Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Агнозия (от греч. а отрицат. частица и gnsis знание) нейропсихологическое нарушение . Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур. Агнозии обычно не развивается при поражении первичных (проекционных) отделов коры головного мозга , входящих в состав коркового уровня анализаторов , когда наступают лишь элементарные расстройства чувствительности (снижение зрения, слуха, тактильной чувствительности , нарушения болевой чувствительности). Лишь при поражении вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры возникает собственно агнозия , когда элементарная чувствительность сохраняется, но утрачивается способность к анализу и синтезу информации о предмете, его опознание существенно затрудняется или становится...
Проявляется нарушениями узнавания звуков, фонем и предметов по характерным для них звукам. Полная Агнозия акустическая носит название душевной глухоты. Син.: Агнозия...
Характеризуется нарушением восприятия болевых...
Агнозия зрительная нейропсихологическое нарушение , описанное в 1889г. H.Lissauer. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при приеме зрительной информации (предметов или их изображений), когда острота зрения сохраняется достаточной. Возникает при поражении вторичных полей затылочной коры и прилегающих к ним теменных и височных полей, и ее характер определяется стороной поражения и локализацией очага. Различают апперцептивную зрительную агнозию, при которой нарушается синтез отдельных признаков в единое целое, и ассоциативную, когда теряется способность называния воспринимаемого предмета. Также выделяют следующие виды зрительной агнозии . При предметной зрительной агнозии не узнаются сами предметы и их изображения. При пространственной зрительной агнозии, описанной...
Агнозия на лица (Bodamer J., 1947) — утрата способности узнавания знакомых лиц при непосредственном общении и на фотографии. Син.: прозопагнозия, симптом...
Агнозия обонятельная — характеризуется нарушением узнавания предметов или веществ по типичному для них...
Агнозия односторонняя пространственная (Holme G., 1919; Brain W., 1941) — нарушение восприятия невербальных раздражителей (зрительных, тактильных, слуховых), исходящих из левой половины пространства. Наблюдается при поражении задних отделов правого полушария — теменно-затылочных отделов коры и подкорковых образований (Корчажинская В.И., Попова Л.Т., 1977). Входит в структуру Зангвилла и Гекена апрактагностических...
Агнозия пространственная (Paterson A., Zangwill O.,1945) — форма оптической агнозии, характеризующаяся потерей способности ориентироваться в пространстве, в расположении предметов и определять расстояние между ними. Наблюдается при очаговом органическом поражении головного мозга теменнозатылочной локализации. Син.: геометрически-оптическая агнозия (Potzl О., 1928), слепота пространства (Kleist K.,...
Агнозия симультанная (Poppelreiter W., 1923; Wolpert J,, 1924) —характеризуется нарушением узнавания группы объектов как целого в их совокупности или ситуации в целом, в то время как отдельные объекты узнаются верно. Наблюдается при поражении передней части затылочной доли доминантного...
См. Агнозия...
Агнозия тактильная — характеризуется невозможностью определять предметы на ощупь, хотя отдельные их качества (форма, масса, температура поверхности) квалифицируются правильно. Отличается от других видов астереогноза — анхилогнозии (нарушено узнавание текстуры объекта, его массы, температуры) и аморфогнозии (нарушено узнавание формы объекта). Син.: тактильная семантическая агнозия (Delay G.,...
Агорафобия страх открытого...
Аграмматизм (от греч. a отрицат. частица и grammata чтение, письмо) нейропсихологическое нарушение . Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии...
Аграфия (от греч. а отрицат. частица и grapho пишу) нейропсихологическое нарушение . Характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Афатическая аграфия возникает при афазии , когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти . Апрактическая аграфия возникает при идеаторной афазии, конструктивная при конструктивной афазии. Выделяется также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного...
Агрессивное поведение животных поведение , направленное на уничтожение или устранение из сферы влияния других живых организмов. Может реализовываться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализированной борьбы, когда противоборство между соперниками (самцами) сопровождается специфическими предупреждающими сигналами (движения или звуки), которые служат...
Агрессивность (лат. aggressio — нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и бредовых переживаний, импульсивных поступков кататоников. Наблюдается и при состояниях нарушенного...
Агрессия поведение , ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта , стрессов , фрустраций . Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какойлибо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет...
Агрипния (греч. agrypnia — бессонница). Нарушение сна, характеризующееся его поверхностностью, кратковременностью, частыми пробуждениями. Наблюдается при многих психических заболеваниях — шизофрении, эндогенных депрессиях, неврозах, неврозоподобных состояниях. По А.М.Эпштейну (1928), агрипнический синдром — обозначение состояния похмелья, в клинической картине которого расстройства сна играют важную роль (бессонница, кошмарные сновидения, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации). Син.: асомния, инсомния,...
Адаптационный синдром комплекс реакций адаптации организма живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия ( стрессоры ). Совокупность признаков, характеризующих такое функциональное состояние, была описана в 1936г. Г.Селье и названа стрессом. Основными проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов. Динамика адаптационного синдрома обычно включает три стадии. На первой (стадия тревоги), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. На второй стадии (стадия сопротивляемости) повышается устойчивость...
Адаптация (от лат. adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]