Exit Project: Глоссарий: Значение работы медсестер в психотерапии

Значение работы медсестер в психотерапии



В последние десятилетия наметилась выраженная тенденция к усилению роли среднего медицинского персонала в совершенствовании всей системы здравоохранения, что обусловлено различными преобразованиями в области обучения, подготовки медсестер и организации их деятельности на более высоком уровне. Теперь они должны обладать сложными медицинскими, естественно-научными, а также техническими познаниями и навыками, необходимыми для ухода за больными. В западных странах в соответствии с запросами нашего времени уже в течение многих лет медсестер готовят по расширенным программам, что значительно повышает их статус как фактических помощников врачей. Медсестры выступают в качестве педагогов и активно проводят научные исследования в сфере своей деятельности наравне со специалистами с высшим образованием.


В 1992 г. в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии впервые в России создан факультет подготовки медсестер с высшим образованием, на который принимаются лица, окончившие медицинское училище, с целью дальнейшего профессионального усовершенствования и подготовки к более сложным видам деятельности. Основная задача этого факультета - выпуск специалистов по организации деятельности медсестер на местах в любом структурном подразделении системы здравоохранения и по обеспечению руководства этим подразделением. Дополнительными их функциями может быть проведение научно-исследовательских разработок в сфере своих профессиональных интересов, а также менеджмент по созданию новых или коммерческих структур в системе медицинской помощи, например специализированных лечебных учреждений, ориентированных на деятельность семейных врачей и даже, более узко, семейных психотерапевтов.


Для работы в области психотерапии медсестер дополнительно готовят по специальной программе (с учетом многих особенностей их сферы деятельности). В первую очередь они проходят лабораторный тренинг по технологии эффективного взаимодействия с больными. Основанием профессионализма медсестер являются их развитые (натренированные) способности в сфере социальной перцепции, что позволяет активно выслушать пациентов, оказывать им эмоциональную поддержку. В заключение собранная и структурированная информация о поведении и переживаниях больных записывается в дневнике наблюдений с целью обратной связи. Не менее важным для медсестер, работающих в области психотерапии, является их способность к яркой, отчетливой экспрессии, т. е. к активному, открытому использованию в отношениях с больными всех видов невербальной коммуникации. Это делает поведение сестер «прозрачным» (понятным) для пациентов без дополнительных эмоциональных усилий с их стороны. И особенно важно, что подобное поведение медсестер можно рассматривать в качестве модели (образца) поведения для больных.


В различных структурных подразделениях психотерапевтической службы медсестры осуществляют комплекс мероприятий по терапии средой, обеспечивающей пациентам общение друг с другом, создающей предпосылки для реализации принципов самоуправления в формирующемся сообществе больных, что ускоряет их выздоровление. Медсестры непосредственно проводят поведенческую психотерапию, например в форме функциональных тренировок поведения, или реализуют ее отдельные элементы (по назначению врача и в контексте тактики лечения конкретного больного). Медсестры осуществляют с пациентами арттерапию, во многих случаях они с успехом могут использовать простые формы библиотерапии, а после специальной подготовки им можно доверить занятия по телесно-ориентированной психотерапии, хореотерапии или проведение отдельных психогимнастических упражнений в соответствии с общими задачами лечения больных. В случае дальнейшей интеграции видеотехники в психотерапевтический процесс, после дополнительного обучения, медсестры могут проводить одну из современных форм эстетопсихотерапии - просмотр с небольшой группой пациентов художественных фильмов на видеокассетах (наиболее выдающихся, всемирно известных кинорежиссеров) с последующим обсуждением содержания или сюжета по отработанному алгоритму.


Все очерченные выше задачи могут быть выполнены медсестрой лишь при постоянном совершенствовании ею профессиональных знаний и навыков. Но, кроме этого, медсестре необходимо постоянно повышать свой культурный уровень и стремиться к личностному росту.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Нарушения мышления

Нарушения мышления нарушения в выполнении интеллектуальных операций , обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации , проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности . В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербальнологическое, нагляднообразное или нагляднодейственное мышление . В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей. При...

Нарциссизм

Нарциссизм половая перверсия. Характеризуется эротическим влечением к своему собственному телу. При этом основой достижение сексуального удовлетворения выступает любование своим обнаженным телом, его поглаживание. Название дано по имени героя древнегреческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в...

Наследственность

Наследственность эволюционный опыт предыдущих поколений живых организмов, запечатленный в генетическом аппарате. Хранение, воспроизведение и передача наследственной информации происходит посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот, индивидуальная совокупность которых образовывает генотип. Под его контролем находятся морфологические, биохимические, физиологические признаки организма. Но проявление этих признаков в индивиде зависит от конкретных условий индивидуального...

Настойчивость

Настойчивость личностное качество. Характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной...

Настроение

Настроение эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента . Основой признак того или иного настроения эмоциональный тон, положительный или...

Научение

Научение (автор Э.Л.Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование сложных поведенческих реакций, социальное научение и...

Научение у животных

Научение у животных готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания. У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов , структура которых может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. Одной из форм научения является формирование навыка, в котором исполнительные операции являются достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонентов, их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к окружающей среде. При существовании животных в видовых сообществах научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но также и на основе подражания одних...

Научная организация труда

Научная организация труда управление производственным процессом на основе системного анализа. Основные положения НОТ сформулировал американский инженер Ф.У.Тейлор . К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся: 1.Совершенствование форм разделения труда; 2.Улучшение организации рабочих мест; 3.Рационализация методов труда; 4.Оптимизация нормирования труда; 5.Подготовка рабочих...

Небылицын Владимир Дмитриевич

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930 1972) отечественный психолог. В 1947г. поступил на отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ. После окончания работал учителем и методистом Института усовершенствования учителей в Махачкале. В 1954г. поступил в аспирантуру Института психологии АПНСССР. В 1965г. защитил докторскую диссертацию. После смерти Б.М.Теплова руководил созданной им лабораторией в НИИ общей и педагогической психологии АПНСССР, был заместителем директора института по научной работе. Профессор (1968), членкорреспондент АПНСССР. С первых дней основания Института психологии АНСССР (1971) он заместитель директора и заведующий лаборатории дифференциальной психологии. Погиб в авиакатастрофе. На основе исследований Теплова разрабатывал основные принципы дифференциальной психофизиологии. Доказал гипотезу...

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis устный и лат. cоmmunicatiо общаться) поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы: паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); проксемику (характеристики межличностной дистанции). Литература. HarperR.G., WiensA.N., MatassaroJ.D. Nonverbal communication. N.Y.L.: J.Wiley & Sons, 1978,...

Неврастения

Неврастения форма невроза , которая может возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей) и характеризуется развитием синдрома раздражительной слабости, к которому относятся плохая переносимость сильных раздражителей, подавленное настроение . Изза повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания происходит нарушение работоспособности. Часто наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные...

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний форма невроза , вероятность возникновения которого наиболее велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий , страхов (фобий), к которым относятся кардиофобия, канцерофобия, страх...

Невроз страха

Невроз страха форма невроза , который развивается в ответ на психические травмы и в котором синдром страха является ведущим. При этом чувство страха может носить либо нелокализованный характер, либо быть связанным с определенным органом тела или с конкретной ситуацией, как, например, страх высоты, замкнутых...

Неврозы

Неврозы (от греч. neuron жила, нерв) пограничные нервнопсихические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность , соматические заболевания, социальнопсихологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями ( тревога , ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению , невроз страха , истерический невроз и невроз навязчивых состояний . Для лечения неврозов наряду с медикаментозными воздействиями используют различные формы психотерапии...

Негативизм

Негативизм (от лат. negatio отрицание) нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности , прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных...

Негативизм детский

Негативизм детский форма общения ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, в...

Негативные эмоции

Негативные эмоции эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т.Бек, А.Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия. Виды: гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия; печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования; страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения; презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования; застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности; чувство вины...

Недирективная терапия

Недирективная терапия (от лат. dirigere направлять и греч. theraрeia лечение) форма психотерапии , автор К.Роджерс . Характеризуется тем, что в ней нет попыток поставить диагноз, дать интерпретацию, но всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия, понимания. Считается, что это создает условия для мобилизации пациентом собственных сил для решения психологических проблем. Основными приемами выступают позитивное оценивание, эмпатийное понимание,...

Недостаток побуждения

Недостаток побуждения (Antriebsmangel) отсутствие или недостаточность спонтанного побуждения, автор К.Клейст (1911г.). Выражается в нарушении всех психических функций и психомоторных реакций при ненарушенном сознании. Проявляется в снижении темпа и интенсивности психической активности, вялости, незаинтересованности, порой достигает аффективного безразличия, эмоциональной тупости и снижения всей психической деятельности. Выступает как особый симптом при поражениях коры головного мозга (мозговая абулия), гипофизарных опухолях, при нарушениях стриарной системы, также при некоторых формах слабоумия. Возникает также при депрессивных неврозах, эндогенных депрессиях. В меньшей степени характерно для отдельных личностных типов, например, астеников...

Нейро-лингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (от греч. neuron жила, нерв + лат. lingua язык и греч. programma предписание) форма психотерапии , авторы Р.Бэндлер, Д.Гриндер. В его основе положено учение о структуре процесса общения, при отвлечении от содержательных аспектов. Постулируется, что основным компонентом общения является модальность сенсорного канала (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой информация воспринимается и хранится в памяти. Целью психотерапии выступает очистка доминирующего у индивида канала. Одним из основных психотерапевтических приемов является установка якоря связывание некоторых состояний сознания индивида с определенными действиями психотерапевта, которое осуществляется по преимуществу в кинестетической модальности. Литература. ГриндерД., БэндлерР. Формирование транса; ГриндерД., БэндлерР. Вводный курс НЛП...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Значение работы медсестер в психотерапии