Exit Project: Глоссарий: Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)



Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.

Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.

Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.

Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.

В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.

В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).

Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).

Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.

В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.

С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.

Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.

Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.

В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.

Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.

Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.

В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Умер в 1966 году.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Ольга Кретинина
08.11.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Обсессия

Обсессия (от фр. obsession от лат. obsessio овладение, осада) навязчивость, ананказм. Автор KraftEbbing R.,...

Обучаемость

Обучаемость способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий , новых форм деятельности ). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания , мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и...

Обучающий эксперимент

Обучающий эксперимент форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного...

Общая одаренность

Общая одаренность интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIXв. английским психологом Ф.Гальтоном . В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены художественная и практическая...

Общение

Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности...

Объективная психология

Объективная психология условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа , основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной , психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и...

Объективный метод в психологии

Объективный метод в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме ) и на использование верифицируемых...

Объем внимания

Объем внимания одна из характеристик внимания , показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия , который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно...

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без...

Объем памяти

Объем памяти количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его...

Оглушение

Оглушение нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие затруднено, а действия...

Одержимость

Одержимость (лат. obsession) понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как чтото чуждое и лишающее его власти над своим телом. Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики ) характеризовались как одержимые, что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по изгнанию духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам...

Окулогравическая иллюзия

Окулогравическая иллюзия (от лат. oculus глаз и греч. gravis тяжелый) иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных...

Олигофрения

Олигофрения форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервнопсихические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуальноречевой сфере и в меньше степени в сенсомоторной ). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 2050) и дебильность (IQ =...

Олпорт Гордон

Олпорт Гордон (1897 1967) американский психолог, специалист по психологии личности . Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чегото осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы , имеющие истоком биологические потребности , при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии...

Ольфактометрия

Ольфактометрия (от лат. alfaceo обоняю и греч. metron мера) измерение остроты обоняния при помощи ольфактометров, из которых наибольшее распространение имеет ольфактометр Цваардемакерта полый цилиндр с порами, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями, которая по мере погружения в цилиндр уменьшает распространение вещества через открытое отверстие трубки в нос испытуемому. Единица измерения остроты обоняния (ольфактия) выражается в сантиметрах погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом. Другую конструкцию имеет ольфактометр Эльсберга и Леви, в котором подачи воздуха в носовую полость происходит импульсно: с помощью шприца с герметический сосуд с пахучим веществом нагнетается определенное количество воздуха, который в свою...

Онанизм

(onanismus: по имени библейского персонажа Онана) — см. Мастурбация. Онанизм сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения эрогенных зон или психологического возбуждения, когда фантазии на сексуальные темы приводят к переживанию оргазма без какихлибо манипуляций. Половое удовлетворение при онанизме не является полноценным изза отрыва телесного ощущения от реального общения и эмоциональной связи с другим человеком, что наиболее важно для нормальной взрослой сексуальности. Другим неблагоприятным аспектом онанизма является то, что его, как правило, сопровождают яркие эротические образы, фиксация на которых может привести к снижению ценности реальных переживаний адекватной половой...

Онейроидная форма переживаний

Онейроидная форма переживаний (от греч. оneirоs сновидение + eidоs вид) фантастические переживания при психическом заболевании. Характер переживаний зависит от опыта личности, для которой еще до явных проявлений болезни было свойственно погружение в мир фантазии и грез. Данное явление по большей части возникает при маниакальнодепрессивном психозе и при шизофрении. В настоящее время это понятие в клинической практике не используется. Автор В.МайерГросс...

Онейроидное состояние сознания

Онейроидное состояние сознания расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях...

Оно (Es, Id)

Оно (Es, Id) теоретический конструкт концепции личности З.Фрейда . Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и СверхЯ...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)