I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).
Надежность данных анкетного опроса результат действия множества факторов: 1)привычность анкетного опроса в сообществе; 2)адекватная адресация; 3)мотивировка респондента ; 4)валидность анкетных вопросов; 5)хорошая структурированность опросника (от простого к более сложному и снова к более простому); 6)исчерпывающая инструкция; 7)понятность и недусмысленность формулировок вопросов и ответов; 8)полнота всего опросника. Степень надежности может быть определена посредством повторения анкетного опроса на той же выборке или при использовании других методик (анализ документов, наблюдение, опрос экспертов) которые могут подтвердить полученные...
Надежность измерения воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях, количественно выражаемая с помощью корреляции результатов начальных и повторных измерений. Зависит от объективности экспериментатора, надежности измерительной аппаратуры и отсутствием неконтролируемой вариабельности исследуемого...
Надежность системы человек машина долгосрочный показатель работоспособности технических систем, которые актуально обслуживаются людьми, во всевозможных условиях ее...
Надежность человекаоператора психологическая характеристика человека, за счет которой обеспечивается работоспособность регулируемой им системы человек машина в диапазоне различных условий ее...
Найссер (Neisser) Ульрих (род. 1928) американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933г. его семья эмигрировала в США. В 1950г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956г. докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. Проводил исследования процесса образования схемы как основы когнитивных...
Намерение мотивационная основа деятельности , связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение какихлибо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные...
Наркоанализ (от греч. narke помрачение сознания + analysis разложение, расчленение) диагностическая процедура. Составление анамнеза или выявление эмоционального содержания определенных жизненных ситуаций пациента предваряются введением его в состояние полусна за счет приема снотворных или наркотизирующих средств. В таком состоянии достигается снятие страха, стыда пациента, увеличивается его коммуникативная доступность, а также происходит ослабление психотических проявлений. Выявленное в таком состоянии психологическое, в том числе и психотравмирующее, содержание в дальнейшем, уже при проведении психотерапевтических мероприятий, может быть переработано с терапевтом в состоянии ясного сознания. Главной проблемой данной процедуры является правдивость пациента и истинность сообщаемых им в полусознательном состоянии фактов, которые могут значительно искажаться...
Наркогипноз (от греч. narke помрачение сознания + hypnоs сон) вариант наркопсихотерапии . Характеризуется тем, что для облегчения сеанса гипноза пациент предварительно принимает небольшие дозы снотворного или наркотизирующих средств. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979,...
Наркокатарсис (от греч. narke помрачение сознания + katharsis очищение) форма психотерапии . Основан на воспроизведении в сознании пациента, находящегося в гипнозе, тех драматических и патогенетических событий его жизни, о которых уже известно из анамнеза. Находясь в данном состоянии, пациент по возможности максимально обстоятельно рассказывает о пережитых им аффектах, за счет чего наступает отреагирование . Изначально применялась П.Жане , З.Фрейдом и Ж.Брейером (1893, 1895) для лечения неврозов. В дальнейшем Фрейд отошел от этого метода. Кроме того метод был подвергнут критике со стороны других психоаналитиков за несоблюдение принципа...
Наркомания (от греч. narke помрачение сознания и mania страсть) патологическое влечение к употреблению наркотических средств. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При постоянном приеме наркотиков происходит деградация личности , характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов , не связанных с наркотиками. Наиболее распространенный вид наркомании хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к...
Наркопсихоанализ (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + analysis разложение, расчленение) вариант наркоанализа . Характеризуется тем, что после выяснения событий жизни и ответных переживаний пациента, находящегося в состоянии легкой наркотизации, начинается традиционный психоанализ . Данная процедура нашла широкое применение после второй мировой войны, что было связано с существенным ограничением времени, которое тратилось на психоаналитическую работу. Область более или менее эффективного ее использования достаточно узкая и ограничивается прежде всего актуальными конфликтами и психологическими травмами. Литература. HartlandJ. Medical and Dental Hypnosis and its Clinical Applications. L.,...
Наркопсихотерапия (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + theraрeia лечение) ряд методов психотерапии . При проведении, как предварительное условие, используется легкая наркотизация пациента, после которой применяются традиционные методы психотерапии. В качестве наркотизирующих средств первоначально применялись хлороформ, эфир, морфий, гашиш, в настоящее время используются барбитураты (барбамил, гексанал, пентотал, гексобарбитал). Их введение происходит внутривенно до тех пор, пока пациент не достигнет полусонного состояния, но при сохранении контакта с психотерапевтом. Целью наркотизации является снятие у пациента страха, смущения и чрезмерного контроля, которые препятствуют проведению психотерапии. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, с.275283; SharoffR.L. Narcotherapy // Comprehensive textbook...
Нарушение импульса (от лат. impulsus толчок) психопатологическое нарушение, автор H.W.Gruhle (1929г.). Болезненные побуждения при шизофрении. По Х.Груле, речь идет об исходном симптоме шизофрении. Литература. GruhleH.W. Lehrbuch der Nerven und Geisteskrankheiten. Halle,...
Нарушение побуждений отклонения в нормальной реализации потребностей. Автор, Э.Кречмер , выделял следующие виды: слабость и задержка процесса достижения, например, акинетическое двигательное снижение (ангормия); сверхсильные и чрезмерно жесткие реакции, в частности психомоторный психокинез (гипергормия); неравномерность функций побуждений (дисгормия). Литература. KretschmerE. Korperbau und Charakter: Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und Lehre von den Temperamenten. B: Springer,...
Нарушения внимания болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий . Могут проявляться в сужении объема внимания , в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модальнонеспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модальноспецифическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при...
Нарушения восприятия времени потеря способности к временной ориентировке. Различают общую дезориентировку во времени, обусловленную нарушением сознания при локальных поражениях мозга и при психических заболеваниях, и более частную, проявляющуюся как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария), связанных с синдромом расстройств работы слухового анализатора , а также при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном...
Нарушения восприятия пространства трудности ориентировки в пространстве изза нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутреннем (кожнокинестетического) анализаторов , которые возникают при различных патологических состояниях мозга. Различают следующие формы нарушений восприятия пространства: 1.Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире; 2.Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве изза непонимания праволевых и верхненижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменнозатылочных отделов мозга; 3.Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы; 4.Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого...
Нарушения генерализованных процессов неспецифической активации трудности активного включения в деятельность, которые возникают при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области. При этом происходит изменение динамики протекания всех психических функций на основе модальнонеспецифических расстройств памяти и...
Нарушения личности системные нарушения поведения , прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации , нарушение самооценки . Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций...
Нарушения локальных процессов неспецифической активации затруднения в активации, которые связаны с поражениями корковых отделов неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга) и ведут к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]