Exit Project: Глоссарий: Лейпцигская школа

Лейпцигская школа



Лейпцигская школа психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10xгг. ХХв. и просуществовавшее до середины 30х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт , Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия гештальт , по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии , но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие комплекскачество, родственное понятию гештальткачества в гештальпсихологии. Комплекскачество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекскачества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза , типологии восприятия , развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства , которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50хгг. (А.Веллек), а также в гуманистической психологии ( Г.Олпорт ).

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Нейролингвистика

Нейролингвистика раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях...

Нейрон–детектор

Нейрондетектор нервная клетка, которая избирательно реагирует на определенные сенсорные признаки сложного раздражителя. В частности в зрительной системе были выделены ориентационноселективные клетки, которые генерируют импульс только при определенном угле поворота полоски в рамках рецептивного поля, и дирекциональноселективные, которые избирательно реагируют на движение стимула по рецептивному полю в одном из возможных направлений. Описаны также детекторы очень сложных признаков изображений, которые реагируют на тень руки, на циклические движения, на приближение и удаление...

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологические синдромы устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Их выявление осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методик, разработанных А.Р.Лурия . При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. При поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух. При поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочнотеменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие , возникают расстройства праксиса....

Нейропсихология

Нейропсихология раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р.Лурия , который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов . В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения...

Нейротизм

Нейротизм (от греч. neuron жила, нерв) личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога , низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть...

Нейрофизиология

Нейрофизиология раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы на основе электрофизиологических...

Необихевиоризм

Необихевиоризм (от греч. neоs новый и англ. behaviour поведение) психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты в схеме S R появились промежуточные переменные. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Виды: к необихевиоризму относятся: концепция Б.Скиннера , концепция К.Халла , концепция Э.Толмена...

Неопсихоанализ

Неопсихоанализ (от греч. neоs новый и psychе душа + analysis разложение, расчленение) ряд психологических направлений. Возник в 2030егг. Опирается на отдельные постулаты психоанализа З.Фрейда , в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного . Основан на постулате о социальной детерминированности психики человека, характеризуется преимущественным вниманием к культурным и социальным феноменам при объяснении невротического и, вторично, нормального поведения. К этому ряду могут быть отнесены учения Г.Салливанена , К.Хорни , Ш.Радо , Ф.Александера , Б.А.Митчерлих, Э.Фромма , Г.Маркузе, Х.ШультцХенке . Литература. BirnbachM. NeoFreudian Social Philosophy. Stanford,...

Неотения

Неотения (от фр. neotenie) способность, свойственная некоторым земноводным и ряду беспозвоночных, к размножению до наступления полного биологического созревания организма. В силу длительности процесса созревания это характерно и для человека. В частности, мозг человека полностью сформировывается к 23му году жизни, т.е. значительно позже наступления половой...

Неофрейдизм

Неофрейдизм направление в психологии, возникшее в 2030егг., в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни , Г.С.Салливен и Э.Фромм...

Непроизвольная реакция

Непроизвольная реакция форма поведения , которое изначально не выступает объектом сознательного управления, как например вегетативные реакции. При этом последствия осуществления подобной реакции могут быть осознаны, после чего и сама реакция поставлена под сознательный...

Непроизвольное запоминание

Непроизвольное запоминание запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность , полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов...

Нервная анорексия

Нервная анорексия (от греч. a отрицательная частица + orexis аппетит) Отсутствие желания есть при наличии физиологической потребности в питании. Обусловлена психическими заболеваниями, сопровождается физическим истощением. Автор LasegueE.Ch.,...

Нервная билимия

Нервная билимия (от греч. neuron жила, нерв, bus бык + limos голод) клиническое состояние. Характеризуется мучительными приступами внезапного повышения аппетита. Сам процесс поглощения пищи воспринимается больным как мало контролируемый. Постоянно присутствуют мысли о необходимости ограничить свое пищевое потребление. В действительности случаи переедания обусловлены, как правило, лишь ситуациями тревоги , напряженности, дискомфорта, а не собственно нехваткой питания. Соответственно действия по насыщению призваны снять тревожность. Личности, страдающие нервной булимией, отличаются плохой психосоциальной адаптацией, недостаточным самоконтролем, зависимостью от окружающих, часто нарушениями полоролевого поведения, а также депрессией. Виды: демонстративная; обсессивноритуалистическая; мазохистская; ориентированная на сексуальную...

Нервная система

Нервная система иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются: 1.Контакты с внешним миром; 2.Реализация целей; 3.Координация работы внутренних органов; 4.Целостная адаптация организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной...

Нервно–мышечная релаксация

Нервномышечная релаксация психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации . При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых...

Никифорова Ольга Ивановна

Никифорова Ольга Ивановна (1903, Иркутск 6.06.1978) отечественный психолог. В 1922г. окончила факультет общественных наук МГУ. Занималась научноисследовательской работой по проблемам психологии зрительного восприятия, производственного обучения, художественного творчества. В 1936г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Проблема киновосприятия, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические вопросы восприятия художественной литературы. В 1948г. перешла из Института психологии, где проработала более десяти лет, на кафедру психологии философского факультета МГУ. Профессор кафедры общей психологии. Специалист по проблемам восприятия художественной литературы и воображения. Сочинения. Исследование по психологии художественного творчества; Психология восприятия художественной...

Никтофобия

Никтофобия (от греч. nyktos ночь + phobos страх) навязчивый страх темноты, неосвещенных помещений. Синоним...

Нистагм

Нистагм (от греч. nystagmos дремота) ритмические движения глазного яблока, состоящие из медленного движения в одном направлении и быстрого...

Новорожденность

Новорожденность возрастной период от рождения до достижения четырехшести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная , болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости , видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейпцигская школа