Exit Project: Глоссарий: Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта

Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта



О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания, направленность селективности внимания, чувство, что объект или событие представляет для субъекта значение, приятное чувство, сопровождающее деятельность, которая беспрепятственно достигает цели, чувство, без которого не должно проходить обучение, стремление постоянно воспринимать признаки предмета. Введение. Теория интересов. 1.H.D.Carter (1940) первый, кто попытался дать интеграцию различных эмпирических данных в теории развития профессиональных интересов. При этом он оставался в плане гипотез, не выходивших за рамки наметившихся в научной литературе тенденций. Это были следующие гипотезы: молодой человек, за счет развития профессиональных интересов, пытается практически адаптироваться к условиям окружающего мира; в этой адаптации он ограничен определенными внешними реалиями, которые определяются через домашнее окружение, личность родителей, друзей, доступность культурных ресурсов; кроме того данная адаптация ограничена другими реальностями, которые молодой человек не может контролировать, такими как его врожденные качества (телесные свойства, энергия, психические способности и т.д.); адаптация зависит от субъективных факторов (это, например, идентификация с определенными группами). За счет такой адаптации достигается удовлетворение и завоевывается определенный статус. У человека формируется интерес к определенной деятельности, приобретает опыт в ней, в силу чего достигается соответствие профессии или профессиональной группе. Но подобная адаптация может и не удастся, например, изза недостаточности способностей. Тогда процесс идентификации и адаптации нарушается, и следует новая попытка адаптации. В рамках профессиональной адаптации образец профессиональных интересов постепенно кристаллизируется, тесно увязываясь с чувством самости. Такой образец субъективное образование и принадлежит включается в деятельность по оцениванию предметов окружающего мира, так определенная область становится более предпочтительной, чем другие. Таким образом деятельности начинают переживаться как релевантные или нерелевантные, создавая определенный фон для поступков. Все это обусловливается значимыми оценочными эталонами, которые более мобильны, чем биологические или социальные данные. Попытки адаптации, достигающие успех и доставляющие удовлетворение, придают действенность эталонам оценивания. Но следование неоптимальным в аспекте адаптации образцам ведет к все большему разочарованию и фрустрации, что чревато даже разрушением личности и психозами. Счастье человека зависит, в конченом счете, от удачного выбора соответствующего эталона интересов. Для каждого есть много таких более или менее соответствующих эталонов. В данной теории, профессиональное развитие есть постоянный, вероятностный процесс, но индивидуальное развитие подчас описывается некорректно в силу того, что не выделена определенная хронология с привязкой интересов к возрастам. 2.E.K.Strong (1943) не дает экспликации теории интересов. Но из его опросника Strong Vocational Interest Blank следует, что он понимает под интересами выученные диспозиции, зависящие от заложенных способностей. Он основывается на этой гипотезе, хотя наблюдается достаточно низкая связь между интересами и способностями, проявляющимися в достижениях. Его возражение на это заключается в том, что интересы являются индикаторами не объективных достижений в какойлибо области, а удовлетворенности от деятельности; интересы часто ориентируются не на саму деятельность, а на ее социальную оценку; интересы долгое время могут существовать как скрытые возможности и установки; часто они связаны с обыденными, воспринимающимися несущественными, аспектами деятельности; они только изредка соотносимы с успехом. 3.E.S.Bordin (1943, 1953) исходя из динамической теории Картера, сделал попытку ее уточнить. Для этого он разработал дедуктивную гипотезу, ориентированную на объяснение и прогноз эмпирических данных. Основные гипотезы степень выраженности типа интереса (профиль по шкалам бланка Стронга) варьирует в прямой зависимости от степени принятия определенного профессионального стереотипа, использующегося для самоописания; степень выраженности типа интереса варьирует в прямой зависимости от степени знаний о настоящем профессиональном стереотипе. Бордин видит тесную связь между образцом интересов и личностью, под которой понимает целеориентированного индивида, гибко адаптирующегося к соответствующей ситуации. Им дается следующая интерпретация феноменам интересов: образ Я сына связан с идентификацией с отцом (значимые соотношения между профессией отца и интересами сына); в опроснике интересов задействован тот же тип ответов, что и в личностных опросниках, ориентированных на образ Я (типы интересов различаются в различных типах личности); стереотипы профессии обусловливают влияние образца интересов на выбираемую профессию (положительная связь между шлобальными и измеряемыми интересами); изменения интересов с возрастом не является следствием ошибки измерения, а результат действия ситуаций и целей индивида (зависимость стабильности интересов от стабильности профессиональной ситуации); данные диагностики интересов и достижений индивида лишь некоторые из возможных факторов развития интересов, поэтому они имеют лишь ограниченное значение для прогноза развития профессиональных интересов (умеренная связь между интересами и результатами в тестах достижений). Далее, им были выдвинуты новые гипотезы: чем выше статус отца в его профессии, тем выраженнее связь между профессией отца и типом интересов сына; чем эмоционально ближе отец и сын, тем выше эта связь; чем стабильнее профессия отца во времени, тем выше эта связь; при давлении со стороны отца, растет вероятность разведения профессии отца и типа интересов сына; чем больше знаний о профессиональном стереотипе, тем выше связь между глобальными и измеряемыми интересами; в высоко стереотипизированных профессиях есть высокая связь между глобальными и измеряемыми интересами. 