1.Если я не достигаю успеха на уроке при нарушениях дисциплины, обычно я не выясняю, почему это произошло. 2.Если я сталкиваюсь на уроке со сложными проблемами нарушения порядка и агрессивности учащихся, я не стараюсь получить дополнительную информацию о причинах этого. 3.Если первые шаги по решению подобных проблем не удаются, то я стараюсь их обойти. 4.После завершения моего урока, я не анализирую, что я делал правильно или неправильно. 5.Обычно мне не удается найти действенный путь к решению проблем нарушения порядка на уроке. 6.После ряда шагов, направленных на решение проблемы, я стараюсь сравнить реальный результат с ожидаемым. 7.Когда я сталкиваюсь с подобными проблемами, я обдумываю как можно больше вариантов их решения. 8.Если возникает проблема нарушения порядка на уроке, я стараюсь проанализировать мои чувства, возникшие в ответ на это. 9.Если я не знаю, как разрешить проблемную ситуацию, я не трачу время на то, чтобы разобраться с моими мыслями и чувствами. 10.Большинство из подобных проблем я в состоянии решить даже тогда, когда решение приходит не сразу. 11.Слишком многие проблемы нарушения поведения порядка и агрессии учащихся так сложны, что я не в состоянии их решать. 12.Большинством из решений, принимаемых мной в ситуации нарушения поведения и агрессии учащихся, я остаюсь вполне доволен. 13.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я склонен следовать первому пришедшему в голову решению. 14.Иногда у меня нет времени, чтобы обдумать нарушения порядка учащимися, и урок продолжает идти дальше. 15.Если я обдумываю варианты решения подобных проблем, я не трачу время на определение вероятности успеха различных вариантов. 16.Если я замечаю нарушение порядка на уроке, я его сначала хорошенько обдумаю, прежде чем на него реагировать. 17.В большинстве случаев нарушения порядка на уроке я разрешаю их, руководствуясь первой стоящей идеей, которая приходит в голову. 18.В подобных ситуациях я принимаю решения, в которых соотнесены друг с другом все возможные альтернативы. 19.Если я планирую путь решение проблемы, то я уверен, что этот план удастся реализовать. 20.Я обычно стараюсь предусмотреть последствия моих действий на возникающие на уроке проблемы. 21.Когда я действую в ответ на ситуацию нарушения порядка и агрессии учащихся, мне никогда не приходит в голову много вариантов. 22.Пытаясь решить возникающую проблему, я часто вспоминаю аналогичные случаи, которые у меня уже были. 23.Уверен, что, имея время и желание, я в состоянии решить большинство проблем, которые передо мной встанут. 24.Я разберусь с проблемами нарушений порядка, держась уверенно даже с новыми учениками или в новом классе. 25.Чем больше я задумываюсь о проблемах нарушения порядка, тем больше мне кажется, что я не достигаю цели и брожу вокруг да около. 26.В отношении нарушений порядка и агрессии учащихся я часто выношу суждения, в которых в последствии раскаиваюсь. 27.Я доверяю своей способности успешно решать проблемы новых и сложных школьных ситуаций. 28.У меня есть свой метод, на основании которого я сравниваю альтернативы при принятии решений в проблемных ситуациях. 29.Если я пытаюсь найти решение проблемы нарушения порядка, мне не удается соотнести различные варианты решения. 30.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я не стараюсь понять, как на них будет реагировать весь класс. 31. Если возникает проблема нарушения порядка, я в состоянии воспринимать и всю ситуацию в целом, и касающиеся ее детали. 32.Иногда при нарушениях дисциплины я реагирую так эмоционально, что не в состоянии использовать известные дидактические приемы. 33.В большинстве случаев, когда я сталкиваюсь с нарушениями порядка, мой прогноз исхода дела совпадает с фактическим результатом. 34.Когда я сталкиваюсь с ситуациями нарушения порядка и агрессии учащихся, я часто не уверен, смогу ли их успешно разрешить. 35.Если в подобных ситуациях я сохраняю за ними контроль, то всегда анализирую, за счет чего это удалось. Шкалы. 1.Доверие к собственному решению проблем: 5, 10, 12, 19, 22, 23, 24, 27, 33, 35, -11, -34. 2.Поведение избегания: 1, 2, 4, 9, 13, 15, 17, 21, 30, -6, -7, -8, -16, -18, -20, -28, -31. 3.Влияние на нарушение порядка и агрессию учащихся: -3, -14, -25, -26, -29, -32.
Нойманн (Neumann) Эрих (23.1.1905, Берлин 5.11.1960, ТельАвив) израильский психолог. В 1927г. защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете, после этого приступил к изучению медицины и в 1933г. сдал первый государственный экзамен, но изза угрозы нацизма ему пришлось прервать образование, и он эмигрировал, сначала с Швейцарию, затем, в 1934г., в Палестину. Занимался в ТельАвиве частной психотерапевтической практикой, прошел обучение глубинной психологии у К.Г.Юнга (1934, 1936), постоянно ездил в Цюрихский институт Юнга и, с 1948г., на заседания журнала Eranos в г.Аксоне, Швейцария. Читал гостевые лекции в Англии, Франции, Нидерландах. Член Интернациональной ассоциации аналитической психологии и неизменный президент Израильской ассоциации аналитической психологии. Разработал...
Номинальная шкала метрическая шкала, отображающая лишь отношение эквивалентности между элементами измеряемой области. При этом данные элементы группируются в отдельные непересекающиеся классы, получающие номера или названия, и номер класса фактически не имеет количественного выражения. По номинальной шкале происходит приписывание номеров игрокам спортивной...
(Греч. noos - разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927), В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную...
Норман (Norman) Дональд (род. 25.12.1935) американский психолог. Профессор Калифорнийского университета. Специалист в области психологии восприятия, памяти,...
Ностальгия (от лат. nostos возвращение на родину + algos боль, печаль) клиническое нарушение. Тоска по дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Первым ввел это понятие врач J.Hofer (1688) в труде Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh, где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину. Выделялись три стадии развития этого заболевания: больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом; мысли о родине приобретают форму идеи фикс, появляется бессонница, пропадает...
Ноцицептивная чувствительность чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Этот вид чувствительности субъективно может быть представлен в виде боли, а также в виде различных интерорецептивных ощущений, таких как изжога, тошнота, головокружение, зуд,...
Ньюком (Newcоmb) Теодор (род. 1903) американский социолог и психолог. Преподавал психологию в Беннингтонском колледже. С 1946г. профессор социологии и социальной психологии Мичиганского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, психологии личности и социальных установок, коммуникаций и групповых процессов. Сочинения. The Social Psychology. 1950; An Aррrоach tо the Study оf Communicative Acts. 1953; Impact оf College оn Students....
Нюттен Жозеф (1909 1988) бельгийский психолог, специалист по проблем психологии обучения, мотивации и личности . В основе его теории лежит понятие функциональной связи индивид среда, из которого он выводит формирование, строение и функционирование человеческой мотивации. В 80егг. предложил ряд методических стратегий для анализа временной перспективы...
(нем. Obertone - дополнительные тона, возникающие при звучании основного тона). Промежуточные психические процессы, представляющие собой переход между сознанием и бессознательной психической...
Облигатный (лат. obligatus — обязательный, непременный). Термин, применяемый для обозначения свойства, непременно присущего данному явлению, состоянию, процессу, болезни. Например, E.Bleuler (1911) выделил триаду основных, облигатных признаков шизофрении. В отличие от других симптомов, которые наблюдаются не при всех формах болезни, эти три ризнака - аутизм, расщепление и эмоциональное снижение - являются обязательными; отсутствие одного из них ставит диагноз шизофрении под сомнение и требует уточнения диагностических вопросов. В то же время симптомы шизофрении 1 ранга по K.Schneider не являются...
Названы по имени героя одноименного романа И. Л. Гончарова. 1. Описан A.Mascioni (1957) и H.Dietrich (1965) у психопатических личностей, происходящих чаще всего из высокопоставленных и хорошо обеспеченных семейств. Характерны слабоволие, апатия, лень. Эти лица длительно нуждаются в опеке и покровительстве старших, ждут от последних постоянных услуг, являются тиранами в семье. Часто при этом наблюдаются ипохондричиость, наклонность к фобическим переживаниям (агорафобия, кардиофобия, танатофобия); 2. Описан W.Wermut (1975) и проявляется у депрессивных больных в трудности утреннего подъема из...
Внезапная непродолжительная (чаще в пределах 1-5 минут, иногда до 30 мин и более) глубокая потеря сознания. Сопровождается резкой бледностью, обездвиженностыо тела, холодным потом, значительным ослаблением дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. Является проявлением острой гипоксии мозга и падения вегето-сосудистого тонуса. Непосредственной причиной обморока может быть волнение, сильная боль, тепловой удар, гипервентиляция легких. Часто наблюдается при патологии сердечно-сосудистой системы. При истерии обмороки носят целевой характер, потеря сознания неполная, сомато-вегегативиые проявления выражены меньше. Ортостатические обмороки возникают при быстром переходе тела из горизонтального в вертикальное положение и нередко встречаются при лечении нейролептиками. Син.: синкопе (греч. synkope — сокращение,...
Обобщение познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия , проявляясь как константность восприятия . На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий приемов познавательной деятельности и...
Обоняние способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные , болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ сладости). Одновременное действие нескольких пахучих веществ может приводить к их смешению, взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, появлению нового...
Обонятельный анализатор нейрофизиологическая система, благодаря деятельности которой осуществляется анализ пахучих веществ, попадающих на слизистую оболочку носовой полости. Обонятельный анализатор включает периферический отдел, представленный обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки, проводящими нервными путями в виде обонятельного нерва, ведущие к обонятельной луковице, и центральный отдел, включающий обонятельный путь, подкорковые нервные образования в виде сосковидных тел и корковый отдел, который локализован в извилине морского...
Оборонительный рефлекс защитная реакция организма в виде безусловного рефлекса в ответ на разрушительные воздействия, обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страха, гнева). Приспособительные реакции (повышение тонуса скелетных мышц, учащение сердечного и дыхательного ритмов, усиление деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ, повышение чувствительности зрительного и слухового анализаторов , снижение деятельности пищеварительного тракта, тактильной , вкусовой и температурной чувствительности), входящие в оборонительный рефлекс, обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола...
Образ субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим...
Образ воображения результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной...
Образ восприятия отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный...
Образ мира (автор А.Н.Леонтьев ) методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности. Это многомерный образ мира, образ реальности. Литература. ЛеонтьевА.Н. Психология образа // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1979, N2,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]