Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Психология

Давыдов В.В. Психология



Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов. На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания). Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественноисторическую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов. К.Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: ...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189). Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественноисторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного. Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественнокультурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактноречевым мышлением). Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.). В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, стволом всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.). Дифференциальноинтеграционные процессы, превратившие психологию в куст отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Исторический очерк. Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозномифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином душа). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь? Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что всетаки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты О душе, Происхождение животных и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: (Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным) (Аристотель. О душе. М., 1937, с.42). Предвидение это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: Ожидание относится к вещам будущим, память к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет (Августин. Творения. Киев, 19001905, ч.2, с.302303). В XVIIXVIIIвв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIIIв. была поставлена проблема различных уровней нервнопсихической организации (Д.Дидро, П.Ж.Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К.Гельвеций). В психофизиологии XIXв. Г.Гельмгольц показал недостаточность анатомофизиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют бессознательные умозаключения. Ч.Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В.Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии). На рубеже XIXXXвв. сложился созданный З.Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XXв. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление реакции речевого аппарата; чувство реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 3070гг. сложилась научная школа Ж.Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э.Фромм и др.). Возникла так называемая гуманистическая психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к дегуманизации (А.Маслоу и др.). В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 2030гг. была разработана культурноисторическая теория психического развития человека (научная школа Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и др.). В научных школах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н.Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна и др.). Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научнотехнической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретикоинформационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логикоматематического аппарата, компьютеров и других средств. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научнотехнический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, творчества с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития. Литература. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2х тт. М., 1980. БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М., 1990. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6ти тт. М., 19821984. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. М., 1969. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1989. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. Экспериментальная психология: Пер. с фр. 15 тт. Ред.сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М., 1985. MisiakH., SextonV. History of Psychology. N.Y.L., 1968. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Нойманн (Neumann) Эрих

Нойманн (Neumann) Эрих (23.1.1905, Берлин 5.11.1960, ТельАвив) израильский психолог. В 1927г. защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете, после этого приступил к изучению медицины и в 1933г. сдал первый государственный экзамен, но изза угрозы нацизма ему пришлось прервать образование, и он эмигрировал, сначала с Швейцарию, затем, в 1934г., в Палестину. Занимался в ТельАвиве частной психотерапевтической практикой, прошел обучение глубинной психологии у К.Г.Юнга (1934, 1936), постоянно ездил в Цюрихский институт Юнга и, с 1948г., на заседания журнала Eranos в г.Аксоне, Швейцария. Читал гостевые лекции в Англии, Франции, Нидерландах. Член Интернациональной ассоциации аналитической психологии и неизменный президент Израильской ассоциации аналитической психологии. Разработал...

Номинальная шкала

Номинальная шкала метрическая шкала, отображающая лишь отношение эквивалентности между элементами измеряемой области. При этом данные элементы группируются в отдельные непересекающиеся классы, получающие номера или названия, и номер класса фактически не имеет количественного выражения. По номинальной шкале происходит приписывание номеров игрокам спортивной...

Ноосфера

(Греч. noos - разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927), В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную...

Норман (Norman) Дональд

Норман (Norman) Дональд (род. 25.12.1935) американский психолог. Профессор Калифорнийского университета. Специалист в области психологии восприятия, памяти,...

Ностальгия

Ностальгия (от лат. nostos возвращение на родину + algos боль, печаль) клиническое нарушение. Тоска по дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Первым ввел это понятие врач J.Hofer (1688) в труде Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh, где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину. Выделялись три стадии развития этого заболевания: больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом; мысли о родине приобретают форму идеи фикс, появляется бессонница, пропадает...

Ноцицептивная чувствительность

Ноцицептивная чувствительность чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Этот вид чувствительности субъективно может быть представлен в виде боли, а также в виде различных интерорецептивных ощущений, таких как изжога, тошнота, головокружение, зуд,...

Ньюком Теодор

Ньюком (Newcоmb) Теодор (род. 1903) американский социолог и психолог. Преподавал психологию в Беннингтонском колледже. С 1946г. профессор социологии и социальной психологии Мичиганского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, психологии личности и социальных установок, коммуникаций и групповых процессов. Сочинения. The Social Psychology. 1950; An Aррrоach tо the Study оf Communicative Acts. 1953; Impact оf College оn Students....

Нюттен Жозеф

Нюттен Жозеф (1909 1988) бельгийский психолог, специалист по проблем психологии обучения, мотивации и личности . В основе его теории лежит понятие функциональной связи индивид среда, из которого он выводит формирование, строение и функционирование человеческой мотивации. В 80егг. предложил ряд методических стратегий для анализа временной перспективы...

Обертоны психические

(нем. Obertone - дополнительные тона, возникающие при звучании основного тона). Промежуточные психические процессы, представляющие собой переход между сознанием и бессознательной психической...

Облигатный

Облигатный (лат. obligatus — обязательный, непременный). Термин, применяемый для обозначения свойства, непременно присущего данному явлению, состоянию, процессу, болезни. Например, E.Bleuler (1911) выделил триаду основных, облигатных признаков шизофрении. В отличие от других симптомов, которые наблюдаются не при всех формах болезни, эти три ризнака - аутизм, расщепление и эмоциональное снижение - являются обязательными; отсутствие одного из них ставит диагноз шизофрении под сомнение и требует уточнения диагностических вопросов. В то же время симптомы шизофрении 1 ранга по K.Schneider не являются...

Обломова синдромы

Названы по имени героя одноименного романа И. Л. Гончарова. 1. Описан A.Mascioni (1957) и H.Dietrich (1965) у психопатических личностей, происходящих чаще всего из высокопоставленных и хорошо обеспеченных семейств. Характерны слабоволие, апатия, лень. Эти лица длительно нуждаются в опеке и покровительстве старших, ждут от последних постоянных услуг, являются тиранами в семье. Часто при этом наблюдаются ипохондричиость, наклонность к фобическим переживаниям (агорафобия, кардиофобия, танатофобия); 2. Описан W.Wermut (1975) и проявляется у депрессивных больных в трудности утреннего подъема из...

Обморок

Внезапная непродолжительная (чаще в пределах 1-5 минут, иногда до 30 мин и более) глубокая потеря сознания. Сопровождается резкой бледностью, обездвиженностыо тела, холодным потом, значительным ослаблением дыхания и сердечно-сосудистой деятельности. Является проявлением острой гипоксии мозга и падения вегето-сосудистого тонуса. Непосредственной причиной обморока может быть волнение, сильная боль, тепловой удар, гипервентиляция легких. Часто наблюдается при патологии сердечно-сосудистой системы. При истерии обмороки носят целевой характер, потеря сознания неполная, сомато-вегегативиые проявления выражены меньше. Ортостатические обмороки возникают при быстром переходе тела из горизонтального в вертикальное положение и нередко встречаются при лечении нейролептиками. Син.: синкопе (греч. synkope — сокращение,...

Обобщение

Обобщение познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия , проявляясь как константность восприятия . На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий приемов познавательной деятельности и...

Обоняние

Обоняние способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные , болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ сладости). Одновременное действие нескольких пахучих веществ может приводить к их смешению, взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, появлению нового...

Обонятельный анализатор

Обонятельный анализатор нейрофизиологическая система, благодаря деятельности которой осуществляется анализ пахучих веществ, попадающих на слизистую оболочку носовой полости. Обонятельный анализатор включает периферический отдел, представленный обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки, проводящими нервными путями в виде обонятельного нерва, ведущие к обонятельной луковице, и центральный отдел, включающий обонятельный путь, подкорковые нервные образования в виде сосковидных тел и корковый отдел, который локализован в извилине морского...

Оборонительный рефлекс

Оборонительный рефлекс защитная реакция организма в виде безусловного рефлекса в ответ на разрушительные воздействия, обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страха, гнева). Приспособительные реакции (повышение тонуса скелетных мышц, учащение сердечного и дыхательного ритмов, усиление деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ, повышение чувствительности зрительного и слухового анализаторов , снижение деятельности пищеварительного тракта, тактильной , вкусовой и температурной чувствительности), входящие в оборонительный рефлекс, обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола...

Образ

Образ субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим...

Образ воображения

Образ воображения результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной...

Образ восприятия

Образ восприятия отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный...

Образ мира

Образ мира (автор А.Н.Леонтьев ) методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности. Это многомерный образ мира, образ реальности. Литература. ЛеонтьевА.Н. Психология образа // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1979, N2,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Психология