Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Нейролингвистика

Нейролингвистика раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях...

Нейрон–детектор

Нейрондетектор нервная клетка, которая избирательно реагирует на определенные сенсорные признаки сложного раздражителя. В частности в зрительной системе были выделены ориентационноселективные клетки, которые генерируют импульс только при определенном угле поворота полоски в рамках рецептивного поля, и дирекциональноселективные, которые избирательно реагируют на движение стимула по рецептивному полю в одном из возможных направлений. Описаны также детекторы очень сложных признаков изображений, которые реагируют на тень руки, на циклические движения, на приближение и удаление...

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологические синдромы устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Их выявление осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методик, разработанных А.Р.Лурия . При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций. При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. При поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух. При поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочнотеменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие , возникают расстройства праксиса....

Нейропсихология

Нейропсихология раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р.Лурия , который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов . В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения...

Нейротизм

Нейротизм (от греч. neuron жила, нерв) личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка . По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, особенности работы которой обусловлены лимбической системой и гипоталамусом, повышается эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога , низкая самооценка. Такой человек внутренне беспокоен, озабочен, склонен пороть...

Нейрофизиология

Нейрофизиология раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы на основе электрофизиологических...

Необихевиоризм

Необихевиоризм (от греч. neоs новый и англ. behaviour поведение) психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты в схеме S R появились промежуточные переменные. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Виды: к необихевиоризму относятся: концепция Б.Скиннера , концепция К.Халла , концепция Э.Толмена...

Неопсихоанализ

Неопсихоанализ (от греч. neоs новый и psychе душа + analysis разложение, расчленение) ряд психологических направлений. Возник в 2030егг. Опирается на отдельные постулаты психоанализа З.Фрейда , в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного . Основан на постулате о социальной детерминированности психики человека, характеризуется преимущественным вниманием к культурным и социальным феноменам при объяснении невротического и, вторично, нормального поведения. К этому ряду могут быть отнесены учения Г.Салливанена , К.Хорни , Ш.Радо , Ф.Александера , Б.А.Митчерлих, Э.Фромма , Г.Маркузе, Х.ШультцХенке . Литература. BirnbachM. NeoFreudian Social Philosophy. Stanford,...

Неотения

Неотения (от фр. neotenie) способность, свойственная некоторым земноводным и ряду беспозвоночных, к размножению до наступления полного биологического созревания организма. В силу длительности процесса созревания это характерно и для человека. В частности, мозг человека полностью сформировывается к 23му году жизни, т.е. значительно позже наступления половой...

Неофрейдизм

Неофрейдизм направление в психологии, возникшее в 2030егг., в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни , Г.С.Салливен и Э.Фромм...

Непроизвольная реакция

Непроизвольная реакция форма поведения , которое изначально не выступает объектом сознательного управления, как например вегетативные реакции. При этом последствия осуществления подобной реакции могут быть осознаны, после чего и сама реакция поставлена под сознательный...

Непроизвольное запоминание

Непроизвольное запоминание запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность , полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов...

Нервная анорексия

Нервная анорексия (от греч. a отрицательная частица + orexis аппетит) Отсутствие желания есть при наличии физиологической потребности в питании. Обусловлена психическими заболеваниями, сопровождается физическим истощением. Автор LasegueE.Ch.,...

Нервная билимия

Нервная билимия (от греч. neuron жила, нерв, bus бык + limos голод) клиническое состояние. Характеризуется мучительными приступами внезапного повышения аппетита. Сам процесс поглощения пищи воспринимается больным как мало контролируемый. Постоянно присутствуют мысли о необходимости ограничить свое пищевое потребление. В действительности случаи переедания обусловлены, как правило, лишь ситуациями тревоги , напряженности, дискомфорта, а не собственно нехваткой питания. Соответственно действия по насыщению призваны снять тревожность. Личности, страдающие нервной булимией, отличаются плохой психосоциальной адаптацией, недостаточным самоконтролем, зависимостью от окружающих, часто нарушениями полоролевого поведения, а также депрессией. Виды: демонстративная; обсессивноритуалистическая; мазохистская; ориентированная на сексуальную...

Нервная система

Нервная система иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются: 1.Контакты с внешним миром; 2.Реализация целей; 3.Координация работы внутренних органов; 4.Целостная адаптация организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной...

Нервно–мышечная релаксация

Нервномышечная релаксация психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации . При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых...

Никифорова Ольга Ивановна

Никифорова Ольга Ивановна (1903, Иркутск 6.06.1978) отечественный психолог. В 1922г. окончила факультет общественных наук МГУ. Занималась научноисследовательской работой по проблемам психологии зрительного восприятия, производственного обучения, художественного творчества. В 1936г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Проблема киновосприятия, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические вопросы восприятия художественной литературы. В 1948г. перешла из Института психологии, где проработала более десяти лет, на кафедру психологии философского факультета МГУ. Профессор кафедры общей психологии. Специалист по проблемам восприятия художественной литературы и воображения. Сочинения. Исследование по психологии художественного творчества; Психология восприятия художественной...

Никтофобия

Никтофобия (от греч. nyktos ночь + phobos страх) навязчивый страх темноты, неосвещенных помещений. Синоним...

Нистагм

Нистагм (от греч. nystagmos дремота) ритмические движения глазного яблока, состоящие из медленного движения в одном направлении и быстрого...

Новорожденность

Новорожденность возрастной период от рождения до достижения четырехшести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная , болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости , видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие