АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.
Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.
В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.
В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".
С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".
В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.
В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.
В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.
В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.
В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.
В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.
В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).
В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").
Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.
В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.
Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
Основные работы:
"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);
"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);
"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);
"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);
"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).
ЛИТЕРАТУРА
Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Надежность данных анкетного опроса результат действия множества факторов: 1)привычность анкетного опроса в сообществе; 2)адекватная адресация; 3)мотивировка респондента ; 4)валидность анкетных вопросов; 5)хорошая структурированность опросника (от простого к более сложному и снова к более простому); 6)исчерпывающая инструкция; 7)понятность и недусмысленность формулировок вопросов и ответов; 8)полнота всего опросника. Степень надежности может быть определена посредством повторения анкетного опроса на той же выборке или при использовании других методик (анализ документов, наблюдение, опрос экспертов) которые могут подтвердить полученные...
Надежность измерения воспроизводимость результатов измерения в аналогичных условиях, количественно выражаемая с помощью корреляции результатов начальных и повторных измерений. Зависит от объективности экспериментатора, надежности измерительной аппаратуры и отсутствием неконтролируемой вариабельности исследуемого...
Надежность системы человек машина долгосрочный показатель работоспособности технических систем, которые актуально обслуживаются людьми, во всевозможных условиях ее...
Надежность человекаоператора психологическая характеристика человека, за счет которой обеспечивается работоспособность регулируемой им системы человек машина в диапазоне различных условий ее...
Найссер (Neisser) Ульрих (род. 1928) американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. В 1933г. его семья эмигрировала в США. В 1950г. закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра, в 1952г. защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956г. докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии. Проводил исследования процесса образования схемы как основы когнитивных...
Намерение мотивационная основа деятельности , связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение какихлибо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные...
Наркоанализ (от греч. narke помрачение сознания + analysis разложение, расчленение) диагностическая процедура. Составление анамнеза или выявление эмоционального содержания определенных жизненных ситуаций пациента предваряются введением его в состояние полусна за счет приема снотворных или наркотизирующих средств. В таком состоянии достигается снятие страха, стыда пациента, увеличивается его коммуникативная доступность, а также происходит ослабление психотических проявлений. Выявленное в таком состоянии психологическое, в том числе и психотравмирующее, содержание в дальнейшем, уже при проведении психотерапевтических мероприятий, может быть переработано с терапевтом в состоянии ясного сознания. Главной проблемой данной процедуры является правдивость пациента и истинность сообщаемых им в полусознательном состоянии фактов, которые могут значительно искажаться...
Наркогипноз (от греч. narke помрачение сознания + hypnоs сон) вариант наркопсихотерапии . Характеризуется тем, что для облегчения сеанса гипноза пациент предварительно принимает небольшие дозы снотворного или наркотизирующих средств. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979,...
Наркокатарсис (от греч. narke помрачение сознания + katharsis очищение) форма психотерапии . Основан на воспроизведении в сознании пациента, находящегося в гипнозе, тех драматических и патогенетических событий его жизни, о которых уже известно из анамнеза. Находясь в данном состоянии, пациент по возможности максимально обстоятельно рассказывает о пережитых им аффектах, за счет чего наступает отреагирование . Изначально применялась П.Жане , З.Фрейдом и Ж.Брейером (1893, 1895) для лечения неврозов. В дальнейшем Фрейд отошел от этого метода. Кроме того метод был подвергнут критике со стороны других психоаналитиков за несоблюдение принципа...
Наркомания (от греч. narke помрачение сознания и mania страсть) патологическое влечение к употреблению наркотических средств. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При постоянном приеме наркотиков происходит деградация личности , характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов , не связанных с наркотиками. Наиболее распространенный вид наркомании хронический алкоголизм. В качестве особых видов существуют морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к...
Наркопсихоанализ (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + analysis разложение, расчленение) вариант наркоанализа . Характеризуется тем, что после выяснения событий жизни и ответных переживаний пациента, находящегося в состоянии легкой наркотизации, начинается традиционный психоанализ . Данная процедура нашла широкое применение после второй мировой войны, что было связано с существенным ограничением времени, которое тратилось на психоаналитическую работу. Область более или менее эффективного ее использования достаточно узкая и ограничивается прежде всего актуальными конфликтами и психологическими травмами. Литература. HartlandJ. Medical and Dental Hypnosis and its Clinical Applications. L.,...
Наркопсихотерапия (от греч. narke помрачение сознания + psyche душа + theraрeia лечение) ряд методов психотерапии . При проведении, как предварительное условие, используется легкая наркотизация пациента, после которой применяются традиционные методы психотерапии. В качестве наркотизирующих средств первоначально применялись хлороформ, эфир, морфий, гашиш, в настоящее время используются барбитураты (барбамил, гексанал, пентотал, гексобарбитал). Их введение происходит внутривенно до тех пор, пока пациент не достигнет полусонного состояния, но при сохранении контакта с психотерапевтом. Целью наркотизации является снятие у пациента страха, смущения и чрезмерного контроля, которые препятствуют проведению психотерапии. Литература. ТелешевскаяМ.Э. Наркопсихотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, с.275283; SharoffR.L. Narcotherapy // Comprehensive textbook...
Нарушение импульса (от лат. impulsus толчок) психопатологическое нарушение, автор H.W.Gruhle (1929г.). Болезненные побуждения при шизофрении. По Х.Груле, речь идет об исходном симптоме шизофрении. Литература. GruhleH.W. Lehrbuch der Nerven und Geisteskrankheiten. Halle,...
Нарушение побуждений отклонения в нормальной реализации потребностей. Автор, Э.Кречмер , выделял следующие виды: слабость и задержка процесса достижения, например, акинетическое двигательное снижение (ангормия); сверхсильные и чрезмерно жесткие реакции, в частности психомоторный психокинез (гипергормия); неравномерность функций побуждений (дисгормия). Литература. KretschmerE. Korperbau und Charakter: Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und Lehre von den Temperamenten. B: Springer,...
Нарушения внимания болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий . Могут проявляться в сужении объема внимания , в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модальнонеспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модальноспецифическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при...
Нарушения восприятия времени потеря способности к временной ориентировке. Различают общую дезориентировку во времени, обусловленную нарушением сознания при локальных поражениях мозга и при психических заболеваниях, и более частную, проявляющуюся как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария), связанных с синдромом расстройств работы слухового анализатора , а также при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном...
Нарушения восприятия пространства трудности ориентировки в пространстве изза нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутреннем (кожнокинестетического) анализаторов , которые возникают при различных патологических состояниях мозга. Различают следующие формы нарушений восприятия пространства: 1.Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире; 2.Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве изза непонимания праволевых и верхненижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменнозатылочных отделов мозга; 3.Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы; 4.Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого...
Нарушения генерализованных процессов неспецифической активации трудности активного включения в деятельность, которые возникают при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области. При этом происходит изменение динамики протекания всех психических функций на основе модальнонеспецифических расстройств памяти и...
Нарушения личности системные нарушения поведения , прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации , нарушение самооценки . Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций...
Нарушения локальных процессов неспецифической активации затруднения в активации, которые связаны с поражениями корковых отделов неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга) и ведут к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]