер В.М., Завилянская Л.И., Завилянский...
Навязчивые состояния психические содержания, личностно неконтролируемое воспроизведение которых приводит к нарушению деятельности . Могут проявляться в виде постоянных мыслей, воспоминаний, сомнений, влечений , внешних действий . Часто связаны с болезненными переживаниями принуждения к подобному воспроизведению. При этом реализация навязчивых психических содержаний субъективно часто связывается с устранением определенной опасности. Наиболее распространены навязчивые страхи, или фобии , такие, как то эгорафобия, гисофобия , клаустрофобия , канцерофобия...
Нагляднодейственное мышление форма мышления , вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном...
Нагляднообразное мышление мышление , в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений . Выступая следующим этапом развития интеллекта после нагляднодейственного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных прецептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует нагляднообразное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования нагляднообразного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]