Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Онтогенез развитие индивида на протяжении его...
Онтогенез процессов восприятия структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий . При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических...
Оперантное обусловливание форма научения . Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним инструментальное научение, operant...
Оперативная единица восприятия выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости...
Оперативная настройка подготовка к осуществлению действия при заданных условиях, в соответствии с которыми предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль предстоящей деятельности . При оперативной настройке происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях осуществления деятельности оперативная настройка становится...
Оперативное поле зрения часть поля зрения, практически одномоментно воспринимаемая и опознаваемая человеком. Его величина зависит от многих условий: от установки наблюдателя и задачи восприятия , колебания внимания , от пространственных признаков...
Оперативный образ отражение в сознании человека предмета (или процесса), на который ориентировано действие . Полнота оперативного образа строго определяется необходимостью адекватного осуществления данного конкретного действия, и все избыточные признаки предмета в него не входят. За счет этого достигается его лаконичность и надежность, необходимые для успешного выполнения задачи в обычных или затрудненных...
Оперативный порог количественный показатель, выражающий собой максимальную для данных условий скорость и точность приема и переработки информации человекомоператором на протяжении определенного времени. При таких характеристиках сигналов по интенсивности, длительности, пространственным параметрам, которые близки к пороговым, скорость и точность различения сигналов минимальны, а утомление максимально. При увеличении этих характеристик скорость и точность различения возрастают, но до определенного предела, который носит название переломных точек, при достижении которого параметры приема информации уже не улучшаются. Величина расхождения характеристик сигналов с пороговыми значениями, при которой скорость и точность различения достигают максимального значения, называется порогом оптимального...
Оперативный порог ощущений наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания имеют максимальные...
Операционализм форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо американского физика П.Бриджменом. По его представлениям, научные понятия надо определять операционально, через ту или иную систему физических и измерительных операций , которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Позже инструментальные операции были дополнены умственными, прежде всего вербальными и манипуляциями с символами. Данная методология оказала существенное влияние на зарубежных психологов, особенно имеющих бихевиористскую ориентациею ( Э.Толмен , Б.Скиннер...
Операция структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий...
Операция в концепции Ж.Пиаже интериоризованные действия , обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления . Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Ж.Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и...
Описание психодиагностической методики набор характеристик, которые указывают область применения данной методикой. К этим характеристикам относятся следующие: Заголовок (автор, методика для...). Тип методики (метод суждений, шкалирования, проективный метод и т.д.). 1.Концепция теста (то, что измеряется). 1.1.Теоретическое обоснование. 1.2.Структура теста (тестовые батареи, субтесты). 1.3.Примеры пунктов. 2.Конструкция теста (предыдущие версии, источник формулировок, пробы). 3.Статистические критерии. 3.1.Объективность (в аспекте проведения, обработки. интерпретации). 3.2.Надежность (стабильность, консистентность, гомогенность, выраженные в соответствующих коэффициентах). 3.3.Валидность (логическая, эмпирическая, средовая и прогностическая, критерии внешней и внутренней валидности, факторный анализ). 3.4.Нормы (характер нормировки, выборки, репрезентативность). 4.Проведение. 4.1.Форма (индивидуальная, групповая, параллельная, короткая). 4.2.Референтная выборка (возраст, пол и т.д.). 4.3.Время проведения. 4.4.Материал...
Опознавательные признаки набор признаков предмета, на основании которого данный предмет относится к определенному...
Опознание процесс отнесения воспринимаемого предмета к какомулибо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество...
Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в...
Опросники креативности средство диагностики творческих способностей индивида, представляющее собой списки ситуаций, чувств, интересов , форм поведения , которые характерны для творческих людей. Данные опросники могут быть адресованы и самому испытуемому, и его...
Оптикогеометрические иллюзии зрительные иллюзии , за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптикогеометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптикогеометрические иллюзии имеют параллели в...
Оптическое смешение цветов лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного...
Оральная стадия психосексуального развития (от лат. оris рот) первый этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Проходит в первый год...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]