Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Надежность данных анкетного опроса

Надежность данных анкетного опроса результат действия множества факторов: 1)привычность анкетного опроса в сообществе; 2)адекватная адресация; 3)мотивировка респондента ; 4)валидность анкетных вопросов; 5)хорошая структурированность опросника (от простого к более сложному и снова к более простому); 6)исчерпывающая инструкция; 7)понятность и недусмысленность формулировок вопросов и ответов; 8)полнота всего опросника. Степень надежности может быть определена посредством повторения анкетного опроса на той же выборке или при использовании других методик (анализ документов, наблюдение, опрос экспертов) которые могут подтвердить полученные...

Надежность измерения

Надежность измерения воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях, количественно выражаемая с помощью корреляции результатов начальных и повторных измерений. Зависит от объективности экспериментатора, надежности измерительной аппаратуры и отсутствием неконтролируемой вариабельности исследуемого...

Надежность системы человек — машина

Надежность системы человек машина долгосрочный показатель работоспособности технических систем, которые актуально обслуживаются людьми, во всевозможных условиях ее...

Надежность человека — оператора

Надежность человекаоператора психологическая характеристика человека, за счет которой обеспечивается работоспособность регулируемой им системы человек машина в диапазоне различных условий ее...

Найссер (Neisser) Ульрих

Найссер (Neisser) Ульрих (род. 1928) американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933г. его семья эмигрировала в США. В 1950г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956г. докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. Проводил исследования процесса образования схемы как основы когнитивных...

Намерение

Намерение мотивационная основа деятельности , связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение какихлибо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные...

Наркоанализ

Наркоанализ (от греч. narke помрачение сознания + analysis разложение, расчленение) диагностическая процедура. Составление анамнеза или выявление эмоционального содержания определенных жизненных ситуаций пациента предваряются введением его в состояние полусна за счет приема снотворных или наркотизирующих средств. В таком состоянии достигается снятие страха, стыда пациента, увеличивается его коммуникативная доступность, а также происходит ослабление психотических проявлений. Выявленное в таком состоянии психологическое, в том числе и психотравмирующее, содержание в дальнейшем, уже при проведении психотерапевтических мероприятий, может быть переработано с терапевтом в состоянии ясного сознания. Главной проблемой данной процедуры является правдивость пациента и истинность сообщаемых им в полусознательном состоянии фактов, которые могут значительно искажаться...

Наркогипноз

Наркогипноз (от греч. narke помрачение сознания + hypnоs сон) вариант наркопсихотерапии . Характеризуется тем, что для облегчения сеанса гипноза пациент предварительно принимает небольшие дозы снотворного или наркотизирующих средств. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979,...

Наркокатарсис

Наркокатарсис (от греч. narke помрачение сознания + katharsis очищение) форма психотерапии . Основан на воспроизведении в сознании пациента, находящегося в гипнозе, тех драматических и патогенетических событий его жизни, о которых уже известно из анамнеза. Находясь в данном состоянии, пациент по возможности максимально обстоятельно рассказывает о пережитых им аффектах, за счет чего наступает отреагирование . Изначально применялась П.Жане , З.Фрейдом и Ж.Брейером (1893, 1895) для лечения неврозов. В дальнейшем Фрейд отошел от этого метода. Кроме того метод был подвергнут критике со стороны других психоаналитиков за несоблюдение принципа...

Наркомания

Наркомания (от греч. narke помрачение сознания и mania страсть) патологическое влечение к употреблению наркотических средств. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При постоянном приеме наркотиков происходит деградация личности , характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов , не связанных с наркотиками. Наиболее распространенный вид наркомании хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к...

Наркопсихоанализ

Наркопсихоанализ (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + analysis разложение, расчленение) вариант наркоанализа . Характеризуется тем, что после выяснения событий жизни и ответных переживаний пациента, находящегося в состоянии легкой наркотизации, начинается традиционный психоанализ . Данная процедура нашла широкое применение после второй мировой войны, что было связано с существенным ограничением времени, которое тратилось на психоаналитическую работу. Область более или менее эффективного ее использования достаточно узкая и ограничивается прежде всего актуальными конфликтами и психологическими травмами. Литература. HartlandJ. Medical and Dental Hypnosis and its Clinical Applications. L.,...

Наркопсихотерапия

Наркопсихотерапия (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + theraрeia лечение) ряд методов психотерапии . При проведении, как предварительное условие, используется легкая наркотизация пациента, после которой применяются традиционные методы психотерапии. В качестве наркотизирующих средств первоначально применялись хлороформ, эфир, морфий, гашиш, в настоящее время используются барбитураты (барбамил, гексанал, пентотал, гексобарбитал). Их введение происходит внутривенно до тех пор, пока пациент не достигнет полусонного состояния, но при сохранении контакта с психотерапевтом. Целью наркотизации является снятие у пациента страха, смущения и чрезмерного контроля, которые препятствуют проведению психотерапии. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, с.275283; SharoffR.L. Narcotherapy // Comprehensive textbook...

Нарушение импульса

Нарушение импульса (от лат. impulsus толчок) психопатологическое нарушение, автор H.W.Gruhle (1929г.). Болезненные побуждения при шизофрении. По Х.Груле, речь идет об исходном симптоме шизофрении. Литература. GruhleH.W. Lehrbuch der Nerven und Geisteskrankheiten. Halle,...

Нарушение побуждений

Нарушение побуждений отклонения в нормальной реализации потребностей. Автор, Э.Кречмер , выделял следующие виды: слабость и задержка процесса достижения, например, акинетическое двигательное снижение (ангормия); сверхсильные и чрезмерно жесткие реакции, в частности психомоторный психокинез (гипергормия); неравномерность функций побуждений (дисгормия). Литература. KretschmerE. Korperbau und Charakter: Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und Lehre von den Temperamenten. B: Springer,...

Нарушения внимания

Нарушения внимания болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий . Могут проявляться в сужении объема внимания , в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модальнонеспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модальноспецифическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при...

Нарушения восприятия времени

Нарушения восприятия времени потеря способности к временной ориентировке. Различают общую дезориентировку во времени, обусловленную нарушением сознания при локальных поражениях мозга и при психических заболеваниях, и более частную, проявляющуюся как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария), связанных с синдромом расстройств работы слухового анализатора , а также при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном...

Нарушения восприятия пространства

Нарушения восприятия пространства трудности ориентировки в пространстве изза нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутреннем (кожнокинестетического) анализаторов , которые возникают при различных патологических состояниях мозга. Различают следующие формы нарушений восприятия пространства: 1.Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире; 2.Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве изза непонимания праволевых и верхненижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменнозатылочных отделов мозга; 3.Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы; 4.Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого...

Нарушения генерализованных процессов неспецифической активации

Нарушения генерализованных процессов неспецифической активации трудности активного включения в деятельность, которые возникают при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области. При этом происходит изменение динамики протекания всех психических функций на основе модальнонеспецифических расстройств памяти и...

Нарушения личности

Нарушения личности системные нарушения поведения , прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации , нарушение самооценки . Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций...

Нарушения локальных процессов неспецифической активации

Нарушения локальных процессов неспецифической активации затруднения в активации, которые связаны с поражениями корковых отделов неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга) и ведут к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху