Когнитивная психотерапия психотерапевтический метод, разработанный А.Т.Беком (BeckA.T. Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects, N.Y., 1967; Cognitive Therapy and Emotional Disorders, N.Y., 1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения . При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний ) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы каким я вижу себя?, какое будущее меня ожидает? и каков окружающий мир? пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает все возможности их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения (автоматические мысли) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа строит оптимальное осознание собственных действий. Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод получил широкое распространение и применяется в настоящее время тогда, когда речь идет о слишком заниженной самооценке . Лит.: BeckA.T., RushA.J., EmeryG., ShawB.F. Kognitive Therapie der Depression, Munchen, 1981.
Онтогенез развитие индивида на протяжении его...
Онтогенез процессов восприятия структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий . При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических...
Оперантное обусловливание форма научения . Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним инструментальное научение, operant...
Оперативная единица восприятия выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости...
Оперативная настройка подготовка к осуществлению действия при заданных условиях, в соответствии с которыми предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль предстоящей деятельности . При оперативной настройке происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях осуществления деятельности оперативная настройка становится...
Оперативное поле зрения часть поля зрения, практически одномоментно воспринимаемая и опознаваемая человеком. Его величина зависит от многих условий: от установки наблюдателя и задачи восприятия , колебания внимания , от пространственных признаков...
Оперативный образ отражение в сознании человека предмета (или процесса), на который ориентировано действие . Полнота оперативного образа строго определяется необходимостью адекватного осуществления данного конкретного действия, и все избыточные признаки предмета в него не входят. За счет этого достигается его лаконичность и надежность, необходимые для успешного выполнения задачи в обычных или затрудненных...
Оперативный порог количественный показатель, выражающий собой максимальную для данных условий скорость и точность приема и переработки информации человекомоператором на протяжении определенного времени. При таких характеристиках сигналов по интенсивности, длительности, пространственным параметрам, которые близки к пороговым, скорость и точность различения сигналов минимальны, а утомление максимально. При увеличении этих характеристик скорость и точность различения возрастают, но до определенного предела, который носит название переломных точек, при достижении которого параметры приема информации уже не улучшаются. Величина расхождения характеристик сигналов с пороговыми значениями, при которой скорость и точность различения достигают максимального значения, называется порогом оптимального...
Оперативный порог ощущений наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания имеют максимальные...
Операционализм форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо американского физика П.Бриджменом. По его представлениям, научные понятия надо определять операционально, через ту или иную систему физических и измерительных операций , которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Позже инструментальные операции были дополнены умственными, прежде всего вербальными и манипуляциями с символами. Данная методология оказала существенное влияние на зарубежных психологов, особенно имеющих бихевиористскую ориентациею ( Э.Толмен , Б.Скиннер...
Операция структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий...
Операция в концепции Ж.Пиаже интериоризованные действия , обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления . Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Ж.Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и...
Описание психодиагностической методики набор характеристик, которые указывают область применения данной методикой. К этим характеристикам относятся следующие: Заголовок (автор, методика для...). Тип методики (метод суждений, шкалирования, проективный метод и т.д.). 1.Концепция теста (то, что измеряется). 1.1.Теоретическое обоснование. 1.2.Структура теста (тестовые батареи, субтесты). 1.3.Примеры пунктов. 2.Конструкция теста (предыдущие версии, источник формулировок, пробы). 3.Статистические критерии. 3.1.Объективность (в аспекте проведения, обработки. интерпретации). 3.2.Надежность (стабильность, консистентность, гомогенность, выраженные в соответствующих коэффициентах). 3.3.Валидность (логическая, эмпирическая, средовая и прогностическая, критерии внешней и внутренней валидности, факторный анализ). 3.4.Нормы (характер нормировки, выборки, репрезентативность). 4.Проведение. 4.1.Форма (индивидуальная, групповая, параллельная, короткая). 4.2.Референтная выборка (возраст, пол и т.д.). 4.3.Время проведения. 4.4.Материал...
Опознавательные признаки набор признаков предмета, на основании которого данный предмет относится к определенному...
Опознание процесс отнесения воспринимаемого предмета к какомулибо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество...
Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в...
Опросники креативности средство диагностики творческих способностей индивида, представляющее собой списки ситуаций, чувств, интересов , форм поведения , которые характерны для творческих людей. Данные опросники могут быть адресованы и самому испытуемому, и его...
Оптикогеометрические иллюзии зрительные иллюзии , за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптикогеометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптикогеометрические иллюзии имеют параллели в...
Оптическое смешение цветов лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного...
Оральная стадия психосексуального развития (от лат. оris рот) первый этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Проходит в первый год...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]