4.R.F.Berdie (1944) обобщает представления о детерминантах профессиональных интересов и дает общее представление о их генезисе: интересы выступают функцией внешних и внутренних влияний, при этом они сохраняют достаточную независимость от этих влияний. Отсутствует единый определяющий фактор (способности, школа, собственный опыт), нот они выступают как некая интеграция. Эталоны интересов конституируются за счет врожденных факторов и раннего опыта, в дальнейшем они изменяются мало, но частные интересы существенно обусловлены реальным опытом. Определенную роль играет фактор осознанной или неосознанной генерализации (неприятный опыт игры в футбол может переносится на другие виды спорта). Все же допускается, что длительные ситуации могут влиять на эталоны интересов и личность. 5.D.E.Super, J.O.Crites (1949, 1962) большое внимание уделяли адекватной теории генезиса интересов. При этом ими использовались такие понятия, как множественное обусловливание, принцип обратной связи, взаимодействие врожденных факторов и факторов среды. Адекватная теория должна иметь следующие составляющие: интересы есть результат взаимодействия врожденных (нервных и эндокринных) факторов, с одной стороны, и действий и социальных оценок, с другой. То, что индивид хорошо делает за счет своих способностей, дает ему удовлетворение и признание товарищей, что результируется в интересах; чтото на основании идентификации заимствуется им у его товарищей, это служит структурированию интересов и деятельности, если эталон подходит, то он усваивается, если нет, происходит новая идентификация и развитие другой Яконцепции и эталонов интересов; потребности и способ адаптации могут побуждать к поиску определенного удовлетворения, но средства достижения различаются у индивидов с разными способностями и разной окружающей средой, поэтому предсказание образования того или иного эталона интереса едва ли возможно. Стабильность эталона интересов обусловлена стабильностью наследственности и социальной среды, имеющимся опыта опробования, идентификацией и социальным одобрением в годы, предшествующие созреванию в юности. Эталоны интересов начинают выкристаллизовываться в ранней юности, опыт опробования проясняет и уточняет его; некоторые переживают существенные изменения эталона интересов в течение юности и ранней взрослости, но это в большей степени связано с типичными эндокринными изменениями, чем с изменением Яконцепции, для которой часто недостает опыта и которая часто опирается на ложную идентификацию. 6.A.Roe (1957, 1964) описала принципы своей теории следующим образом: наследственность задает границы всем признакам развития, но степень генетического контроля, вид и специфичность различаются от признака к признаку на врожденные признаки влияет не только обучение, но и общий культурный и социальноэкономический фон; эталоны развития интересов, установок и других личностных образований зависят от индивидуального опыта, непроизвольного внимания, направленность которого зависит от эталонов раннего опыта, фрустрациями, видом и степенью удовлетворенности потребностей. Мотивы могут быть неосознанными. Это потребности, которые удовлетворяются автоматически, или редко достигающие минимального уровня удовлетворения, забиваемые мотивами более высокого ранга, нерегулярно подкрепляемые. Величина воспринимаемого удовлетворения зависти от силы основных потребностей индивида, длительности времени между возникновением и удовлетворением, оценки, даваемой окружающими. В силу того, что удовлетворение и фрустрация потребностей происходит в семье, прежде всего родителями, модель профессиональных интересов строится на модели отношений родители дети. Выдвигаются следующие гипотезы: отношения родители дети, которые квалифицируются как любовь, требовательность, защита, приводят к формированию персоноориентированных интересов (социальная служба, искусство, предпринимательство); отношения родители дети, основанные на отказе, пренебрежении, попустительства, приводят к формированию неперсоноориентированных интересов (технология, естественные науки); дети, которые воспринимают опеку и требовательность как органичивающие, могут в виде защиты стать неперсоноориентированными, напротив, дети из противоположной группы могут стать персоноориентированными, чтобы, пережить то удовлетворение, которого они были лишены в раннем детстве. 7.L.E.Tyler (1964) вывел следующие следствия: интересы представляют собой не отдельные свойства, а комплексы, которые развиваются как склонность к определенным областям деятельности, которые ранее воспринимались как недифференцированные. Это приводит к принятию определенных ролей, прежде всего половых и профессиональных. Было обнаружено, что развитие естественнонаучных интересов в качестве детерминант выступают психические способности, профессия и профессиональный уровень отца. 8.С.Л.Рубинштейн в Основах общей психологии дает следующее определение: развитие интересов не автономный процесс, а зависит от системы условий формирования личности; определяющую роль играет окружение личности; маленький ребенок не имеет стабильных интересов, а лишь интересы, соответствующие интересам его социального окружения; у ребенка позднего дошкольного возраста образуются более стабильные интересы; в дальнейшем школа выступает существенным фактором развития интересов; при рано проявляющихся способностях можно наблюдать раннюю стабилизацию интересов; в пубертате интересы характеризуются стабильным кругом интересов, переходом от отдельного к всеобщему, практическим применением. 9.U.LederleSchenk (1972) локализует развитие интересов в рамках личностного развития, понимаемому по К.Левину: при активном взаимодействии индивида и окружающей среды достигается дифференциация интересов. При этом повышается уровень организации интересов, интересы становятся воспринимаемыми как общие и частные, достигается иерархическая централизация. С развитием интересов расширяется жизненный кругозор, увеличивается число степеней свободы, временная перспектива. Заключение и дискуссия. Интересы относительно длительные и обобщенные тенденции поведения, стоящие в своем развитии в тесной связи с развитием образа Я, ориентированные на различные предметные области и зависимые от половых ролей.

