Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.
Обсессия (от фр. obsession от лат. obsessio овладение, осада) навязчивость, ананказм. Автор KraftEbbing R.,...
Обучаемость способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий , новых форм деятельности ). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания , мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и...
Обучающий эксперимент форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного...
Общая одаренность интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIXв. английским психологом Ф.Гальтоном . В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены художественная и практическая...
Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности...
Объективная психология условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа , основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной , психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и...
Объективный метод в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых...
Объем внимания одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно...
Объем кратковременной памяти максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без...
Объем памяти количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его...
Оглушение нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие затруднено, а действия...
Одержимость (лат. obsession) понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как чтото чуждое и лишающее его власти над своим телом. Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики ) характеризовались как одержимые, что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по изгнанию духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам...
Окулогравическая иллюзия (от лат. oculus глаз и греч. gravis тяжелый) иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных...
Олигофрения форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервнопсихические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуальноречевой сфере и в меньше степени в сенсомоторной ). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 2050) и дебильность (IQ =...
Олпорт Гордон (1897 1967) американский психолог, специалист по психологии личности . Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чегото осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы , имеющие истоком биологические потребности , при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии...
Ольфактометрия (от лат. alfaceo обоняю и греч. metron мера) измерение остроты обоняния при помощи ольфактометров, из которых наибольшее распространение имеет ольфактометр Цваардемакерта полый цилиндр с порами, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями, которая по мере погружения в цилиндр уменьшает распространение вещества через открытое отверстие трубки в нос испытуемому. Единица измерения остроты обоняния (ольфактия) выражается в сантиметрах погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом. Другую конструкцию имеет ольфактометр Эльсберга и Леви, в котором подачи воздуха в носовую полость происходит импульсно: с помощью шприца с герметический сосуд с пахучим веществом нагнетается определенное количество воздуха, который в свою...
(onanismus: по имени библейского персонажа Онана) — см. Мастурбация. Онанизм сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения эрогенных зон или психологического возбуждения, когда фантазии на сексуальные темы приводят к переживанию оргазма без какихлибо манипуляций. Половое удовлетворение при онанизме не является полноценным изза отрыва телесного ощущения от реального общения и эмоциональной связи с другим человеком, что наиболее важно для нормальной взрослой сексуальности. Другим неблагоприятным аспектом онанизма является то, что его, как правило, сопровождают яркие эротические образы, фиксация на которых может привести к снижению ценности реальных переживаний адекватной половой...
Онейроидная форма переживаний (от греч. оneirоs сновидение + eidоs вид) фантастические переживания при психическом заболевании. Характер переживаний зависит от опыта личности, для которой еще до явных проявлений болезни было свойственно погружение в мир фантазии и грез. Данное явление по большей части возникает при маниакальнодепрессивном психозе и при шизофрении. В настоящее время это понятие в клинической практике не используется. Автор В.МайерГросс...
Онейроидное состояние сознания расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях...
Оно (Es, Id) теоретический конструкт концепции личности З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и СверхЯ...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]