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Обсессия

Обсессия (от фр. obsession от лат. obsessio овладение, осада) навязчивость, ананказм. Автор KraftEbbing R.,...

Обучаемость

Обучаемость способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий , новых форм деятельности ). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания , мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и...

Обучающий эксперимент

Обучающий эксперимент форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного...

Общая одаренность

Общая одаренность интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIXв. английским психологом Ф.Гальтоном . В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены художественная и практическая...

Общение

Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности...

Объективная психология

Объективная психология условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа , основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной , психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и...

Объективный метод в психологии

Объективный метод в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых...

Объем внимания

Объем внимания одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно...

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без...

Объем памяти

Объем памяти количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его...

Оглушение

Оглушение нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие затруднено, а действия...

Одержимость

Одержимость (лат. obsession) понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как чтото чуждое и лишающее его власти над своим телом. Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики ) характеризовались как одержимые, что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по изгнанию духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам...

Окулогравическая иллюзия

Окулогравическая иллюзия (от лат. oculus глаз и греч. gravis тяжелый) иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных...

Олигофрения

Олигофрения форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервнопсихические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуальноречевой сфере и в меньше степени в сенсомоторной ). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 2050) и дебильность (IQ =...

Олпорт Гордон

Олпорт Гордон (1897 1967) американский психолог, специалист по психологии личности . Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чегото осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы , имеющие истоком биологические потребности , при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии...

Ольфактометрия

Ольфактометрия (от лат. alfaceo обоняю и греч. metron мера) измерение остроты обоняния при помощи ольфактометров, из которых наибольшее распространение имеет ольфактометр Цваардемакерта полый цилиндр с порами, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями, которая по мере погружения в цилиндр уменьшает распространение вещества через открытое отверстие трубки в нос испытуемому. Единица измерения остроты обоняния (ольфактия) выражается в сантиметрах погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом. Другую конструкцию имеет ольфактометр Эльсберга и Леви, в котором подачи воздуха в носовую полость происходит импульсно: с помощью шприца с герметический сосуд с пахучим веществом нагнетается определенное количество воздуха, который в свою...

Онанизм

(onanismus: по имени библейского персонажа Онана) — см. Мастурбация. Онанизм сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения эрогенных зон или психологического возбуждения, когда фантазии на сексуальные темы приводят к переживанию оргазма без какихлибо манипуляций. Половое удовлетворение при онанизме не является полноценным изза отрыва телесного ощущения от реального общения и эмоциональной связи с другим человеком, что наиболее важно для нормальной взрослой сексуальности. Другим неблагоприятным аспектом онанизма является то, что его, как правило, сопровождают яркие эротические образы, фиксация на которых может привести к снижению ценности реальных переживаний адекватной половой...

Онейроидная форма переживаний

Онейроидная форма переживаний (от греч. оneirоs сновидение + eidоs вид) фантастические переживания при психическом заболевании. Характер переживаний зависит от опыта личности, для которой еще до явных проявлений болезни было свойственно погружение в мир фантазии и грез. Данное явление по большей части возникает при маниакальнодепрессивном психозе и при шизофрении. В настоящее время это понятие в клинической практике не используется. Автор В.МайерГросс...

Онейроидное состояние сознания

Онейроидное состояние сознания расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях...

Оно (Es, Id)

Оно (Es, Id) теоретический конструкт концепции личности З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и СверхЯ...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта